Решение по делу № 2-1649/2024 от 06.05.2024

    Дело № 58RS0018-01-2024-002159-76

№ 2-1649/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 сентября 2024 года                             г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Миллер С.А.,

при секретаре Аниськиной А.А.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г.Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Пензы, действующего в интересах Земсковой Ольги Алексеевны, к ГБУЗ «Городская поликлиника», Министерству здравоохранения Пензенской области об обеспечении лекарственным препаратом,

установил:

Прокурор Октябрьского района г.Пензы, действуя в интересах Земсковой О.А., обратился в суд с иском к ГБУЗ «Городская поликлиника», Министерству здравоохранения Пензенской области об обеспечении лекарственным препаратом, указав, что Земскова О.А., Дата года рождения, является Данные изъяты, для медицинского обслуживания прикреплена к поликлинике № 14 ГБУЗ «Городская поликлиника», состоит на учете с диагнозом: Диагноз

Заболевание спектра оптиконевромиелита входит в Перечень редких (орфанных) заболеваний.

20.03.2023г. ФГБНУ «Научный центр неврологии» (г. Москва) Земсковой О.А. рекомендовано проведение терапии препаратом Э. внутривенно капельно 900 мг каждую неделю (неделя 0, 1, 2, 3) для первых четырех применений, далее внутривенно капельно 1200 мг каждые 2 недели (неделя 4, 6,8 и т.д.).

Земскова О.А. от набора социальных услуг не отказывалась, подлежит обеспечению лекарственными препаратами за счет регионального и федерального бюджетов.

Однако рекомендованным врачом препаратом Э.               Земскова О.А. должным образом не обеспечивается.

Прокурор Октябрьского района г.Пензы просил:

обязать Министерство здравоохранения Пензенской области обеспечить Земскову О.А. лекарственным препаратом Э. внутривенно капельно 900 мг каждую неделю (неделя 0, 1, 2, 3) для первых четырех применений, далее внутривенно капельно 1200 мг каждые 2 недели (неделя 4, 6, 8 и т.д.) на постоянной основе до отмены назначений;

обязать ГБУЗ «Городская поликлиника» производить Земсковой О.А. своевременную выписку рецептов на получение лекарственного препарата Э. внутривенно капельно 900 мг каждую неделю (неделя 0, 1, 2, 3) для первых четырех применений, далее внутривенно капельно 1200 мг каждые 2 недели (неделя 4, 6, 8 и т.д.) на постоянной основе до отмены назначений;

обратить решение к немедленному исполнению.

В ходе судебного разбирательства прокурор Октябрьского района г.Пензы исковые требования уточнил, просил:

обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Земсковой О.А. постоянно лекарственным препаратом Э. в соответствии с рекомендациями врача до момента снятия диагноза или изменений рекомендации врача;

обязать ГБУЗ «Городская поликлиника» обеспечить Земскову О.А. лекарственным препаратом Э. в соответствии с рекомендациями врача, в том числе путем осуществления своевременной закупки и выписки рецептов на указанный лекарственный препарат.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Пензы Рыбин А.С. исковые требования поддержал.

Земскова О.А. в судебное заседание не явилась, о судебном заседании извещена.

Представители Министерства здравоохранения Пензенской области Воеводин А.А. и Гришин В.И. в судебном заседании выразили согласие с иском, пояснив, что Земскова О.А. обеспечивается рекомендованным ей врачом лекарственным препаратом Э. за счет средств бюджета Пензенской области. На сегодняшний день Земскова О.А. лекарственным препаратом обеспечена. Лекарственный препарат является дорогостоящим и его приобретение на будущий период нецелесообразно ввиду возможной отмены препарата.

Представитель ГБУЗ «Городская поликлиника» Асаева А.М. в судебном заседании выразила согласие с иском, пояснив, что               Земскова О.А. обеспечена рекомендованным ей врачом лекарственным препаратом Э. до 15.10.2024г., также с целью последующего обеспечения Земсковой О.А. лекарственным препаратом проведен аукцион, но контракт на сегодняшний день не заключен. Обеспечение Земсковой О.А. лекарственным препаратом осуществляется непостоянно ввиду отсутствия необходимого финансирования. Лекарственный препарат для Земсковой О.А. приобретается за счет средств бюджета Пензенской области.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области Самородова Н.А. в судебном заседании оставила иск на усмотрение суда, пояснив, что в бюджете Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрено финансирование в рамках Государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области».

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Земскова О.А., Дата года рождения, является Данные изъяты

20.03.2023г. ФГБНУ «Научный центр неврологии» по результатам рассмотрения медицинской документации Земсковой О.А., имеющей заболевание спектра оптиконевромиелита (ЗСОНМ) с антителами к аквапорину-4, рекомендовано проведении терапии препаратом Э. внутривенно капельно 900 мг каждую неделю (неделя 0, 1, 2, 3) для первых четырех применений, далее внутривенно капельно 1200 мг каждые 2 недели (неделя 4, 6, 8 и т.д.).

Лекарственный препарат под международным непатентованным наименование Э. зарегистрирован в Государственном реестре лекарственных средств.

По сведениям ГБУЗ «Городская поликлиника» Земсковой О.А. препарат Э. введен 07.05.2024г., 14.05.2024г., 21.05.2024г., 28.05.2024г., 04.06.2024г., 18.06.2024г., 02.07.2024г., 16.07.2024г., 30.07.2024г. На период до 01.09.2024г. Земскова О.А. обеспечена указанным лекарственным препаратом, препарат поставлен по контракту, обеспеченность 16 флаконов, на последующее обеспечение заключен прямой контракт на 4 флакона и проведен аукцион на приобретение лекарственного препарат в количестве 32 флаконов с целью обеспечения Земсковой О.А. лекарственным препаратом до января 2025 года.

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к основным принципам охраны здоровья относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан.

В п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011г.                      № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

В силу ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

В соответствии с п.п. 7, 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:

организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с п.п. 5, 5.1 и 12 настоящей части;

организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего Федерального закона;

установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В соответствии с п. 8 ст. 6.1, п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» урегулированы вопросы оказания медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, так согласно ч.ч. 1, 2 указанной нормы редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».

В Перечень редких (орфанных) заболеваний, разработанный Министерством здравоохранения РФ, включено заболевание «Оптиконевромиелит».

В Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890, включены инвалиды 1 группы и предусмотрено обеспечение указанной категории всеми лекарственными средствами (по медицинским показаниям).

В п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 установлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно п.п. 1.1, 1.8, 1.9, 2.1.12.1, 2.1.12.4, 2.1.12.9, 2.1.12.23, 2.1.12.24 Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013г. № 30-пП, Министерство здравоохранения Пензенской области (далее - Министерство) является исполнительным органом Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области, целевых средств, выделяемых Министерству на реализацию областных, долгосрочных целевых, федеральных программ и иных программ из средств бюджета Пензенской области и федерального бюджета, субвенций и субсидий из федерального бюджета.

Министерство осуществляет полномочия учредителя для государственных бюджетных учреждений и государственных автономных учреждений и является главным распорядителем средств бюджета Пензенской области для государственных казенных учреждений, относящихся к сфере здравоохранения Пензенской области (далее - медицинские организации, подведомственные Министерству).

Министерство в рамках своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере охраны здоровья:

защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

организует оказание населению Пензенской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству;

организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с п.п. 5, 5.1 и 12 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;

организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1     ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности настоящего иска.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание определенным категориям граждан государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами без взимания платы.

Земскова О.А., обладающая статусом Данные изъяты, страдающая заболеванием, включенным в Перечень редких (орфанных) заболеваний, сформированный Министерством здравоохранения РФ, имеет право на бесплатное обеспечение рекомендованным ей врачом лекарственным препаратом, который прошел государственную регистрацию. Однако обеспечение Земсковой О.А. необходимым ей по медицинским показаниям лекарственным препаратом осуществляется ненадлежащим образом.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Октябрьского района г.Пензы, действующего в интересах Земсковой Ольги Алексеевны, к ГБУЗ «Городская поликлиника», Министерству здравоохранения Пензенской области об обеспечении лекарственным препаратом удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанность организовать обеспечение Земсковой Ольги Алексеевны, Дата года рождения, постоянно лекарственным препаратом Э. по медицинским показаниями в соответствии с рекомендациями врача до изменения рекомендаций врача.

Возложить на ГБУЗ «Городская поликлиника» обязанность обеспечить Земскову Ольгу Алексеевну, Дата года рождения, лекарственным препаратом Э. в соответствии с рекомендациями врача, в том числе путем осуществления своевременной закупки лекарственного препарата и выписки рецептов на лекарственный препарат.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 11.09.2024г.

Судья                                                                                С.А. Миллер

2-1649/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г.Пензы
Земскова Ольга Алексеевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Пензенской области
ГБУЗ "Городская поликлиника"
Министерство финансов Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Баринова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
06.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Подготовка дела (собеседование)
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее