Решение по делу № 8Г-603/2019 [88-398/2019] от 16.10.2019

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-398/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

28 ноября 2019 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ившиной Т.В.,

судей Бросовой Н.В., Семенцева С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ефимова Виктора Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 09 июля 2019 г. по гражданскому делу № 2-1883/2019 по иску Ефимова Виктора Александровича к ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» о представлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., объяснения Ефимова Виктора Александровича и его представителя по устному ходатайству, представителя ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» по доверенности Урусовой С.В., представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности Малыхиной Н.А., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ефимов В.А. обратился в суд с иском к ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» о признании незаконным распоряжения от 07 декабря 2018г. № 6808 об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мотивируя свои требования тем, что 30 октября 2018 года он обратился в отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району г. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» с заявлением о предоставлении пособий на детей и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на жилое помещение - квартиру, расположенную по <адрес> Специалист соцзащиты обязал предоставить до 15 ноября 2018 года справку за 6 месяцев о денежном довольствии Мацюры В.А., являющегося военнослужащим по призыву. При повторном обращении к ответчику 15 ноября 2018 года пакет документов на получение субсидии у Ефимова В.А. приняли, но взяли с него расписку о том, что он обязуется принести справку о денежном довольствии Мацюры В.А. 13 декабря 2018 года Ефимов В.А. получил от ответчика распоряжение об отказе в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг от 07 декабря 2018 года № 6808. Причиной отказа в назначении субсидии послужило предоставление неполного пакета документов, так как не представлена информация о доходах Мацюры В.А. за 6 последних месяцев, предшествующих подаче заявления (отсутствие справки о денежном довольствии военнослужащего по призыву). Ефимов В.А. не согласен с отказом в назначении субсидии, поскольку 31 октября 2018 года он предоставил ответчику справку о том, что Мацюра В.А. обучается в университете, и ему не начислялась стипендия с мая по октябрь 2018 года. Согласно справке от 23 октября 2018 года № 326 начальника 1 УЦ в/ч 31612 рядовой Мацюра В.А. с 30 июня 2018 года по 30 июня 2019 года состоит на действительной военной службе по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации. В качестве правового основания Ефимов В.А. ссылался на статью 14 Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». По мнению Ефимова В.А. он не обязан был представлять документы с информацией о доходах военнослужащего по призыву, в том числе за последние шесть месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, поскольку при расчете среднедушевого дохода семьи не включаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Ефимов В.А. полагает, что 30 октября 2018 года он предоставил пакет документов для назначения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, Ефимов В.А. считает, что при принятии решения о выплате субсидии Мацюра В.А. не должен был приниматься во внимание как член его семьи, так как с 30 июня 2018 г. Мацюра В.А. в квартире Ефимова В.А. не проживает, совместное хозяйство с ним не ведет. В соответствии с п. 8 (1) б и п. 4 Постановления Правительства № 761 от 14 декабря 2005 года предусматривается совместное и постоянное проживание членов семьи. Ссылаясь на изложенное Ефимов В.А. просил признать незаконным распоряжение начальника отдела назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району управления по городскому округу Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» от 07 декабря 2018 г. № 6808 об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и обязать ответчика предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 30 октября 2018 года.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 19 апреля 2019 г. исковые требования Ефимова Виктора Александровича к ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» о представлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворены частично.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 09 июля 2019 г. решение Центрального районного суда г. Тольятти от 19 апреля 2019 г. отменено.

В кассационной жалобе, поданной заявителем 16 октября 2019 г., ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения первой инстанции.

Истец Ефимов В.А. и его представитель по устному ходатайству Коротков С.Ю. в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержали, просили апелляционное определение отменить по основаниям указанным, в кассационной жалобе.

Представитель ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» по доверенности Урусова С.В. возражала против доводов кассационной жалобы, просила оставить апелляционное определение без изменения.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области возражала против доводов кассационной жалобы, просила оставить апелляционное определение без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ответчика относительно кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 15 ноября 2018 года Ефимов Е.В. обратился в отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» по г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении ему субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761.

Распоряжением ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» по г.о. Тольятти от 7 декабря 2018г. Ефимову В.А. отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи предоставлением неполного пакета документов (отсутствует информация о доходах Мацюры В.А. за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления) (п.8, п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. № 761). 7 декабря 2018 г. адрес Ефимова В.А. направлено соответствующее уведомление № 6808.

Факт прохождения Мацюра В.А. военной службы по призыву с 30 июня 2018 года по 30 июня 2019 года подтверждается справкой от 23 октября 2018 года № 326 начальника 1 Учебного центра в/ч 31612.

Доводы кассационной жалобы, что судом апелляционной инстанции существенно нарушены нормы материального права (статья 14 Федерального закона от 05 апреля 2003 № 44-ФЗ), несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм права.

В силу ст. 159 Жилищного кодекса РФ определены случаи предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также указаны лица кто имеет право на получение, и порядок их предоставления.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением N 761 от 14 декабря 2005 г. утвердило Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Ссылки истца на ст. 14 Федерального закона от 05 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», несостоятельны поскольку правоотношения по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг данный закон не регулирует.

Ефимов В.А. ссылается на п. 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761, что данный пункт отсылает на Федеральный закон от 05 апреля 2003 г. № 44-ФЗ, где указано, что Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Использование Правительством Российской Федерации при определении порядка исчисления совокупного дохода семьи в качестве его составной части правил, установленных в абзаце 2 статьи 5 и статьях 6-12 Закона № 44-ФЗ, свидетельствует лишь о том, что Правительство Российской Федерации в пределах, предоставленных ему законом полномочий избрало отсылочный способ установления части правового регулирования и не означает, что необходимо применять весь указанный закон.

Законодатель в пп. а п. 34 вышеуказанных Правил определил, что совокупный доход семьи, необходимый для расчета суммы субсидии, исчисляется с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате.

Перечень видов доходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512.

Так в пп. ж п. 1 Перечня указано, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются: денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что рядовой Мацюра А.В., с 30 июня 2018 г. по 30 июня 2019 г. состоит на действительной военной службе по призыву в Вооруженных силах РФ, что подтверждается справкой от 23 октября 2018 года N 326 начальника 1 Учебного центра в/ч 31612. Так же установлено, что после призыва в Вооруженные силы, он не снят с регистрационного учета по спорному адресу, что означает, что коммунальные платежи, а также расходы на оплату жилья, начисляются с учетом его регистрации.

Таким образом, при обращении в органы социальной защиты за субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истец должен был предоставить документы, содержащие сведения о доходах всех зарегистрированных в данном жилом помещении, в том числе сведения о денежном довольствии Мацюра А.В..

Доводы истца о том, что доход Мацюры А.В. не должен учитываться, так же опровергаются законодательством о том, что военнослужащие по призыву имеют доход.

Согласно части 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов (ст. 12 Закона).

На основании статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада повоинской должности и дополнительных выплат (п. 3 статьи); кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими (п. 34 статьи).

Доводы кассационной жалобы, что Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» является надлежащим ответчиком, также основаны на неправильном толковании норм права.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. № 761, решение о предоставлении субсидии принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным им государственным учреждением. В соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 25 декабря 2012г. № 756, органом, осуществляющим организацию выплаты субсидии, является орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, каковым в Самарской области является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» является уполномоченным учреждением осуществлять прием граждан, обеспечивать прием документов, представленных заявителем, принимать решение о назначении (отказе в назначении) субсидии, определять размер субсидии, приостанавливать предоставление субсидии, а также направлять межведомственные запросы в федеральные органы.

Министерство контролирует деятельность уполномоченных органов по предоставлению государственной услуги, и осуществляет деятельность в части организации выплаты субсидии.

Таким образом, требования обязать предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда исвидетельствующих о неправильном применении норм материального и процессуального права, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены апелляционного определения.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу апелляционного постановления.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение Самарского областного суда от 09 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную Ефимова Виктора Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Ившина

Судьи Н.В. Бросова

С.А. Семенцев

8Г-603/2019 [88-398/2019]

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефимов Виктор Александрович
Ответчики
ГКУ СО "ГУСЗН Центрального округа"
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской обл.
Другие
Прокуратура Автозаводского р-на г.Тольятти Самарской обл.
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
28.11.2019Судебное заседание
28.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее