ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-1299/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово «17» января 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Папушиной Н.Ю., Симон Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0003-01-2021-004238-33 по иску муниципального образования г. Братск Иркутской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Братска Иркутской области к Бельчик И.Л. об обязании изготовить и передать технические планы по кассационным жалобам представителя муниципального образования г. Братск Иркутской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Братска Иркутской области – Чернышева Т.В., представителя Общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» - Музейника В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю., объяснения представителя муниципального образования г. Братск Иркутской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Братска Иркутской области – Чернышева Т.В., представителя Общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» - Алексеева А.И., Бельчик И.Л., представителя Общества с ограниченной ответственностью «Братское городское бюро технической инвентаризации и кадастровых работ» - директора Бельчик И.Л.,
установила:
Муниципальное образование г. Братск Иркутской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Братска Иркутской области (далее – КУМИ г. Братска) обратилось в суд с иском к Бельчик И.Л. об обязании изготовить и передать технические планы. В обоснование требований истцом указано, что с Обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ЭТ» (на сегодня ООО «Братское городское бюро технической инвентаризации и кадастровых работ») были заключены муниципальные контракты на выполнение кадастровых работ с выдачей технического плана (с наполнением) с постановкой на государственный кадастровый учет в отношении объекта коммунальной инфраструктуры: № Ф.2017.121575 от 24 апреля 2017 г., № Ф.2017.170351 от 22 мая 2017 г., № Ф.2017.170362 от 22 мая 2017 г., № Ф.2017.170347 от 22 мая 2017 г., № Ф.2017.170356 от 22 мая 2017 г.
Во исполнение контрактов кадастровым инженером Бельчик И.Л. подготовлены технические планы на сооружения:
1) сооружение коммунального хозяйства, состоящее из 42 обособленных контуров, из них 34 линейных: тепловая сеть от ЦТП-17/1 до жилых домов по адресам: б<адрес>; б<адрес>; б<адрес>; <адрес>; <адрес>; Шк. №; Д/К №, протяженностью 628 м, по адресу: <адрес>, ж.<адрес>. Сооружение (тепловая сеть) поставлено на государственный кадастровый учет 22 сентября 2017 г., присвоен кадастровый №.
2) сооружение коммунального хозяйства, состоящее из 79 обособленных контуров, из них 63 линейных: тепловая сеть от ТК-17/26 до жилых домов по адресам: б<адрес>; б<адрес>; б<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>л. Советская, 20; <адрес>; <адрес>; <адрес> – <адрес>; <адрес>; Д/К №; Д/К №, протяженностью 1097 м, по адресу: <адрес>, ж.<адрес>. Сооружение (тепловая сеть) поставлено на государственный кадастровый учет 22 сентября 2017 г., присвоен кадастровый №.
3) сооружение коммунального хозяйства, состоящее из 130 обособленных контуров, 92 линейных: тепловая сеть от ТК-1 (<адрес>) до ЦТП-23/1; от ЦТП-23/1 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>А; Станция переливания крови; Т/сеть от ТК-2 (<адрес>) до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>А; <адрес>А; Шк. №; Д/К №; Т/сеть от ТК-3 (<адрес>) до ЦТП-23/3 и от ЦТП-23/3 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> – <адрес>; <адрес>; Шк. Искусств №; Дс «Багульник»; ЦТП-23/1; ЦТП-23/3, протяженностью 2766 м, по адресу: <адрес>, г Братск, ж.<адрес>. Сооружение (тепловая сеть) поставлено на государственный кадастровый учет 25 сентября 2017 г., присвоен кадастровый №.
4) сооружение коммунального хозяйства - тепловая сеть от ТК-135 (<адрес>) до ЦТП 21/1; от ЦТП-21/1 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Д/К №; Т/сеть от ТК-136 (<адрес>) до ЦТП-21/2; от ЦТП-21/2 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Т/сеть от ТК-137 (<адрес>) до ЦТП-21/3 от ЦТП-21/3 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Шк. №; <адрес>; Т/сеть от ТК-137 <адрес>) до ЦТП-24/2 дож/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Шк. №; Д/К №; библиотеку протяженностью 2140 м, по адресу: <адрес>, ж.<адрес>. Сооружение (тепловая сеть) поставлено на государственный кадастровый учет 14 сентября 2017 г.; присвоен кадастровый №.
5) сооружение — Т/сеть от ТК-7 (<адрес>) до ЦТП-24/1 и от ЦТП-24/1 до ж/домов <адрес>; <адрес> А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Т/сеть от ТК-6 (<адрес>) до ЦТП-24/2 и от ЦТП-24/2 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Шк. №; Д/К №; Д/К №; Т/сеть от ТК-5 (<адрес>) до ЦТП-24/3 и от ЦТП-24/3 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Лицей №; Д/К №; Т/сеть от ТК-4 (<адрес>) до ЦТП 24/4 и от ЦТП 24/4 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Поликлиника; СЭС.ЦТП24/2. ЦТП24/З.ЦТП- 24/4, протяженностью 2655 м, по адресу: <адрес>, ж.<адрес>. Сооружение (тепловая сеть) поставлено на государственный кадастровый учет 02 октября 2017 г., присвоен кадастровый №.
6) сооружение коммунального хозяйства, состоящее из 92 обособленных контуров: Т/сеть от ТК-123 (<адрес>) до ЦТП -20/1 и от ЦТП; Т/сеть от ТК-124 (<адрес>) до ЦТП-20/2 и от ЦТП-20/2 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Т/сеть от ТК- 125 (<адрес>) до ЦТП-20/3 и от ЦТП - 20/3 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; Т/сеть от ТК-48 (<адрес>) до ж/домов <адрес>; троллейбусного депо; Т/сеть от ТК-47 (<адрес>) до ж/дома <адрес>; Т/сеть от ТК-46 (<адрес>) до ж/дома <адрес>; Т/сеть от ГК-45а (<адрес>) до БТ ЦБ и ДОП, протяженностью 1847 м, по адресу: <адрес>, ж.<адрес>. Сооружение (тепловая сеть) поставлено на государственный кадастровый учет 03 октября 2017 г., присвоен кадастровый №.
Право собственности муниципального образования г. Братск Иркутской области на вышеуказанное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке.
Все перечисленные объекты недвижимости по договору аренды от 21 сентября 2005 г. № были переданы муниципальным образованием ОАО «Иркутскэнерго» по акту приема-передачи от 21 сентября 2005 г.
ОАО «Иркутскэнерго» права и обязанности по данному договору переданы ООО «Байкальская энергетическая компания» на основании соглашения от 01 сентября 2020 г.
В результате эксплуатации объектов установлено, что транзитные тепловые сети, которые проходят в технических подпольях и подвалах жилых домов, не были включены (учтены) кадастровым инженером Бельчик И.Л. в протяженность тепловых сетей с кадастровыми номерами №.
Такие сети проходят более чем под одним многоквартирным домом, в связи с чем не являются общим имуществом многоквартирного дома, должны быть включены в протяженность объектов, а также должны быть включены и вводы тепловых сетей по техническим подвалам многоквартирного дома от стенки здания до вводной арматуры индивидуального теплового пункта как части неделимой вещи. Кроме того, по объекту - тепловая сеть с кадастровым номером № м, в наименовании объекта имеются расхождения по номеру ЦТП, вместо ЦТП-17/2 указано ЦТП-17/1. По объекту - тепловая сеть с кадастровым номером № включена тепловая сеть от ж/д <адрес> до <адрес>, которой не существует. По объекту тепловая сеть с кадастровым номером № включена тепловая сеть от ж/д <адрес> до ж/д <адрес>. 33, которой не существует. По объекту - тепловая сеть с кадастровым номером № не указана т/сеть на диспетчерскую троллейбусного депо. При наличии транзитных трубопроводов для достоверного отображения сведений о протяженности тепловых сетей прерывать сеть при входе/выходе в здание недопустимо, такие сети необходимо отображать в технических паспортах и учитывать при регистрации права собственности. Таким образом, обнаружено, что в ЕГРН в отношении протяженности всех вышеперечисленных объектов содержатся недостоверные сведения в результате наличия ошибок в технических планах на них, изготовленных кадастровым инженером Бельчик И.Л.
Наличие недостоверных сведений в отношении объектов недвижимого имущества нарушает права и законные интересы муниципального образования, поскольку ведет к уменьшению его имущества, умалению права собственности. Кроме того, КУМИ г. Братска лишен возможности распоряжаться имуществом в полной мере, и соответственно, надлежащим образом организовать решение вопросов местного значения.
При этом исполнение кадастровым инженером Бельчик И.Л. обязательства в натуре – изготовление новых технических планов или внесение изменений в действующие технические планы является объективно возможным, реально исполнимым в течение 2-х месяцев.
На основании изложенного истец просил суд обязать кадастрового инженера Бельчик И.Л. изготовить за свой счет в срок два месяца со дня вступления решения в законную силу технические планы с включением в протяженность каждого сооружения протяженности транзитных тепловых сетей, проложенных в подвалах и технических подпольях зданий, на вышеперечисленных объектах; передать изготовленные технические планы КУМИ г. Братска по акту приема-передачи в течение 5 рабочих дней со дня истечения двухмесячного срока, установленного на их изготовление, на указанные сооружения.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 27 мая 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 сентября 2022 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 27 мая 2022 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе представителя КУМИ г. Братска – Чернышева Т.В. изложена просьба об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. По мнению автора жалобы, судом второй инстанции неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильного судебного постановления. Как полагает заявитель, суждения суда апелляционной инстанции о том, что Бельчик И.Л. не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, а равно об отсутствии вины ответчика в составлении недостоверных кадастровых планах основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства о кадастровой деятельности. Одновременно, как считает податель жалобы, судебной коллегией областного суда не дана оценка и поведению ответчицы, не принявшей во внимание аукционную документацию и не проявившей должной степени заботливости и осмотрительности при составлении технических планов спорных объектов.
В кассационной жалобе представителя ООО «Байкальская энергетическая компания» - Музейника В.В. также изложена просьба об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. По мнению автора жалобы, судом второй инстанции высказаны ошибочные суждения относительно того, что Бельчик И.Л. не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку они не основаны на положениях действующего законодательства о кадастровой деятельности. В равной степени заявитель выражает несогласие с применением судом апелляционной инстанции положений гражданского законодательства об исковой давности и последствиях её пропуска, полагая, что наличие у арендатора информации о переданном ему имуществе не означает, что такой информацией обладает арендодатель, у которого, в свою очередь, отсутствует обязанность по уточнению у арендатора характеристик переданного в аренду имущества.
Участвуя в судебном заседании с помощью средств ВКС, представитель КУМИ г. Братска – Чернышева Т.В. доводы кассационной жалобы поддержала; Бельчик И.Л., в том числе действующая как единоличный исполнительный орган ООО «Братское городское бюро технической инвентаризации и кадастровых работ», против удовлетворения жалобы возражала. Представитель ООО «Байкальская энергетическая компания» - Алексеева А.И. также доводы кассационной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что 24 апреля 2017 г. КУМИ г. Братска и ООО «ЭТ» (в настоящее время ООО «Братское городское бюро технической инвентаризации и кадастровых работ») были заключены муниципальные контракты: № Ф.2017.170347 на выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана (с описанием структурного состава объекта) с постановкой на государственный кадастровый учет в отношении объекта коммунальной инфраструктуры – тепловых сетей 20 микрорайона жилого района Центральный муниципального образования г. Братска в соответствии с перечнем объектов коммунальной инфраструктуры (Приложение № 1 к контракту); № Ф.2017.121575 на выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана в отношении тепловых сетей 17 микрорайона жилого района Центральный муниципального образования г. Братска в соответствии с перечнем объектов коммунальной инфраструктуры (Приложение № 1 к контракту).
22 мая 2017 г. КУМИ г. Братска и ООО «ЭТ» были заключены: контракт № Ф.2017.170370 на выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана в отношении тепловых сетей 22 микрорайона жилого района Центральный муниципального образования г. Братска в соответствии с перечнем объектов коммунальной инфраструктуры (Приложение № 1 к контракту); № Ф.2017.170362 на выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана в отношении тепловых сетей 23 микрорайона жилого района Центральный муниципального образования г. Братска в соответствии с перечнем объектов коммунальной инфраструктуры (Приложение № 1 к контракту); № Ф.2017.170356 на выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана в отношении тепловых сетей 24 микрорайона жилого района Центральный муниципального образования г. Братска в соответствии с перечнем объектов коммунальной инфраструктуры (Приложение № 1 к контракту); № Ф.2017.170347 на выполнение кадастровых работ по подготовке технического плана в отношении тепловых сетей 20 микрорайона жилого района Центральный муниципального образования г. Братска в соответствии с перечнем объектов коммунальной инфраструктуры (Приложение № 1 к контракту).
По результатам исполнения указанных контрактов кадастровым инженером Бельчик И.Л., зарегистрированной в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, за №, подготовлены технические планы на следующие сооружения:
1) сооружение коммунального хозяйства, состоящее из 42 обособленных контуров, из них 34 линейных: тепловая сеть от ЦТП-17/1 до жилых домов по адресам: б<адрес>; б<адрес>; б<адрес>; <адрес>; <адрес>; Шк. №, Д/К №, протяженностью 628 м., по адресу: <адрес>, ж.<адрес>, которое поставлено на государственный кадастровый учет 22 сентября 2017 г. с присвоением кадастрового номера №.
2) сооружение коммунального хозяйства, состоящее из 79 обособленных контуров, из них 63 линейных: тепловая сеть от ТК-17/26 до жилых домов по адресам: б<адрес>; б<адрес>; б<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Д/К №; Д/К №, протяженностью 1097 м., по адресу: <адрес>, ж.<адрес>, которое поставлено на государственный кадастровый учет 22 сентября 2017 г. с присвоением кадастрового номера №.
3) сооружение коммунального хозяйства, состоящее из 130 обособленных контуров, 92 линейных: тепловая сеть от ТК-1 (<адрес>) до ЦТП-23/1; от ЦТП-23/1 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>А; Станция переливания крови, Т/сеть от ТК-2 (<адрес>) до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>Б; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>А; Шк. №; Д/К №, Т/сеть от ТК-3 (<адрес>) до ЦТП-23/3 и от ЦТП-23/3 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Шк. Искусств №; Д/К №; к/т «Багульник». ЦТП-23/1. ЦТП-23/3, протяженностью 2766 м, по адресу: <адрес>, ж.<адрес>, которое поставлено на государственный кадастровый учет 25 сентября 2017 г. с присвоением кадастрового номера №.
4) сооружение коммунального хозяйства – тепловая сеть от ТК-135 (<адрес>) до ЦТП 21/1; от ЦТП-21/1 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Д/К №.Т/сеть от ТК-136 (<адрес>) до ЦТП-21/2; от ЦТП-21/2 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, Т/сеть от ТК-137 (<адрес>) до ЦТП-21/3; от ЦТП-21/3 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. №; <адрес>, Т/сеть от ТК-137 <адрес> до ЦТП-24/2 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Шк. №; Д/К№; Библиотека, протяженностью 2140 м, по адресу: <адрес>, ж.<адрес>, которое поставлено на государственный кадастровый учет 14 сентября 2017 г. с присвоением кадастрового номера №.
5) сооружение – Т/сеть от ТК-7 (<адрес>) до ЦТП -24/1 и от ЦТП-24/1 до ж/домов <адрес>; <адрес> А; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, Т/сеть от ТК-6 (<адрес>) до ЦТП-24/2 и от ЦТП -24/2 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>;<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Шк. №; Д/К №; Д/К №. Т/сеть от ТК-5 (<адрес>) до ЦТП -24/3 и от ЦТП -24/3 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Лицей №; Д/К №. Т/сеть от ТК-4 (<адрес>) до ЦТП 24/4 и от ЦТП 24/4 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> 0; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; Поликлиника; СЭС.ЦТП24/2. ЦТП24/3.ЦТП-24/4, протяженностью 2655 м, по адресу: <адрес>, ж.<адрес>, которое поставлено на государственный кадастровый учет 02 октября 2017 г. с присвоением кадастрового номера №.
6) сооружение коммунального хозяйства, состоящее из 92 обособленных контуров: Т/сеть от ТК-123 (<адрес>) до ЦТП -20/1 и от ЦТП. Т/сеть от ТК-124 (<адрес>) до ЦТП -20/2 и от ЦТП -20/2 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Т/сеть от ТК-125 (<адрес>) до ЦТП-20/3 и от ЦТП-20/3 до ж/домов <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>А; <адрес>; <адрес>, Т/сеть от ТК-48 (<адрес>) до ж/домов <адрес>; троллейбусного депо. Т/сеть от ТК-47 (<адрес>) до ж/дома <адрес>; Т/сеть от ТК-46 (<адрес>) до ж/дома <адрес>; Т/сеть от ГК-45а (<адрес>) до БТ ЦБ и ДОП, протяженностью 1847 м, по адресу: <адрес>, ж.<адрес>, которое поставлено на государственный кадастровый учет 03 октября 2017 г. с присвоением кадастрового номера №.
Все указанные выше объекты недвижимости по договору аренды от 21 сентября 2005 г. № 884 были переданы муниципальным образованием ОАО «Иркутскэнерго» по акту приема-передачи от 21 сентября 2005 г.
На основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды муниципального имущества от 21 сентября 2005 г. №, заключенного 01 сентября 2020 г. ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «Байкальская энергетическая компания», права и обязанности по договору аренды муниципального имущества от 21 сентября 2005 г. № перешли от ПАО «Иркутскэнерго» к ООО «Байкальская энергетическая компания».
Судами также установлено, что в результате эксплуатации объектов транзитные тепловые сети, проходящие в технических подпольях и подвалах жилых домов, не были включены (учтены) в протяженность тепловых сетей с кадастровыми номерами №, №, право собственности на которые зарегистрировано за муниципальным образованием г. Братск.
Согласно техническому плану, изготовленному кадастровым инженером Бельчик И.Л., протяженность тепловой сети с кадастровым номером № составляет 628 м. Согласно паспорту внутриквартальной тепловой сети 17 микрорайона, ТК-17а-ЦТП-1701, регистрационный №-Р№, подготовленного филиалом ТЭЦ-6 «Иркутскэнерго», протяженность объекта составляет 1061,5 м. Причиной расхождения протяженности явилось отсутствие в технических планах участков транзитных тепловых сетей, проложенных в подвалах и технических подпольях зданий, протяженностью 433,5 м. При этом, в наименовании объекта имеются расхождения по номеру ЦТП - вместо ЦТП-17/2 указано ЦТП-17/1.
Согласно техническому плану, изготовленному кадастровым инженером Бельчик И.Л., протяженность тепловой сети с кадастровым номером № составляет 1097 м. Согласно паспорту внутриквартальной тепловой сети 17 микрорайона, ТК-17/4, регистрационный №-Р№, подготовленного филиалом ТЭЦ-6 «Иркутскэнерго», протяженность объекта составляет 2380,6 м. Причиной расхождения протяженности явилось отсутствие в технических планах участков транзитных тепловых сетей, проложенных в подвалах и технических подпольях зданий, протяженностью 1283,6 м.
Согласно техническому плану, изготовленному кадастровым инженером Бельчик И.Л., протяженность объекта тепловой сети с кадастровым номером № составляет 2766 м. Согласно паспортам внутриквартальной тепловой сети 23 микрорайона, ТК-2, ТК-З-ЦТП-23/3, ТК-1-ЦТП-23/1, регистрационные номера 100-Р№, 101-Р№, 99-Р№, подготовленными филиалом ТЭЦ-6 «Иркутскэнерго», протяженность объекта составляет 3776 м. Причиной расхождения протяженности явилось отсутствие в технических планах участков транзитных тепловых сетей, проложенных в подвалах и технических подпольях зданий, протяженностью 1010 м., а также включение тепловой сети от ж/д <адрес> до <адрес>, которой не существует.
Согласно техническому плану, изготовленному кадастровым инженером Бельчик И.Л., протяженность тепловой сети с кадастровым номером № составляет 2140 м. Согласно паспортам внутриквартальной тепловой сети 21 микрорайона, ТК-138-ЦТП-21/4, ТК-136-ЦТП-21/2, ТК-137-ЦТП-21/3, ТК-135-ЦТП-21/1, регистрационные номера 95-Р№, 93-Р№, 94-Р№, 92-Р№, подготовленными филиалом ТЭЦ-6 «Иркутскэнерго», протяженность объекта составляет 4418,2 м. Причиной расхождения протяженности явилось отсутствие в технических планах участков транзитных тепловых сетей, проложенных в подвалах и технических подпольях зданий, протяженностью 2778,2 м.
Согласно техническому плану, изготовленному кадастровым инженером Бельчик И.Л., протяженность тепловой сети с кадастровым номером № составляет 2655 м. Согласно паспортам внутриквартальной тепловой сети 24 микрорайона, ТК-6-ЦТП-24/2, ТК-7-ЦТП-24/1, ТК-4-ЦТП-24/4, ТК-5-ЦТП-24/3, регистрационные номера 103-Р№, 102-Р№, 105-Р№, 104-Р№, подготовленными филиалом ТЭЦ-6 «Иркутскэнерго», протяженность объекта составляет 5829,3 м. Причиной расхождения протяженности явилось отсутствие в технических планах участков транзитных тепловых сетей, проложенных в подвалах и технических подпольях зданий, протяженностью 3174,3 м., а также включена тепловая сеть от ж/д <адрес> до ж/д <адрес>. 33, которой не существует.
Согласно техническому плану, изготовленному кадастровым инженером Бельчик И.Л., протяженность тепловой сети с кадастровым номером № составляет 1847 м. Согласно паспортам внутриквартальной тепловой сети 20 микрорайона, ТК-125-ЦТП-20/64, ТК-124-ЦТП-20/50, регистрационные номера 89-Р№, 90-Р№, подготовленными филиалом ТЭЦ-6 «Иркутскэнерго», протяженность объекта составляет 1935 м. Причиной расхождения протяженности явилось отсутствие в технических планах участков транзитных тепловых сетей, проложенных в подвалах и технических подпольях зданий протяженностью 88 м, а также не указана т/сеть на диспетчерскую троллейбусного депо.
Актами выполненных работ от 05 октября 2017 г. подтверждается, что ООО «ЭТ» в лице генерального директора Бельчик И.Л. выполнены кадастровые работы с выдачей технических планов (с описанием структурного состава объектов), постановкой на кадастровый учет и предоставлением кадастровых паспортов в отношении объекта коммунальной инфраструктуры – тепловых сетей 17, 18, 20, 21, 23, 24 микрорайонов жилого района Центральный МО г. Братска.
Пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 ГК РФ).
Согласно положениям части 4 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), в муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании подпункта 3 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что муниципальный контракт представляет собой договорное обязательство, ответственность за нарушение которого несут его стороны.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Судами установлено, что работы, к качеству которых предъявляет претензии истец, выполнялись Бельчик И.Л. в связи с её привлечением для исполнения условий муниципальных контрактов, заключенных муниципальным образованием и ООО «ЭТ». При этом сама ответчица не являлась стороной данных контрактов, т.е. не имеет непосредственных обязательств перед КУМИ г. Братска.
Следовательно, вопреки доводам кассационных жалобы, наличие у ответчицы специального правового статуса (кадастровый инженер) не влечет возможность предъявления к ней иска, минуя договорные отношения сторон спора, поскольку муниципальный контракт несмотря на особенности правового регулирования остаётся гражданско-правовым обязательством, что предполагает ответственность его сторон за надлежащее исполнение. В силу чего выводы суда апелляционной инстанции о том, что Бельчик И.Л. не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, основаны на правильном понимании природы отношений сторон спора и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора) воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание судов на то, что дела по искам об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН обладают определенной процессуальной спецификой, заключающейся в отсутствии вещно-правового требования, которое может быть заявлено собственником индивидуально-определенной вещи, права на которую оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи.
Обращение собственника недвижимого имущества в суд с иском об исправлении реестровой ошибки не связано с оспариванием его права на это имущество другими субъектами гражданско-правовых отношений, а вызвано невозможностью внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости, собственником которых он не является, иным способом, нежели чем в судебном порядке (См. например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам от 25 октября 2022 г. № 18-КГ22-115-К4).
Учитывая изложенное, доводы подателя жалобы о том, что истец вправе избирать по своему усмотрению вариант защиты нарушенного права, обоснованно отвергнуты судом апелляционной инстанции, поскольку положения статьи 12 ГК РФ, предоставляя лицу всю полноту способов защиты гражданских прав, вместе с тем, не предполагает, что их выбор осуществляется произвольно, вне связи с характером и природой отношений сторон спора. Как следствие, последствия ненадлежащего исполнения стороной договора своих обязательств не могут устраняться под видом исправления реестровой ошибки, коль скоро свои требования истец основывает на ненадлежащем исполнении муниципального контракта.
Ссылки представителя ООО «Байкальская энергетическая компания» - Музейника В.В. на неправильное применение судом второй инстанции положений гражданского законодательства об исковой давности и последствиях её пропуска так же не могут быть приняты во внимание, поскольку судебная коллегия областного суда уклонилась от оценки данного обстоятельства, указав, что вопрос о пропуске срока может разрешаться лишь в отношении надлежащего ответчика. Как следствие, выводы суда апелляционной инстанции в указанной части прав подателя жалобы не нарушают и не влекут отмену по сути верного судебного постановления.
Приведенные суждения судебной коллегии областного суда мотивированы и в кассационных жалобах по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судом апелляционной инстанции допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами суда второй инстанции относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Согласно требованиям гражданского процессуального законодательства пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, допускается только как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований производства в данной стадии. Основаниями для отмены вступившего в законную силу акта суда могут быть только такие ошибки, допущенные в ходе предыдущего разбирательства и предопределившие исход дела, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов, защищаемых в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта.
Поскольку каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационные жалобы не содержат, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам заявителей не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя муниципального образования г. Братск Иркутской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Братска Иркутской области – Чернышева Т.В., представителя Общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» - Музейника В.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи