Дело №2-3308/2018
(УИД 24RS0017-01-2018-002624-70)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2018 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Стельмах а Т. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Гелиос» о защите трудовых прав, наложении обязанностей провести специальную оценку условий труда работника,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд в интересах Стельмаха Т.Г. к ООО «Гелиос» с иском о защите трудовых прав, наложении обязанностей провести специальную оценку условий труда работника. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Гелиос» требований трудового законодательства в ходе которой установлено, что до настоящего времени работодателем не исполнена обязанность по проведению специальной оценки условий труда рабочего места директора Стельмаха Т.Г., что нарушает права последнего на труд в безопасных условиях, в том числе на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в таких условиях. С учетом изложенного истцы просят обязать ООО «Гелиос» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение специальной оценки условий труда рабочего места директора Стельмаха Т.Г.
В зале суда процессуальный истец в лице помощника прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Белоножко Е.Е. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Материальный истец Стельмах Т.Г. в зал суда не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении иска прокурора в свое отсутствие.
Ответчик ООО «Гелиос» в судебное заседание своего представителя также не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении иска в свое отсутствие. Кроме того, в ранее поданном заявлении указал на то, что согласен с заявленными истцами требованиями и обязуется исполнить их в установленный судом срок.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка ответчика, неполучение судебных извещений, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
В этой связи, полагая, что ответчик, не приняв мер к явке своего представителя в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права и требований ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие в порядке заочного производства.
Выслушав доводы процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 37 Конституции РФ что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 ТК РФ).
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 ТК РФ).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013г. N421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ).Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.3 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014г. N33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N426-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Гелиос» осуществляет свою деятельность с 24.08.2007 года по настоящее время. Целью деятельности Общества является извлечение прибыли (п.5.1 Устава Общества). Для реализации поставленных целей Общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством (п.5.2 Устава Общества).
Согласно штатному расписанию ООО «Гелиос» от 01.06.2016г. в штате учреждения числится 63 штатных единицы, в том числе директора – 1 штатная единица, которую согласно приказу о приеме на работу № от 23.11.2015 года занимает истец Стельмах Т.Г.
Из материалов дела также следует, что в 2018 году прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска была проведена проверка соблюдения ООО «Гелиос» требований трудового законодательства, в ходе которой установлено, что до настоящего времени работодателем не исполнена обязанность по проведению специальной оценки условий труда рабочего места директора Стельмаха Т.Г.
Согласно объяснениям директора ООО «Гелиос» Стельмах Т.Г. от 24.05.2018 года специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест на предприятии не проводилась из-за отсутствия денежных средств, несмотря на то, что ранее в 2017 году при проведении прокуратурой проверки уже было указано на такое нарушение.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Гелиос» не исполнило обязанность работодателя по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, отсутствие специальной оценки труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существенном риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, лишить работника, осуществляющего трудовую деятельность в ООО «Гелиос» права на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на ООО «Гелиос» обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда рабочего места директора Стельмаха Т.Г.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, а также необходимости обеспечения исполнимости принимаемого решения, суд полагает возможным установить для ООО «Гелиос» срок шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей, принимая во внимание разумность его пределов.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с ответчика в доход бюджета необходимо взыскать государственную пошлину пропорционально удовлетворенным исковым требованиям или в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Стельмаха Т.Г. удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Гелиос» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение специальной оценки условий труда рабочего места директора Стельмаха Т. Г..
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.
Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2018 года.
Судья И.Г. Медведев