Решение по делу № 33-10859/2020 от 23.10.2020

Судья – Гуляева Л.В.

Дело № 33-10859/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,

судей Крюгер М.В., Ивановой Е.В.,

при секретаре Басимовой Н.М.,

рассмотрела 23 ноября 2020 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Ужеговой Екатерины Ивановны на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 25 августа 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора Юсьвинского района в интересах Ужеговой Екатерины Ивановны к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о взыскании невыплаченных выплат, процентов за задержку выплат при увольнении отказать».

Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Боталовой М.В., возражавшей относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Юсьвинского района в интересах Ужеговой Е.И. обратился в суд с иском к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о взыскании невыплаченных выплат, процентов.

В обоснование требований указано, что по обращению Ужеговой Е.И. прокуратурой Юсьвинского района была проведена проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой установлено, что с 06.08.2007 Ужегова Е.И. работала консультантом по правовым вопросам в администрации Купросского сельского поселения, 01.01.2017 переведена на муниципальною должность муниципальной службы заместителя главы администрации Купросского сельского поселения, на основании решения Совета депутатов Купросского сельского поселения от 31.10.2018 № ** 01.11.2018 назначена временно исполняющей обязанности главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения, при этом она не была освобождена от исполнения обязанностей заместителя главы администрации и не была уволена с этой должности. Трудовой договор с ней расторгнут не был, другой трудовой договор не заключался. 08.02.2019 ставка заместителя главы администрации Купросского сельского поселения была сокращена, однако Ужегова Е.И. по этому основанию уволена не была, какие-либо компенсации и пособия, полагающиеся при увольнении, ей не выплачивались. В рамках внутреннего финансового контроля администрация Юсьвинского муниципального округа была обязана своевременно выявить данное нарушение трудового законодательства, принять соответствующие меры и оказать необходимую правовую помощь, чего сделано не было. На основании Закона Пермского края от 20.06.2019 № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края» 31.01.2020 полномочия и.о. главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения Ужеговой Е.И. были прекращены досрочно в связи с преобразованием муниципального образования. При увольнении истцу была произведена выплата лишь компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска и денежного поощрения по итогам работы за январь 2020 года. Распоряжением и.о. главы администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 11.02.2020 № ** распоряжение о прекращении полномочий и.о. главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения Ужеговой Е.И. было отменено. Распоряжением временно исполняющего обязанности главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения от 01.02.2020 № ** полномочия и.о. главы сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения Ужеговой Е.И. были прекращены в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ. Никакие дополнительные выплаты, кроме ранее выплаченных, Ужеговой Е.И. не производились. Ее заработная плата в месяц составляла 37939,57 руб. Приказом территориального отдела Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Пермского края по Юсьвинскому району от 12.02.2020 № ** Ужегова Е.И. признана безработной, ей назначено пособие по безработице с 01.05.2020, до настоящего времени она не трудоустроена. 18.03.2020 главе округа – главе администрации Юсьвинского муниципального округа прокурором было внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое было отклонено. В выплате истцу среднего месячного заработка за второй и третий месяц со дня увольнения ответчиком было отказано. Между тем с момента сокращения должности заместителя главы администрации по 01.02.2020 Ужегова Е.И. являлась муниципальным служащим, имела классный чин муниципальной службы, ей выплачивался оклад за классный чин, в связи с чем полагают, что ей должно было быть выплачено выходное пособие при увольнении, в том числе за второй и третий месяц после увольнения. С учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просили взыскать с ответчика в пользу Ужеговой Е.И. недополученные выплаты в размере 113818,71 руб. из расчета должностного оклада и.о. главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения в размере 9465,04 руб., надбавки за выслугу лет – 1893,01 руб., надбавки за особые условия службы – 15144,06 руб., ежемесячного денежного поощрения – 2366,26 руб., оклада за классный чин – 4122,56 руб., районного коэффициента – 4948,64 руб., а также взыскать в соответствии со ст. 236 ТК РФ проценты на сумму недополученных выплат за период с 01.02.2020 по 30.07.2020 в размере 5318,49 руб., с продолжением начисления процентов в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы в размере 113818,71 руб. за каждый день задержки, начиная с 31.07.2020, по день фактического расчета включительно.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований просит истец, считая решение суда незаконным и необоснованным. В жалобе указывает, что с 02.07.2019 администрация Купросского сельского поселения подлежала ликвидации на основании решения Совета депутатов Купросского сельского поселения от 01.07.2019 № 128. При этом, также с 02.07.2019 бюджет Купросского сельского поселения перешел в муниципальное образование Юсьвинский муниципальный район, с 01.01.2019 по 31.12.2019 между администрацией Юсьвинского муниципального района и администрацией Купросского сельского поселения заключено соглашение о ведении бухгалтерского и кадрового учета МКУ «Единый расчетный центр администрации Юсьвинского муниципального района», все имущество администрации Купросского сельского поселения было передано в администрацию Юсьвинского муниципального района в декабре 2019 года по передаточному акту. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ администрация Купросского сельского поселения действительно ликвидирована 18.02.2020, однако бюджет поселения с 02.07.2019 был передан в администрацию Юсьвинского муниципального района. Также компенсация за неиспользованные дни отпуска за последние 3 года истцу была выплачена на основании распоряжения администрации Юсьвинского муниципального района от 31.01.2020. Полагает, что единственным правопреемником администрации Купросского сельского поселения является администрация Юсьвинского муниципального округа. Считает, что поскольку она уволена с должности 01.02.2020, на учете в Центре занятости состоит с 03.02.2020, пособие по безработице начислено лишь с 01.05.2020, то за февраль, март, апрель 2020 года имеет право получить выплаты в соответствии со ст.178 ТК РФ с администрации Юсьвинского муниципального округа.

В возражениях на доводы жалобы ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении дела не подавала, уважительности причин неявки не предоставила.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.

Аналогичные положения установлены ч. 7 ст. 11 ТК РФ, согласно которым на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Частью 2 ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Частью 1 ст. 178 ТК РФ предусмотрено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

В силу ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Судом установлено и следует из материалов дела, 06.08.2007 Аксенова (после заключения брака – Ужегова) Е.И. была принята на муниципальную должность муниципальной службы администрации Купросского сельского поселения консультантом по правовым вопросам, 01.01.2017 переведена на муниципальную должность муниципальной службы заместителемя главы администрации Купросского сельского поселения.

01.11.2018 Ужегова Е.И. назначена временно исполняющей обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения на основании решения Совета депутатов Купросского сельского поселения от 31.10.2018 № **. При этом на период исполнения обязанностей главы поселения Ужегова Е.И. не была освобождена от исполнения обязанностей заместителя главы поселения.

В трудовой книжке истца записи об увольнении с должности заместителя главы администрации не имеется, трудовой договор по указанной должности с ней расторгнут не был, какие-либо выплаты, причитающиеся при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, Ужегова Е.И. не получала.

Решениями Совета депутатов Купросского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края от 28.12.2018 № 91 и № 92 были утверждены реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Купросском сельском поселении и структура администрации Купросского сельского поселения, согласно которых с 01.02.2019 должность заместителя главы администрации в администрации Купросского сельского поселения отсутствует.

Распоряжением администрации Юсьвинского муниципального района от 31.01.2020 были прекращены полномочия исполняющего обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения Ужеговой Е.И. по п.12 ч.6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с преобразованием муниципального образования на основании закона Пермского края от 20.06.2019 № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края».

Впоследствии распоряжением исполняющего полномочия главы администрации Юсьвинского муниципального района от 11.02.2020 № ** распоряжение главы администрации Юсьвинского муниципального района от 31.01.2020 № ** было отменено.

Распоряжением временно исполняющей обязанности сельского поселения – главы администрации Купросского сельского поселения Ужеговой Е.И. от 01.02.2020 № ** ее полномочия прекращены в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ), начислена компенсация за 62,8 неиспользованных дней отпуска, указано на выплату Муниципальным казенным учреждением Юсьвинского муниципального района «Единый учетный центр» в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

Приказом территориального отдела Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Пермского края по Юсьвинскому району от 12.02.2020 № ** Ужегова Е.И. признана безработной, ей назначено пособие по безработице с 01.05.2020, до настоящего времени она не трудоустроена.

Согласно решению территориального отдела Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Пермского края по Юсьвинскому району от 14.05.2020 № ** за Ужеговой Е.И. сохраняется средний месячный заработок.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка, в том числе за второй и третий месяц со дня увольнения, истцу не выплачено.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав фактические обстоятельства по делу, руководствуясь положениями Закона Пермского края от 20.06.2019 № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края» (далее – Закон № 427-ПК), согласно которого новое муниципальное образование Юсьвинский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона, а юридические лица, в том числе Купросское сельское поселение утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона, полномочия по решению вопросов местного значения Юсьвинского муниципального округа Пермского края на соответствующих территориях в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Юсьвинского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях, за исключением, в том числе администрации Купросского сельского поселения, полномочия которой прекращаются со дня вступления в силу настоящего Закона, и со дня прекращения полномочий органов местного самоуправления, определенного в соответствии с ч.4 ст.4 Закона № 427-ПК, указанные органы местного самоуправления подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения представительного органа муниципального образования, а также положениями ч.5 ст.34, ч.10 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, обоснованно исходил из того, что администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края не является правопреемником администрации Купросского сельского поселения в трудовых правоотношениях с Ужеговой Е.И.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим отношения спорящих сторон, и имеющим значение для дела обстоятельствам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами.

Согласно ч.4 ст.4 Закона № 427-ПК указанные в данном законе органы местного самоуправления, в том числе Купросского сельского поселения подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения представительного органа муниципального образования, в котором определяются: состав ликвидационной комиссии; функции ликвидационной комиссии; планы ликвидационных мероприятий; срок проведения ликвидации.

Решением Совета депутатов Купросского сельского поселения от 01.07.2019 № 128 МКУ «Администрация Купросского сельского поселения» ликвидировано, утверждено положение о ликвидационной комиссии, план ликвидационных мероприятий, состав ликвидационной комиссии, председателем которой назначена Ужегова Е.И.

Решением Думы Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 05.11.2019 № 13 администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края определена правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами органов местного самоуправления Юсьвинского муниципального района, Архангельского, Купросского, Майкорского, Пожвинского, Юсьвинского сельских поселений, в том числе администрации Купросского сельского поселения.

Решением Думы Юсьвинского муниципального округа от 31.01.2020 № 94 утвержден ликвидационный баланс Купросского сельского поселения, из которого следует, что дебиторская задолженность по выплатам отсутствует. В справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах сведений о наличии задолженности по заработной плате не имеется.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 14.08.2020 сведения о ликвидации администрации Купросского сельского поселения, как юридического лица, внесены в ЕГРЮЛ 18.02.2020. Администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края создана как юридическое лицо 19.02.2020.

Таким образом, администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края не является правопреемником Администрации Купросского сельского поселения в трудовых правоотношениях с Ужеговой Е.И., поэтому в удовлетворении исковых требования Ужеговой Е.И. к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края по заявленному трудовому спору правомерно отказано, поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

Как правильно указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 19.12.2018 №45-П, закрепление гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства на законодательном уровне обусловлено стремлением государства оказать материальную поддержку лицам, уволенным в связи с обстоятельствами, препятствующими сохранению трудовых отношений и не зависящими от волеизъявления работника либо его виновного поведения. Соответственно, данная гарантия - поскольку ее предоставление связывается федеральным законодателем исключительно с основаниями увольнения по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности, - должна распространяться на всех лиц, увольняемых по таким основаниям, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости. Между тем, для работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, такая выплата не всегда может быть гарантирована, поскольку к моменту возникновения такого права у работников, в единый государственный реестр юридических лиц уже могут быть внесены сведения о прекращении организации, ликвидации юридического лица, в связи с чем процедура ликвидации считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, то есть когда субъект, к которому можно предъявить соответствующее требование, уже не существует, что лишает такого работника возможности получить гарантированную законом выплату.

Учитывая изложенное, и вопреки доводам жалобы администрация Купросского сельского поселения прекратила свое существование, как юридическое лицо 18.02.2020, когда завершилась процедура ликвидации и сведения об этом были внесены в ЕГРЮЛ, а администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края, созданная как юридическое лицо 19.02.2020 не является правопреемником администрации Купросского сельского поселения в трудовых правоотношениях с Ужеговой Е.И.

Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого судом решения, в апелляционной жалобе не приводится.

Таким образом, доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения и сводятся к несогласию с оценкой установленных судом доказательств, которым дан надлежащий анализ и правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 25 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ужеговой Екатерины Ивановны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10859/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ужегова Екатерина Ивановна
Прокурор Юсьвинского района
Ответчики
Администрация Юсьвинского муниципального округа
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Крюгер Мария Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.10.2020Передача дела судье
23.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2020Передано в экспедицию
23.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее