Решение по делу № 8Г-18703/2022 [88-18664/2022] от 30.08.2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                 № 88-18664/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                              4 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Лавник М.В.,

судей Гусева Д.А., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело             № 2-64/2022 (УИД 04RS0022-01-2021-001558-59) по иску прокуратуры Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах Сафроновой Натальи Александровны к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тарбагатайская центральная районная больница» о возложении обязанности,

по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Прокуратура Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах Сафроновой Натальи Александровны (далее – Сафронова Н.А.) обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тарбагатайская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница») о возложении обязанности.

В обоснование требований указывала на то, что Сафронова Н.А. состоит на учете в ГБУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница» с диагнозом <данные изъяты> нуждается в тест-полосках для глюкометра.

Прокуратурой Тарбагатайского района Республики Бурятия проведена проверка обращения Сафроновой Н.А. по вопросу необеспечения последней тест-полосками для глюкометра.

    В ходе проверки установлено, что ГБУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница» в 2021 году Сафроновой Н.А. выписано и выдано 14 упаковок тест-полосок и одна упаковка игл для шприц-ручки, что не соответствует необходимой потребности в обеспечении Сафроновой Н.А. необходимыми изделиями медицинского назначения.

Прокуратура Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах Сафроновой Н.А. просила суд обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить Сафронову Н.А. тест-полосками для глюкометра в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом; обязать ГБУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница» производить своевременную выписку Сафроновой Н.А. рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Решением Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2022 г. исковые требования прокуратуры Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах Сафроновой Н.А. удовлетворены. На Министерство здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность обеспечить Сафронову Н.А. тест-полосками для глюкометра в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом. На ГБУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница» возложена обязанность производить своевременную выписку Сафроновой Н.А. рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г. решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2022 г. изменено в части. Абзац 2 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: «Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать обеспечение Сафроновой Н.А. тест-полосками для глюкометра в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.» В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Бурятия просит об отмене судебных актов как незаконных.

Прокуратурой Республики Бурятия поданы возражения на кассационную жалобу.

    Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции                     не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Сафронова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием - <данные изъяты>, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница» с диагнозом <данные изъяты>, имеет право на бесплатное получение соответствующих лекарственных препаратов, нуждается в тест-полосках для глюкометра, иглах для шприц-ручек.

Согласно клиническим рекомендациям <данные изъяты>

В связи с чем, истцу Сафроновой Н.А. должно было быть предоставлено не менее 29 упаковок тест-полосок №50 в год.

В течение 2021 года выписано и выдано согласно рецептам 14 упаковок тест-полосок Акку-Чек Актив №50.

В связи с отсутствием в ГБУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница» эндокринолога, Сафронова Н.А. была направлена в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко».

Согласно заключению врача эндокринолога ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» Сафроновой Н.А. установлен диагноз <данные изъяты>

Учитывая изложенное, судом установлено, что Сафроновой Н.А. показан ежедневный мониторинг уровня сахара в крови и инъекции инсулином.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что Сафронова Н.А. не была обеспечена необходимым количеством тест-полосок для определения уровня сахара в крови исходя из имеющейся потребности согласно рекомендациям лечащего врача.

С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что в силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).

Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, лицам с заболеванием "диабет" предусмотрено бесплатное предоставление, в том числе средств диагностики.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 г. N 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 июня 2008 г. № 307 утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом. Министерству здравоохранения Республики Бурятия поручено обеспечить организацию предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, при формировании проектов республиканского бюджета включать их в перечень мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.

Ежегодная потребность в лекарственных средствах (инсулинах, пероральных сахароснижащих препаратах) и средствах самоконтроля определяется Министерством здравоохранения Республики Бурятия на основании заявок медицинских организаций.

Сводная заявка на лекарственные средства и средства самоконтроля формируется в Министерстве здравоохранения Республике Бурятия и утверждается министром.

В рамках исполнения полномочий по организации лекарственного обеспечения населения Министерством здравоохранения Республике Бурятия издан приказ от 30 сентября 2020 г. № 712-ОД «О формировании заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения больных сахарным диабетом на 2021 г. за счет бюджета Республики Бурятия», в соответствии с которым руководителям медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь поручено определить потребность для больных сахарным диабетом в лекарственных препаратах по международному непатентованному наименованию, медицинских изделиях на 2021 г.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Сафроновой Н.А., суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что истец имеет право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, нуждается в обеспечении тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови в определенном количестве, в 2021 г. ГБУЗ «Тарбагатайская центральная районная больница» не была обеспечена рецептами и указанными медицинскими изделиями в необходимом количестве, Министерством здравоохранения Республики Бурятия ненадлежащим образом организовано обеспечение истца в рекомендованном врачом количестве медицинских изделий.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а именно положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьям 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг" и обстоятельствам дела.

Судами правомерно учтено, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, к такому виду помощи относится контроль уровня глюкозы в крови. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены.

Доводы кассационной жалобы представителя Министерства здравоохранения Республики Бурятия о неправомерности удовлетворения иска, отсутствия бездействия ответчиков в обеспечении истца медицинскими изделиями приводились ранее, по существу направлены на иную оценку доказательств. Данные доводы являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, обосновано были отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях.

В соответствии со статьей 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения Российской Федерации, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, медицинская организация, включенная в перечень медицинских организаций, имеющих право выписки рецептов отдельным категориям граждан, самостоятельно определяет потребность в лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения, имеет право корректировать указанную потребность. В связи с чем, доводы Министерства здравоохранения Республики Бурятия об отсутствии сведения о необеспечении истца, о финансировании в определенном объеме правомерно отклонены судами.

Возлагая на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность организовать обеспечение Сафроновой Н.А. медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения содержанию глюкозы в крови, суд апелляционной инстанции, руководствуясь, установленными по делу обстоятельствами не обеспеченности потребностей истца, как лица страдающего заболеванием <данные изъяты> в изделиях медицинского назначения, обоснованно исходил из ненадлежащего исполнения данным ответчиком вышеуказанных обязанностей, которые вопреки ошибочным суждениям заявителя нашли свое подтверждение.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г., и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.

Председательствующий                            М.В. Лавник

Судьи                                                                                    Д.А. Гусев

                                                                                              Т.В. Леонтьева

8Г-18703/2022 [88-18664/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Сафронова Наталья Александровна
прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия
Ответчики
ГБУЗ Тарбагатайская ЦРБ
Министерство здравоохранения Республики Бурятия
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Леонтьева Т.В. - Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
04.10.2022Судебное заседание
04.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее