Дело № 12-37/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
29 мая 2018 года г. Шумерля Чувашской Республики
Судья Шумерлинского районного суда Чувашской Республики Миронова Н.Б.,
с участием представителя администрации г.Шумерля Сотниченко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации г.Шумерля Чувашской Республики на постановление мирового судьи судебного участка № ___________ г.Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КРФоАП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № ___________ г.Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. юридическое лицо - Администрации г.Шумерля Чувашской Республики привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КРФоАП.
Из постановления следует, что "___" ___________ г. инспектором по ИАЗ ОГИБДД МОО МВД РФ «Шумерлинский» была проведена проверка автомобильной дороги по ........................, в ходе которой были выявлены следующие недостатки: на проезжей части дороги на пешеходном переходе отсутствует дорожная разметка, предусмотренная п.п.1.5, 1.14.1 ПДД. Данная разметка должна быть нанесена согласно п.4.2.2 ГОСТа Р 50597-93 и п.6.2.2 ГОСТа Р 52284-2004.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Администрации г.Шумерля Чувашской Республики обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Жалоба мотивирована тем, что, во-первых, инспектором по ИАЗ ОГИ БДД МО МВД РФ «Шумерлинский» при составлении протокола от "___" ___________ г. не были учтены объяснения представителя администрации г.Шумерля, которые в последствии были вписаны в данный протокол представителем администрации г.Шумерля. В связи с погодными условиями (сырость, слякоть, таяние снега), вызванными переменой сезона, произвести дорожную разметку на тот момент времени не представлялось возможным. Дорожная разметка на указанных отрезках автомобильных дорог частично утрачена в результате эксплуатации дорог в зимний период и подлежит восстановлению. Из п.13.8 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 20 августа 1985 года №133, п.3.3.4. Руководства по производству работ дорожным мастером при содержании и ремонте автомобильных дорог, утвержденного приказом Российского дорожного агентства от 16 июня 2000 года №115-р следует, что восстановление и нанесение дорожной разметки производится в соответствии с утвержденными и согласованными в органах ГИБДД схемами дорожной разметки. Работы по разметке должны проводиться в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 15 градусов (нитрокрасками) и не ниже 10 градусов (термопластическими материалами) и относительной влажности не более 85%. Отсюда, в зимний и весенний период восстановление дорожной разметки невозможно. Доказательств того, что администрация имела реальную возможность осуществить работы по восстановлению дорожной разметки на нерегулируемых пешеходных переходах, материалы дела не содержат. Напротив, из представленных в материалах дела фотоматериалов следует, что данная проверка производилась сотрудниками ОГИБДД МО МВД РФ «Шумерлинский» "___" ___________ г., по окончанию зимнего периода, после которого показатели функциональной долговечности разметки неизбежно существенно снижены. Соответственно отсутствует субъективная сторона вменяемого заявителю административного правонарушения. Во-вторых, на момент составления протокола процедура заключения контракта на восстановление дорожной разметки, по результатам торгов была уже начата. Заключить контракт раньше установленных сроков не представляется возможным, так как это нарушение норм законодательства. Согласно Плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2018 год процедура торгов (запрос котировок) на заключение контракта на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах г.Шумерля должна проводиться в апреле 2018 года. по результатам торгов будет заключен контракт и произведены работы по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах г.Шумерля. В бюджет на 2018 год заложены денежные средства в размере 135 148,80 рублей на восстановление дорожной разметки. На данный момент меры по соблюдению правил в части содержания автомобильных дорог общего пользования приняты, то есть вина администрации ........................ несущественна. В-третьих, фотографии, представленные в деле не могут быть приняты в качестве доказательства по делу, так как на фотографиях отсутствует указание на техническое средство, которым проводилась фотосъемка, время и место проведения фотосъемки. Других доказательств, что именно этот участок дороги воспроизведен на фотоматериалах, не представлено. Таки образом, факт правонарушения в части отсутствия дорожной разметки документально не подтвержден. В-четвертых, дефицит бюджетных средств г.Шумерля подтверждается Решением Собрания депутатов г.Шумерля от "___" ___________ г. № ___________. Так же, в результате неисполнения администрацией г.Шумерля требований исполнительного документа, выданного "___" ___________ г., на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики от "___" ___________ г. по делу № ___________, осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации г.Шумерля было приостановлено до момента устранения нарушений. Поэтому штраф в размере 100 000 рублей будет ощутим для администрации г.Шумерля. В-пятых, в соответствии с разделом 2 Положения об Управлении градостроительства и городского хозяйства администрации г.Шумерля Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов г.Шумерля от "___" ___________ г. № ___________, Управление является отраслевым органом администрации г.Шумерля и предназначено для осуществления управленческих функций в области эффективного функционирования и сбалансированного развития дорожного хозяйства, автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города. Согласно раздела 1 названного Положения Управление является юридическим лицом, имеет право приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, представлять интересы администрации города в органах государственной власти, судебных органах, других муниципальных образованиях по всем вопросам, связанным с дорожной деятельностью администрации города. Таким образом ответственно за данную ситуацию несет Управление градостроительства и городского хозяйства администрации г.Шумерля.
Представитель администрации г.Шумерля Чувашской Республики Сотниченко Д.В. поддержала жалобу по доводам, изложенным в ней и в письменном отзыве.
Представитель МО МВД России «Шумерлинский» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав участников, изучив материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении жалобы отказать, исходя из следующего.
Согласно ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Часть 1 ст.12.34 КРФоАП предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 утвержден ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.Согласно Акту выявления недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленному "___" ___________ г. инспектором по ИАЗ ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский», на участке дороги ........................ А проезжей части и на пешеходном переходе отсутствует дорожная разметка 1.14.1, 1.5, которая должна быть нанесена согласно требованиям ГОСТа Р 50597-93 п.4.2.2, ГОСТа Р 52284-2004 п.6.2.2. 9.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КРФоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что администрация ........................ необоснованно привлечена к административной ответственности, так как не уполномочена на проведение мероприятий муниципального контроля в отношении автомобильных дорог местного значения, и что соответствующим уполномоченным органом является Управление градостроительства и городского хозяйства администрации ........................, суд считает несостоятельным.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).
В соответствии с п.12 ст.3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п.6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ).
В силу приведенных выше требований пункта 13 Основных положений обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.7 Устава г.Шумерля Чувашской Республики к вопросам местного значения г.Шумерля относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Шумерля и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.Шумерля, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КРФоАП, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу ч.2 ст.2.1 КРФоАП, субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать вывод о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия администрацией всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, а также названных выше Основных положений свидетельствует о том, что администрация, будучи лицом, в обязанности которого входит осуществление контроля за мероприятиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, является субъектом вмененного ей административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание указанных автомобильных дорог является администрация г.Шумерля Чувашской Республики.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание назначено ниже предусмотренного санкцией ст.12.34 КРФоАП с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КРФоАП, т.е. наличия исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением администрации г.Шумерля..
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Исходя из этого, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № ___________ г.Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. о привлечении администрации г.Шумерля Чувашской Республики к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу представителя Администрации г.Шумерля Чувашской Республики – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его оглашения.
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2018 года.
Судья Н.Б.Миронова