Судья Болочагин В.Ю. Дело № 33а-9027/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2016 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сказочкина В.Н.,
судей – Вачковой И.Г., Гороховика А.С.,
при секретаре – Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Голикова С.Г. к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании бездействия,
по апелляционной жалобе Голикова С.Г. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 12 мая 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований отказать.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Голикова С.Г. адвоката Новикова А.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента градостроительства г.о.Самара Поповой М.Н. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голиков С.Г. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара (ранее Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара) об оспаривании бездействия.
В обоснование заявленных требований указано, что Голиков С.Г. пользуется земельным участком площадью 376 м2 по адресу: <адрес> прилегающим к его земельному участку с кадастровым номером №. Голиков С.Г. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении ему в собственность за выкуп для садоводства указанный земельный участок. Уведомлением №СП-9/1453-0-1 от 14.07.2015 Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара сообщил Голикову С.Г., что по состоянию на 01.03.2015 схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории не утверждена, правовые основания продолжения работы по обращению отсутствуют. 21.09.2015 Голиков С.Г. получил ответ из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, в котором указано, что какая-либо информация о необходимости утверждения схемы расположения земельного участка с возложением обязанности по утверждению такой схемы на него в полученном ранее письме отсутствовала, и ему необходимо подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Соответствующее заявление о предварительном согласовании Голиковым С.Г. подано. Однако 16.10.2015 Голиков С.Г. получил ответ из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов, по тем основаниям, что в представленном заявлении отсутствует информация, предусмотренная пп.6 п.1 ст.39.15 ЗК РФ (основание предоставления земельного участка без проведения торгов), не приложены документы согласно пп.2 п.2 ст.39.15 ЗК РФ (схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок). Голиков С.Г. представил недостающие документы и повторно подал заявление о предварительном согласовании. 29.12.2015 Голиков С.Г. получил ответ из Департамента, согласно которому право на приобретение указанного земельного участка может быть реализовано в соответствии со ст.9.1 Закона «О земле», для чего ему необходимо подать заявление о предварительном согласовании земельного участка, а в поданном им заявлении отсутствует информация, предусмотренная ст.39.15 ЗК РФ. Голиков С.Г. не согласен с действиями Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, поскольку Департамент не предпринимает никаких действий по предоставлению ему земельного участка в собственность.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений Голиков С.Г. просил суд признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в предоставлении земельного участка в собственность, выраженный в письме от 29.12.2015 №338-Д05-05-06/140-обр.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Голиков С.Г., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Голикова С.Г. адвокат Новиков А.О. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара Попова М.Н. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Голиков С.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п.1 ст.28, ст.29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 2 ст.5.1 Закона Самарской области «О земле» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) установлено, что распоряжение расположенными в г.о. Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный Правительством Самарской области исполнительный орган государственной власти Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, до 01.03.2015 был определен ст.34 ЗК РФ. В соответствии с названной нормой, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, заявления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании этого заявления либо на основании обращения уполномоченного исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Таким образом, установлено, что на день обращения Голикова С.Г. по вопросу предоставления земельного участка указанным выше уполномоченным органом являлось Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно постановлению Главы г.о. Самара от 19.09.2006 №2340, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, было отнесено к компетенции Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что 28.11.2014 Голиков С.Г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 376,00 м2 по адресу: <адрес>, под огородничество, что подтверждается письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 16.02.2015 №123-1/2914/14.
16.02.2015 Министерством имущественных отношений Самарской области направлено обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
01.03.2015 введены в действие изменения в ЗК РФ, установившие иной порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в Закон Самарской области «О земле», в соответствии с которыми исполнительные органы государственной власти Самарской области утратили полномочия по распоряжению расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения). Полномочия по распоряжению этими земельными участками, в силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», перешли к органам местного самоуправления г.о. Самара.
Материалами дела установлено, что все материалы по рассмотрению заявления Голикова С.Г. о предоставлении земельного участка переданы Министерством имущественных отношений Самарской области в Администрацию г.о. Самара.
Администрацией г.о. Самара полученные материалы с заявлением Голикова С.Г. направлены в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара для выполнения действий, предусмотренных постановлением Администрации г.о. Самара от 19.08.2015 №929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара».
В соответствии с названным муниципальным актом, руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделен полномочиями по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
В соответствии с п.3 ст.34 ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (которым внесены изменения в порядок предоставления земельных участков, вступившие в силу с 01.03.2015), в случае, если до дня вступления в силу названного органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст.34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного закона), но не позднее 01.01.2018.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что схема расположения испрашиваемого Голиковым С.Г. земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории до 01.03.2015 не была утверждена.
По смыслу приведенных правовых норм, рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка административному истцу должно осуществляться в соответствии с процедурными нормами, введенными в действие с указанной даты.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов предусмотрен п.1 ст.39.14 ЗК РФ.
Таким образом, государственный орган при рассмотрении заявления Голикова С.Г. руководствовался правилами с.39.14 ЗК РФ, согласно которой решению о предоставлении земельного участка должно предшествовать решение о предварительном согласовании его предоставления, поскольку испрашиваемый Голиковым С.Г. земельный участок не сформирован.
Судом установлено, что письмом от 14.07.2015 №СП-9/1453-0-1, Департамент уведомил Голикова С.Г. об отсутствии правовых оснований для продолжения работы по его заявлению в порядке, установленном ст.34 ЗК РФ в ранее действовавшей редакции. Также данным письмом сообщено, что процедура предоставления земельных участков гражданам для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства урегулированы положениями Земельного кодекса РФ и Законом Самарской области «О земле» от 11.03.2015 №94-ГД. Право на приобретение испрашиваемого земельного участка может быть реализовано в соответствии со ст.9.1 Закона «О земле». Так же разъяснено, в соответствии со ст.ст. 39.14-39.15 ЗК РФ, что при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, необходимо подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с указанием информации, и приложением документов, предусмотренных п.1, п.2 ст.39.15 ЗК РФ.
Установлено, что письмом Департамента от 21.09.2015 Голикову С.Г. разъяснена необходимость обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
13.10.2015 Голиков С.Г. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о согласии административного истца с этой необходимостью.
Установлено, что письмом от 16.10.2015 №СП-9/1453-2-1 Департамент возвратил Голикову С.Г. заявление (вх. № СП-9/1453-2) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что в представленном заявлении отсутствует информация, предусмотренная подп. 6 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, не приложены документы согласно подп. 2 п. 2 ст. 39.15 Кодекса, предусмотренные подп. 2, 3 (схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок) пункта 2.6 Административного регламента.
Указанное решение о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка административным истцом в установленном законом порядке не оспаривалось. С повторным заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Голиков С.Г. не обращался.
29.12.2015 Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара сообщил Голикову С.Г. (исх. № 38-Д05-05-06/140-обр), что в представленном им заявлении от 13.10.2015 № СП-9/1453-2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, отсутствовала информация, предусмотренная ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, о чем он уведомлен письмом от 16.10.2015 № СП-9/1453-2-1, в связи с чем Голикову С.Г. разъяснено о необходимости предоставления соответствующего заявления, с учетом ранее направленной ему информации.
Разрешая заявленный спор и отказывая Голикову С.Г. в удовлетворении заявленный требований, суд пришел к выводу, что Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара (в настоящее время Департаментом градостроительства г.о.Самара) не принималось решение об отказе в предоставлении ему испрашиваемого земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку оспариваемый ответ Департамента от 29.12.2015 не является отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку ответ заявителю дан в установленные сроки и содержит обоснование невозможности принятия решения по соответствующему заявлению, а так же мотивированное разъяснение необходимых действий для дальнейшей работы по его заявлению о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, обжалуемый ответ Департамента носит информативный характер, права и законные интересы административного истца обжалуемым решением не нарушены и препятствия в реализации прав не созданы, поскольку ответ Департамента от 29.12.2015 не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для административного истца.
Принимая во внимание, что ответ Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара закону не противоречит, прав административного истца не нарушает, оснований для признания его незаконным у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о неверном определении судом обстоятельств, имеющих значения для дела, являются несостоятельными, поскольку выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств и не могут повлечь отмену решения, поскольку не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не опровергают выводы суда и не влияют на правильность обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Голикова С.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –