Дело №12-426/2022
УИД 86RS0001-01-2022-001920-89
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 апреля 2022 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Черкашин В.В.
с участием:
представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - Лукьянченкова А.Е., действующего на основании доверенности от 12.01.2022,
представителя административного органа– Аскерова М.А., действующего на основании доверенности от 04.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Муниципального предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск Бабуриной И.В. на постановление заместителя Главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Белика Е.С. № 34 от 03.03.2022г., которым юридическое лицо – Муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя Главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Белика Е.С. № 34 от 03.03.2022г., юридическое лицо – Муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель МП «ЖКУ» Бабурина И.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивировав доводы жалобы тем, что согласно решения собственников многоквартирного <адрес> выбран непосредственный способ управления в соответствии со ст.161 ЖК РФ; МП «ЖКУ» с жильцами заключены договоры на возмездное оказание услуг; МП «ЖКУ» не является управляющей организацией, а является обслуживающей организацией и оказывает услуги на основании гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг с собственниками, в связи с чем на нее не может быть возложена обязанность по выполнению работ, не предусмотренных указанными договорами.
В судебном заседании представитель МП «ЖКУ» Лукьянченков А.Е. жалобу поддержал в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе, пояснил, что МП «ЖКУ» является лишь обслуживающей организацией по предоставлению коммунальных услуг, без приобретения статуса управляющей компании, в связи с чем, не управляет жилым домом и не может нести ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности собственниками помещений; обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в данном случае возложена на собственников квартир; кроме того по делу допущены процессуальные нарушения, МП «ЖКУ» не было надлежащим образом извещено о дате рассмотрения дела, просил постановление отменить, прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Аскеров М.А. с доводами жалобы не согласился, указав на доказанность вины МП «ЖКУ» и наличие в его действиях состава правонарушения, просил обжалуемое постановление оставить без изменения.
Суд, заслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору Белик Е.С. от 03 марта 2022 года МП «ЖКУ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за то, что 17.02.2022 в 12 часов 00 минут МП «ЖКУ», при эксплуатации объекта защиты, расположенного по адресу: <адрес>, допустило нарушения Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 (далее – Правила), а именно:
- в нарушение пп. «ж» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федлерации», на путях эвакуации 1-го этажа 1-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (в непосредственной близости у квартир №№ 2,3,4 размещены: деревянные лари, в количестве 2-х штук, аргамаки, в количестве 2-х штук, а также строительный мусор);
- в нарушение пп. «ж» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», на путях эвакуации 1-го этажа 1-го подъезда объекта защиты допускается размещение мебели (на первом этаже установлен деревянный шкаф);
- в нарушение пп. «ж» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», на путях эвакуации 2-го этажа 1-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (на втором этаже размещена детская коляска);
- в нарушение пп. «к» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», под лестничным маршем, ведущим с первого на второй этаж подъезда № 1 объекта защиты допускается размещение различных предметов (деревянные лари в количестве 3-х штук, детская коляска, отходы);
- в нарушение пп. «к» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», под лестничным маршем, ведущем с первого на второй этаж подъезда № 2 объекта защиты допускается размещение различных предметов (деревянный ларь, самокат, отходы);
- в нарушение пп. «ж» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», на путях эвакуации 2-го этажа 2-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (в непосредственной близости к <адрес> размещены: деревянный ларь, шины в количестве 3-х штук, а также части мебели);
- в нарушение пп. «ж» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», на путях эвакуации 2-го этажа 2-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (в непосредственной близости к <адрес> размещены: деревянный ларь, стремянка, а также с строительные материалы;
- в нарушение пп. «ж» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», на путях эвакуации 2-го этажа 2-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (в непосредственной близости к <адрес> размещены: деревянные лари, в количестве 2-х штук, пластиковый таз);
- в нарушение пп. «ж» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», на путях эвакуации 2-го этажа 2-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (размещен велосипед);
- в нарушение пп. «к» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», под лестничным маршем, ведущем с первого на второй этаж подъезда № 3 объекта защиты, допускается размещение различных предметов (размещены деревянные лари, в количестве 2-х штук, стул, пластиковое ведро, веник, отходы);
- в нарушение пп. «ж» п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», на путях эвакуации 2-го этажа 3-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (размещены велосипед, автомобильные шины, в количестве 5-ти штук, сушилки для белья, в количестве 2-х штук, а также одежда и отходы).
Административная ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> способ управления многоквартирным домом определен как непосредственное управление собственниками дома, в качестве обслуживающей организации выбрано МП «ЖКУ».
ДД.ММ.ГГГГ в отдел надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО-Югре от Поповой А.П. поступило обращение о нарушении требований пожарной безопасности по адресу: <адрес>. 17.02.2022 на данный объект защиты был осуществлен выезд, в ходе визуального осмотра были установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: допускается размещение предметов на путях эвакуации, блокировки эвакуационных выходов, произведена фотофиксация.
Из представленных Поповой А.П. вместе с обращением документов следует, что с ней МП «ЖКУ» был заключен договор на выполнение работ и оказание услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> от 14.05.2008г.
Пунктом 2 состава работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома вышеуказанного договора следует, что содержание подъезда с уборкой включает противопожарные мероприятия.
Указанное послужило основанием для составления в отношении МП «ЖКУ» протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и вынесено обжалуемое постановление.
Оценив представленные в деле доказательства, суд приходит к выводу, что МП «ЖКУ» обоснованно привлечено к административной ответственности.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения (пункт 1); виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7), которые должны быть изложены в постановлении по делу об административном правонарушении и подтверждены соответствующими доказательствами.
В силу требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 16 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим.
Во исполнение данной нормы разработаны Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме».
В соответствии с подпунктами «ж» и «к» пункта 16 Правил противопожарного режима на объектах защиты запрещается:
размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;
устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ определено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), в соответствии с пунктом 10 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Подпунктом «е» пункта 11 Правил № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
При этом в силу подпункта «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьёй 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приведенные положения законодательства позволяют суду заключить следующий вывод.
Поскольку при непосредственном управлении многоквартирным домом надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками путем определения организации, обеспечивающей содержание и ремонт общего имущества, с которой заключаются соответствующие договоры, а надлежащее содержание общего имущества включает в себя и меры пожарной безопасности, то организация, с которой заключены договоры на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, обязана обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности.
Данное обстоятельство в соответствии со ст. 38 Закона № 69-ФЗ не исключает необходимости соблюдения требований пожарной безопасности и собственниками имущества, т.е. собственниками жилых помещений.
Вместе с тем, каждое из лиц, несущих в соответствии со ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (собственники имущества, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности), несет ответственность за свои действия.
В рассматриваемом случае (с учетом выявленных нарушений), МП «ЖКУ», как лицо осуществляющее содержание общего имущества с целью обеспечения требований пожарной безопасности, должно было принять меры по их соблюдению, а именно установлению собственников (владельцев) имущества, размещенного на путях эвакуации, и побуждению таковых к устранению нарушений, а также принять меры по разблокировке эвакуационных выходов и содержанию их в состоянии, обеспечивающем возможность свободного пользования.
Таким образом, МП «ЖКУ» является надлежащим лицом, в отношении которого вынесено оспариваемое постановление, поскольку на него в силу приведенных выше норм жилищного и законодательства возлагается обязанность по осуществлению мер пожарной безопасности.
Доводы МП «ЖКУ» об отсутствии в заключенных с собственниками жилых помещений договорах условия о возложении на предприятие обязанностей по соблюдению мер пожарной безопасности никак не опровергают вышеизложенные выводы суда, поскольку отсутствие указанных условий договора не является основанием для освобождения предприятия, осуществляющего содержание и ремонт общего имущества, от обязанностей, возложенных на него нормативным правовым актом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 договора от 14.05.2008г. состава работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома по адресу: <адрес> следует, что содержание подъезда с уборкой включает в том числе противопожарные мероприятия.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что МП «ЖКУ» обоснованно привлечено к административной ответственности и его действия верно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Виновность МП «ЖКУ» подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 34 от 25.02.2022; копией обращения № Г-228-114 Поповой А.П.; объяснением Поповой А.П. от 17.02.2022г.; копией договора от 14.05.2008; копией протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.08.2019г.; фототаблицами от 21.02.2022.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала и рассмотрении дела, судом не установлено.
Дело рассмотрено 03.02.2022 без участия представителя МП «ЖКУ». При этом представитель МП «ЖКУ» был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела. Так при составлении протокола об административном правонарушении участвовал представитель МП «ЖКУ» по доверенности от 14.01.2022 Матвеев С.Б., которому была вручена копия протокола, в котором содержится уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 03.03.2022. Таким образом, право юридического лица на защиту не нарушено.
Наказание МП «ЖКУ» назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера, обстоятельств совершенного правонарушения, сведений о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, и снижению не подлежит.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены, изменения судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя Главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Белика Е.С. № 34 от 03.03.2022г., которым юридическое лицо – Муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя Муниципального предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск Бабуриной И.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда В.В. Черкашин