Решение
Именем Российской Федерации
г.Хасавюрт 31 мая 2023 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алиева М.А., при секретаре судебного заседания Алхановой К.К., с участием помощника прокурора Хасавюртовского района Гаджиэменова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопоисковомузаявлениюпрокурора Хасавюртовского района, в интересах неопределённого круга лиц (жителей МО «сельсовет <адрес>») к администрации МО « сельсовет <адрес> Хасавюртовского района и Администрации МО « Хасавюртовский район» обязать провести кадастровый и землеустроительные работы, выделить субвенции для производства кадастровых работ, направить заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов, о признании права муниципальной собственности на бесхозную вещь и об определении эксплуатирующей объекты электроснабжения организации,
установил:
ПрокурорХасавюртовского района РД, в интересах неопределенного круга лиц (жителей МО «сельсовет Темираульский») обратился в суд с иском к администрации МО « сельсовет <адрес>» Хасавюртовского района и Администрации МО « Хасавюртовский район» обязать провести кадастровый и землеустроительные работы, выделить субвенции для производства кадастровых работ, направить заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов, о признании права муниципальной собственности на бесхозную вещь и об определении эксплуатирующей объекты электроснабжения организации.
В обоснование заявленныхтребований, указано, что проведенной прокуратурой Хасавюртовского района с привлечением специалистов филиала ПАО « Россети Северный Кавказ» «Дагэнерго»- « Хасавюртовские РЭС» инвентаризацией, находящихся на территории сельских поселений бесхозных объектов электроснабжения населения установлено, что на территории МО « сельсовет <адрес>» функционирует 3 бесхозных объекта электросетевого хозяйства, комплексных трансформаторных подстанций (далее - КТП):КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская;КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская; КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская.
Указанные объекты в муниципальной собственности МО «сельсовет <адрес>» не находятся, также не имеется сведений об иных их собственниках что, в том числе, подтверждается утвержденным первым заместителем главы администрации МО «Хасавюртовский район» и начальником филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» «Дагэнерго» (Хасавюртовские районный электрические сети) Перечнем вновь выявленных, ранее не учтенных бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и не поставленных на кадастровый учет в Управлении Росреестра по Республике Дагестан.
По информации администрации МО «сельсовет <адрес>» указанные КТП хозяйственным способом построены жителями МО «сельсовет <адрес>».
Фактически КТП являются бесхозяйными, а отсутствие собственников данных объектов недвижимости и организации, следящей за их техническим состоянием, влечет несвоевременное проведение профилактических, ремонтных работ и возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, и, в конечном счете, к неконтролируемым отключениям электричества у населения МО «сельсовет Темираульский», чем ущемляются интересы неопределенного круга жителей данного населенного пункта, так как, число жителей изменчиво.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (в ред. ФЗ-187 от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения сельского поселения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, решаются органами местного самоуправления муниципального района. Эти вопросы являются вопросами местного значения муниципального района.
Пункт 4 части 1 статьи 15 указанного Закона к вопросам местного значения (муниципального района относит организацию в границах района электроснабжения и газоснабжения поселений, из чего следует, что органы местного самоуправления в целях исполнения возложенных на них обязанностей должны принимать меры по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на учет.
Это же предусмотрено Уставом МО «Хасавюртовский район» (пункт 4 статьи 6).
Согласно положениям Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие обязательные мероприятия, связанные с обеспечением эксплуатации бесхозяйственных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включая электроснабжение: (подлежащие включению в региональные и муниципальные программы):1. выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включая электроснабжение; 2.организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества; 3.признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (п. 4 ч. 6 ст. 14); 4.организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявление таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающие при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами (п. 5 ч. 6 ст. 14).
В этой связи, администрации поселения, района будучи органами местного самоуправления, на территории которых находится бесхозяйное имущество, обязаны проводить работу по выявлению бесхозяйных объектов и в случае их наличия обратиться в орган государственной регистрации прав с заявлением о постановке бесхозяйного имущества на учет. После чего определить эксплуатирующую бесхозяйные объекты энергоснабжения организацию.
Исходя из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочии.
Сведений о постановке данного имущества на учет в Управлении Росреестра по Республики Дагестан как бесхозяйного не имеется.
В соответствии с п. 1.2 Соглашения между администрациями МО «Хасавюртовский район» и МО «сельсовет <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ администрация района передает, а администрация поселения принимает на себя полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Пунктом же 2.1 данного Соглашения предусмотрено выделение администрацией МО «<адрес>» МО «сельсовет <адрес>» ежегодных субвенций для осуществления указанных полномочий.
В связи с перекладыванием администрациями района и поселения указанных полномочий друг на друга процесс постановки на учет принял волокитный характер.
Таким образом, МО «сельсовет <адрес>» и МО «<адрес>» свои полномочия в этой сфере не исполняют.
Бездействие администраций МО «сельсовет <адрес>» и МО «<адрес>» нарушают интересы неопределенного круга жителей данного села на получение услуг по электроснабжению в соответствии с требованиями ГОСТ.
В связи с имеющимся бездействием администраций МО «сельсовет <адрес>» и МО «<адрес>» прокурор района в рамках собственных полномочий и в порядке, предусмотренном 4.1 ст. 45 ГПК РФ обращается в суд в интересах неопределенного круга жителей МО «сельсовет <адрес>» с настоящим иском.
Просит суд обязать в течение 2 месяцев после вступления решения суда в силу: Администрацию МО «сельсовет <адрес>» <адрес>: провести кадастровые и землеустроительные работы по указанным
бесхозяйным объектам электроснабжения с выделением земельных участков из земель МО «сельсовет <адрес>» для постановки КТП на кадастровый учет.
Администрацию МО «Хасавюртовский район»: выделить МО «сельсовет <адрес> для производства кадастровых и землеустроительных работ финансовые средства, в качестве субсидий в соответствии с соглашением между МО «сельсовет <адрес>» и МО «Хасавюртовский район» от 06.06.2020 г.
Направить в органы Росреестра заявление о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, 3 комплексных трансформаторных подстанций (КТП) на учет и признать право муниципальной собственности за администрацией «МО Хасавюртовский район» на бесхозяйные объекты недвижимого имущества - комплексные трансформаторные подстанции:
КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская;
КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская;
КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская;
Определить эксплуатирующую организацию указанных в пункте 2 бесхозных объектов электроснабжения (КП)-филиал ПАО « Россети Северный Кавказ» «Дагэнерго»( Хасавюртовский районные электрические сети)
Представитель истца- помощник прокурора Хасавюртовского района Гаджиэменов М.М. заявленные прокурором требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков- администрации МО « сельсовет <адрес>»<адрес> и администрации МО « Хасавюртовский район» в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещались в времени и месте рассмотрения дела по существу. Об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств не заявили.
Представитель заинтересованного лица- Управления Росреестра по Республике Дагестан и представитель третьего лица - филиал ПАО « Россети Северный Кавказ» «Дагэнерго»( Хасавюртовский районные электрические сети) также в судебное заседание не явились. Извещены, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств не заявили.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Проведенной прокуратурой Хасавюртовского района с привлечением специалистов филиала ПАО « Россети Северный Кавказ» «Дагэнерго»- « Хасавюртовские РЭС» инвентаризацией, находящихся на территории сельских поселений бесхозных объектов электроснабжения населения установлено, что на территории МО « сельсовет <адрес> » функционирует 3 бесхозных объекта электросетевого хозяйства, комплексных трансформаторных подстанций (далее - КТП): КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская;КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская; КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская.
По информации администрации МО «сельсовет <адрес>» указанные КТП хозяйственным способом построены жителями <адрес>, т.е. фактически КТП являются бесхозяйными.
Согласно ч. 1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую отказался.
В соответствии с п. 10.1. ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередач, а так же комплексные трансформаторные подстанции относятся к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, в силу положений статей ГК РФ, статьи 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента его госрегистрации в органах Росреестра.
В соответствии с ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Аналогичное определение дано в ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним».
Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, также подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладание недвижимым имуществом подлежит регистрации в органе государственной регистрации прав.
Записи о правообладателе на указанные выше бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, находящимися на территории МО «сельсовет <адрес>» в ЕГРП отсутствуют.
B силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы
местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (в ред. ФЗ-187 от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения (муниципального района относит организацию в границах района электроснабжения и газоснабжения поселений, из чего следует, что органы местного самоуправления в целях исполнения возложенных на них обязанностей должны принимать меры по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на учет.
Это же предусмотрено пунктом 4 статьи 6 Устава МО «Хасавюртовский район».
Исходя из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочии.
Сведений о постановке данного имущества на учет в Управлении Росреестра по Республики Дагестан как бесхозяйного суду не представлено.
Согласно п. 1.2 Соглашения между администрациями МО «Хасавюртовский район» и МО «сельсовет <адрес>» от 06.05.2020 администрация района передает, а администрация поселения принимает на себя полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Пунктом 2.1 данного Соглашения предусмотрено выделение администрацией МО «Хасавюртовский район» МО «сельсовет <адрес>» ежегодных субвенций для осуществления указанных полномочий.
В связи с перекладыванием администрациями района и поселения указанных полномочий друг на друга процесс постановки на учет принял волокитный характер. Таким образом, МО «сельсовет <адрес>» и МО «Хасавюртовский район» свои полномочия в этой сфере не исполняют.
Бездействие администраций МО «сельсовет <адрес>» и МО «<адрес>» нарушают интересы неопределенного круга жителей данного села на получение услуг по электроснабжению в соответствии с требованиями ГОСТ.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
При установленных обстоятельствах, исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковыетребованияпрокурора Хасавюртовского района удовлетворить.
Обязать в течение 2 месяцев после вступления решения суда в силу:
администрацию МО «сельсовет <адрес>» Хасавюртовского района: провести кадастровые и землеустроительные работы по указанным
бесхозяйным объектам электроснабжения с выделением земельных участков из земель МО «сельсовет <адрес>» для постановки КТП на кадастровый учет;
администрацию МО «Хасавюртовский район»: выделить МО «сельсовет <адрес> для производства кадастровых и землеустроительных работ финансовые средства, в качестве субсидий в соответствии с соглашением между МО «сельсовет <адрес>» и МО «Хасавюртовский район» от 06.06.2020 г.
Направить в органы Росреестра заявление о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, 3 комплексных трансформаторных подстанций (КТП) на учет и признать право муниципальной собственности за администрацией «МО Хасавюртовский район» на бесхозяйные объекты недвижимого имущества - комплексные трансформаторные подстанции: КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская;
КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская;
КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская;
Определить эксплуатирующую организацию комплексных трансформаторных подстанций: КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская; КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская; КТП № КВА П/С 110 Кизилюртовская; филиал ПАО « Россети Северный Кавказ» «Дагэнерго»( Хасавюртовский районные электрические сети).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Верховный Суд Республики Дагестан, через Хасавюртовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.
Председательствующий М.А. Алиев