Дело № 2-1212/2022
Судья Филиппов О.Д. Дело № 33-1578/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 11 мая 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Федоровой Г.А., судей Топорковой С.А., Оконешниковой М.М., при секретаре Комюстюровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2022 г., которым
по иску Сунхалырова Р.Р. к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении искового заявления Сунхалырова Р.Р. к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о признании незаконным приказа .......... филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 31.08.2021 № ... об отстранении от работы в связи, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 01.09.2021 года по дату вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 500000 рублей, - отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.А., объяснения представителя ответчика Кычкина Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сунхалыров Р.Р. обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС (Я)») о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указывая, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях с 29.09.2010 в должности ********. Приказом № ... от 31.08.2021 истец отстранен от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что не прошел в установленном порядке обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции.
Истец полагает приказ об отстранении незаконным и необоснованным, т.к. граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ. Постановлением главного санитарного врача от 19.05.2021 обязательность прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции не установлена, кроме того, конкретный срок обеспечения иммунизации населения на момент вынесения оспариваемого приказа истек, выполняемые ответчиком работы не относятся к установленным Правительством РФ перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. У работодателя отсутствовали правовые основания для отстранения истца от работы. Истец просил суд признать приказ № ... от 31.08.2021 об отстранении от работы незаконным, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 01.09.2021, компенсацию морального вреда в размере 500000 руб.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель истца Иванов А.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, указывая, что работа истца и ответчика не входит в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 825 от 15.07.1999, которым определен Перечень работ связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Постановлением Главного санитарного врача по РС (Я) в постановлении от 19.05.2021 № 3 установлен конкретный срок обеспечения проведения иммунизации населения, однако на момент приказа об увольнении истца он истек. Кроме того, нет документов подтверждающих отнесение .......... филиала ГУП «ЖКХ РС (Я)» к эндемичной и энзоотичной территории, утвержденного Минздравом РФ. Также фактическим местом исполнения истцом трудовых обязанностей является ********, и не предусматривает постоянного контакта с населением и иными потребителями коммунальных услуг.
Истец, третье лицо надлежащим образом извещенные о судебном заседании в суд не явились.
Представитель ответчика Кычкин Р.Р. полагал решение суда законным и обоснованным.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru, раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и принимая во внимание, что стороны извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело при указанной явке.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражение относительно нее, объяснения стороны по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ).
Согласно статьей 1 указанного Федерального закона под иммунопрофилактикой инфекционных болезней (далее – иммунопрофилактика) понимается система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Профилактические прививки – это введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ выделяет два самостоятельных направления иммунопрофилактики, описанных в статьях 9 и 10 данного Федерального закона.
Так, статья 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ предусматривает осуществление профилактических прививок против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа. Такие профилактические прививки проводятся в рамках утверждаемого Национального календаря профилактических прививок, предусматривающего сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Вторым направлением иммунопрофилактики являются профилактические прививки по эпидемическим показаниям, которые проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2021 № 125н утвержден Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
С 20.02.2021 в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения путем дополнения данного Календаря обязательной профилактической прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. В Календарь также включены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации от указанного заболевания. Так, к приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно пункту 68 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4, внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование в сфере иммунопрофилактики исходит из того, что с даты, указанной уполномоченным государственным санитарным врачом, в постановлении о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, у граждан, относящихся к категориям, перечисленным в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям и в постановлении главного санитарного врача, возникает обязанность по обязательной вакцинации от соответствующего заболевания.
С целью соблюдения прав граждан на охрану здоровья часть 3 статьи 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ устанавливает, что профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.
Помимо этого часть 1 статьи 5 и часть 2 статьи 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ предусматривают, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок; профилактические прививки проводятся только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Однако, распоряжаясь своим правом на отказ от профилактической прививки, гражданин, для которого такая прививка является обязательной, должен осознавать, что в силу требований части 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ отсутствие профилактической прививки может повлечь для такого гражданина неблагоприятные последствия, в том числе отказ в приеме гражданина на работу или отстранение гражданина от работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
19.05.2021 Главный государственный санитарный врач по Республике Саха (Якутия), руководствуясь пунктом 6 части 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ, статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 17.09.1998 № 157-ФЗ, в соответствии с пунктом 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» издал постановление № 3, в пункте 1 которого указал на необходимость обеспечения проведения иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения, в первую очередь лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний в срок до 01.06.2021 в г. Якутске и Мегино-Кангаласском районе, срок до 01.07.2021 - по Республике Саха (Якутия).
В пункте 4.2 указанного постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) руководителям организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), предписано обеспечить иммунизацию работающих лиц против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оказывать содействие медицинским организациям в организации и проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежащего контингента.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13.07.2021 N 4 пункт 1 постановления от 19.05.2021 № 3 изложен в новой редакции, предписано обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения Республики Саха (Якутия), в первую очередь лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний, в срок до 15.08.2021.
Согласно п. 4.2. постановления Главного государственного санитарного врача по РС (Я) необходимо обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников в следующих сферах деятельности:
- торговли;
- салонов красоты, косметических СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;
- бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, парикмахерских и иных подобных услуг;
- общественного питания;
-клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;
- многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
- общественного транспорта, такси;
-образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;
- жилищно-коммунального хозяйства, энергетики;
- культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов);
- досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов);
- детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях, в том числе в парках культуры и отдыха, в торгово-развлекательных центрах;
- театров, кинотеатров, домов культуры;
- массовых физкультурных, спортивных мероприятий;
- государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций.
14.07.2021 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) даны разъяснения по вопросам исполнения вышеуказанных постановлений Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия), в которых указано, что руководители организаций, индивидуальные предприниматели в период эпидемического неблагополучия обязаны обеспечить проведение вакцинации не менее 70% работников от COVID-19 в сроки, указанные в постановлении Главного государственного санитарного врача по Республики Саха (Якутия). В соответствии с постановлением от 13.07.2021 № 4 руководители организаций указанных в постановлении сфер деятельности при отсутствии прививки имеют право отстранить работника от работы, а после 15 августа 2021 года – обязаны отстранить от работы на весь период эпидемического неблагополучия, или временно до тех пор, пока прививка не будет получена.
Таким образом, Главный государственный санитарный врач по Республике Саха (Якутия) воспользовался предоставленными ему пунктом 6 части 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ и статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 17.09.1998 N 157-ФЗ полномочиями и принял решение о проведении на территории Республики Саха (Якутия) профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Следовательно, с даты принятия Главным государственным санитарным врачом по Республике Саха (Якутия) постановления от 13.07.2021 N 4, которым были конкретизированы нормы, содержащиеся в постановлении от 19.05.2021 № 3, у граждан, относящимся к группам, перечисленным в пункте 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 № 3, возникла обязанность по обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям. При неисполнении данной обязанности в случае отсутствия медицинских противопоказания в отношении такого гражданина могут наступить неблагоприятные последствия, перечисленные в нормах действующего законодательства, в том числе и отстранение от работы.
Так, в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), помимо случаев, прямо перечисленных в настоящей статье, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии у работника, в отношении которого возникла обязанности по обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям, соответствующей прививки, работодатель обязан отстранить такого работника от работы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сунхалыров Р.Р. на основании трудового договора от 29.09.2010 принят на работу в .......... филиал ГУП «ЖКХ РС (Я)» на должность ********.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основными видами деятельности ГУП «ЖКХ РС (Я)» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача и распределение пара, кондиционирование воздуха, передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, распределение газообразного топлива газораспределительным сетям, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, сбор неопасных отходов, сбор опасных отходов, обработка и утилизация неопасных отходов и т.д.
Таким образом, деятельность ответчика относится к сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
В целях исполнения постановления от 19.05.2021 № 3 Главного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции COVID-19» работодатель издал приказ № ... от 16.07.2021 «Об обязательной вакцинации работников», из которого следует, о необходимости обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) всех категорий работников в срок до 15.08.2021 с охватом не менее 70% работников. Работникам прошедшим вакцинацию предоставить информацию о наличии сертификатов о вакцинации. В случае отказа от вакцинации или не предоставления медицинского документа о противопоказании к вакцинации, отстранять от работы без сохранения заработной платы на основании ч.1 ст. 76 ТК РФ до окончания периода эпиднеблагополучия, либо прохождения вакцинации (л.д. 24-25).
25.08.2021 Сунхалыров Р.Р. предоставил письменный отказ от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции.
Приказом работодателя № ... от 31.08.2021 Сунхалыров Р.Р. отстранен от работы в связи с отказом от обязательной вакцинации с 01.09.2021 и до момента прохождения обязательной вакцинации (или до окончания периода эпиднеблагополучия, без начисления заработной платы на весь период отстранения от работы. С данным приказом истец ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в приказе (л.д. 26).
Отказывая в удовлетворении требований Сунхалырова Р.Р., суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства по делу и применил нормы материального права, не установив факта нарушения трудовых прав истца, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, решение об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) принято главным санитарным врачом субъекта Российской Федерации с учётом неблагополучной эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
При этом работодатель заблаговременно довел до работника информацию о необходимости обязательной вакцинации и о последствиях отказа от такой вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний.
Ответчиком соблюден порядок отстранения от работы, предусмотренный трудовым законодательством. Учитывая, что отстранение Сунхалырова Р.Р. от работы является законным и обоснованным, оснований для выплаты заработной платы за период вынужденного прогула и компенсации морального вреда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что его отказ от профилактической прививки, является правомерным, так как нарушает его конституционные права, является несостоятельным, поскольку деятельность ГУП «ЖКХ РС (Я)» ограничена лишь необходимостью доведения до работников информации об обязательной вакцинации и о правовых последствиях отсутствия такой вакцинации. В дальнейшем работник самостоятельно определяет свое поведение, принимая решение о том, проходить ли ему соответствующую вакцинацию или отказаться от нее. При этом работник должен осознавать, что в случае не получения им соответствующей прививки, для него могут наступить неблагоприятные последствия, в том числе и в виде отстранения от работы. В свою очередь, ГУП «ЖКХ РС (Я)» обязано отстранить такого работника от работы при отсутствии у него вакцинации. При этом такое отстранение от работы, не является мерой принудительного воздействия на работника, а является правым последствием, прямо предусмотренным законом которое обусловлено поведением самого работника, а на работодателя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работа, выполняемая истцом, не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, в связи с чем отстранение истца является незаконным, основано на неправильном толковании норм материального права, так как указанный перечень связан с риском заболевания инфекционными болезнями при обычном выполнении работ, в то время как обязательная иммунизация по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в сферах деятельности, указанных в постановление Главного государственного санитарного врача по РС (Я) от 19.05.2021, направлена на предупреждение дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Республики Саха (Якутия).
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норма материального права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судом обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Иванова А.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено 17 мая 2022 г.