Решение по делу № 33-4104/2023 от 20.06.2023

Председательствующий: Калинина К.А.                          № 33-4104/2023

                                                                                55RS0007-01-2022-006661-97

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск                               12 июля 2023 года

            Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Магденко И.Ю.,

            судей Мезенцевой О.П., Перфиловой И.А.,

            при секретаре Колбасовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело 2-284/2023

по апелляционной жалобе Шарифуллиной Сажиды Зиннаджановны

на решение Центрального районного суда города Омска от 10 апреля 2023 года

по исковому заявлению Шарифуллиной Сажиды Зиннаджановны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Перфиловой И.А., судебная коллегия

    установила:

                                Шарифуллина С.З. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее также - ОПФР по Омской области) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии.

В обоснование требований указала, что 31.05.2022 истец обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях). Решением ОПФР по Омской области от 14.06.2022 в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия требуемого стажа.

В стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения органом пенсионного обеспечения не были включены периоды работы в должности фельдшера-лаборанта с 04.08.1987 по 20.01.1989 в СЭС Куйбышевского района г. Омска; с 25.01.1989 по 04.06.1997 в Горбольнице № 9; период нахождения в отпуске по беременности и родам с 23.04.1990 по 22.10.1991; с 05.07.1997 по 31.03.1999 в ООО «Диасорб»; с 01.04.1999 по 18.04.2000 в ЗАО «Диасорб»; с 16.07.2002 по 05.07.2005 в ГУ «Центр госсанэпиднадзора» в КАО г. Омска; с 29.04.2006 по 28.11.2006 в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области»; с 29.11.2006 по 29.02.2008 в ГУЗ Омской области «Кожно-венерологический диспансер»; с 21.03.2008 по 01.06.2022 в БУЗОО «ГКПЦ»; дни отдыха за сдачу крови и ее компонентов (донорские дни) 08.04.2013 и 09.04.2013.

Просила обязать ответчика включить в стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения спорные периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.06.2022.

Определением суда от 16.01.2023 по настоящему гражданскому делу в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области на его правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее также – ОСФР по Омской области).

В судебном заседании истец Шарифуллина С.З., представитель истца Шайкова С.А., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика ОСФР по Омской области Зубков И.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, просил в иске отказать.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская больница № 9», бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городской клинический перинатальный центр» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Шарифуллиной С.З. удовлетворены частично. На ОСФР по Омской области возложена обязанность включить в стаж работы Шарифуллиной С.З., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» дни отдыха за сдачу крови и ее компонентов 08.04.2013 и 09.04.2013. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В пользу Шарифуллиной С.З. с ОСФР по Омской области взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.

В апелляционной жалобе Шарифуллина С.З. с решением суда не соглашается, просит его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должности фельдшера-лаборанта периодов работы с 05.07.1997 по 31.03.1999 в ООО «Диасорб»; с 01.04.1999 по 18.04.2000 в ЗАО «Диасорб», назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что факт работы в спорные периоды, признан в полном объеме, имеются архивные документы, достаточные для принятия решения о включении данных периодов в стаж. Согласно архивной справке от 02.08.2022 № Ш-6587/04-09 казенного учреждения г. Омска «Муниципальный архив», полученной на запрос Шарифуллиной С.З, в архивном фонде ООО «Диасорб» в ведомостях начисления заработной платы работникам с июня 1997 по март 1999 значится фамилия Шарифуллина С.З., указаны суммы удержания по строке «пенсионный фонд». Трудовой стаж указан с 1997 по 1999. Полагает, что согласно учредительной документации ООО «Диасорб», основным видом деятельности ООО «Диасорб» являлась диагностика и лечение больных с различными заболеваниями. Указывает, что ООО «Диасорб» является учреждением здравоохранения, в связи с чем период работы в нем подлежит зачету в стаж осуществления медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения. Ссылается на судебную практику, согласно которой суды включают в стаж осуществления лечебной деятельности периоды работы граждан независимо от организационно-правовой формы и наименования организации. Указывает, что с учетом включения в стаж осуществления лечебной деятельности периодов работы с 05.07.1997 по 31.03.1999 в ООО «Диасорб»; с 01.04.1999 по 18.04.2000 в ЗАО «Диасорб», у нее возникнет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Шарифуллина С.З., представитель истца Шайкова С.А., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили удовлетворить заявленные истцом требования.

Представитель ответчика ОСФР по Омской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская больница № 9», бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городской клинический перинатальный центр» в судебное заседание не явились, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав пояснения истца Шарифуллиной С.З., представителя истца Шайковой С.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

                                В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

                                Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

                                Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм процессуального и материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

                                Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущено не было.

                                Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

                                Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

                                В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013    № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

                                Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

                                Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее      достижения возраста,      определенного     статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

                                Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

                                Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

                                Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

                                В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

                                Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30    Федерального        закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

                                - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2001 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации;

                                - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

                                - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 0.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.

                                Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 31.05.2022 Шарифуллина С.З. обратилась в ОПФР по Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

                                Решением ОПФР по Омской области 14.06.2022 № <...> истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ.

                                Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, Шарифуллина С.З. обратилась в суд с настоящим иском.

Как следует из материалов пенсионного дела и решения ОПФР по Омской области 14.06.2022 № <...> в страховой стаж Шарифуллиной С.З., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включены периоды работы в качестве фельдшера-лаборанта с 04.08.1987 по 20.01.1989 в СЭС Куйбышевского района г. Омска, с 25.01.1989 по 16.09.1993, с 17.09.1996 по 04.06.1997 в ГБ № 9, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 23.04.1990 по 22.10.1991 (фельдшер-лаборант биохимической лаборатории Горбольницы № 9), с 16.07.2002 по 05.07.2005 в ГУ «Центр госсанэпиднадзора» в КАО г. Омска, с 29.04.2006 по 28.11.2006 в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области», с 29.11.2006 по 29.02.2008 в ГУЗ Омской области «кожно-венерологический диспансер» (за вычетом отпуска без сохранения заработной платы с 30.07.2007 по 09.08.2007), с 21.03.2008 по 01.06.2022 в БУЗОО «ГКПЦ» (за вычетом донорских дней с 08.04.2013 по 09.04.2013, отпусков без сохранения заработной платы с 04.03.2019 по 07.03.2019, 10.09.2021, с 20.09.2021 по 24.09.2021, 04.04.2022 по 29.04.2022).

Органом пенсионного обеспечения в стаж работы Шарифуллиной С.З., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», зачтено 25 лет 8 месяцев 10 дней. Продолжительность стажа осуществления лечебной деятельности определена по состоянию на дату обращения в орган пенсионного обеспечения – 31.05.2022.

Принимая решение о включении в страховой стаж Шарифуллиной С.З., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», дней отдыха за сдачу крови и ее компонентов 08.04.2013 и 09.04.2013, суд первой инстанции в отношении указанных периодов применил положения статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации, указав, что дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха приравниваются к работе, во время которой они предоставлены, исчисление стажа в эти периоды следует производить в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность.

В данной части решение сторонами не обжалуется, а потому проверке на предмет законности и обоснованности судом апелляционной инстанции в силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежит.

                                Разрешая иск в отношении требований истца о включении в стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов работы в должности фельдшера-лаборанта с 05.06.1997 по 31.03.1999 в ООО «Диасорб» и с 01.04.1999 по 19.04.2000 в ЗАО «Диасорб», суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения, указав на отсутствие доказательств того, что ООО «Диасорб», ЗАО «Диасорб» являлись учреждениями здравоохранения.

                                Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в материалах настоящего гражданского дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции с выводами районного суда соглашается и не находит правовых оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

                                Судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для включения в страховой стаж Шарифуллиной С.З., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в должности фельдшера-лаборанта с 05.06.1997 по 31.03.1999 в ООО «Диасорб» и с 01.04.1999 по 19.04.2000 в ЗАО «Диасорб» находит на нормах действующего законодательства не основанными.

                                Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении требований о включении в стаж лечебной деятельности Шарифуллиной С.З. периодов работы с 05.06.1997 по 31.03.1999 в ООО «Диасорб» в должности фельдшера-лаборанта и с 01.04.1999 по 19.04.2000 в ЗАО «Диасорб» в той же должности, поскольку суд обоснованно исходил из того, что в указанные спорные периоды истец работала в организациях, которые не предусмотрены действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

                                В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

                                Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.09.2014) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 87).

                                Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

                                В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

                                Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

                                Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).

                                Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество не могут являться учреждением.

                                В спорные периоды истец работала в обществе с ограниченной ответственностью, закрытом акционерном обществе, являющихся коммерческими организациями, основной целью деятельностью которых является извлечение прибыли. Данные организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

                                Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № <...> (подлежащим применению в отношении всех спорных периодов работы истца), ООО (общество с ограниченной ответственностью), ЗАО (закрытые акционерные общества) не поименованы. Списки буквальны, расширенному толкованию не подлежат. Работа осуществлялась в организациях, отличных по организационно-правовой форме от учреждения.

                                Кроме того, в приведенных выше Списках № 1066, № 464 подлежащих применению к спорным периодам трудовой деятельности Шарифуллиной С.З., не предусмотрено возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения и имеющих организационно-правовую форму акционерное общество, закрытое акционерное общество даже если общество осуществляет медицинскую деятельность.

                                Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрена возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы в определенных структурных подразделениях организаций независимо от их наименования и ведомственной принадлежности. Основанием для включения в специальный стаж периодов работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденного Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, является не только совпадение наименования учреждения и/или его структурных подразделений, но и соответствие их деятельности требованиям правового регулирования в сфере здравоохранения, которые обязательны для всех медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы (когда их организационно-правовая форма отлична от учреждения). Работа в структурных подразделениях, предусмотренных пунктом 6 Правил, не подтверждена.

                                Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

                                В связи с приведенными положениями пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 довод жалобы о наличии оснований для включения в стаж осуществления лечебной деятельности спорных периодов работы истца независимо от организационно-правовой формы и наименования организаций, в которых работала Шарифуллина С.З., подлежит отклонению.

                                Таким образом, у Шарифуллиной С.З. работавшей в спорные периоды в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж.

                                Проверяя правильность обжалуемого решения в оспариваемой ответчиком части по доводам жалобы об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению.

                                В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

                                Часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

                                Положения части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» были введены Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и вступили в силу с 01.01.2019.

                                При этом, в силу положений статьи 10 указанного Федерального закона, гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

                                С учетом периодов, включенных в специальный стаж истца пенсионным органом по состоянию на 31.05.2022 (25 лет 8 месяцев 10 дней) и районным судом (2 дня), продолжительность стажа истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по состоянию на 31.05.2022 составляла 25 лет 8 месяцев 12 дней, при требуемых 30 годах.

                                Таким образом, у истца ни на момент обращения в пенсионный фонд - 31.05.2022, ни на момент вынесения решения судом первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не возникло, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы в части обязания ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не имеется.

                                С учетом изложенных обстоятельств, в отсутствие правовых оснований для удовлетворения требования истца о включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 05.06.1997 по 31.03.1999 в ООО «Диасорб» в должности фельдшера-лаборанта и с 01.04.1999 по 19.04.2000 в ЗАО «Диасорб», подтверждение факта осуществления истцом трудовой деятельности архивной справкой от 02.08.2022 № Ш-6587/04-09 казенного учреждения г. Омска «Муниципальный архив» о начислении заработной платы работникам с июня 1997 года по март 1999 года, среди которых значится Шарифуллина С.З., с указанием сумм удержаний на обязательное пенсионное страхование, юридического значения не имеет, поскольку сам факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорный период, не оспаривается.

                                Доводы апелляционной жалобы истца о том, что назначение досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность, не зависит от организационно-правовой формы организации здравоохранения, а зависит только от специфики условий труда и трудовой функции, которые в случае истца полностью соответствуют предъявляемым Списками требованиям, а также доводы о том, что ООО «Диасорб» и ЗАО «Диасорб» осуществляли свою деятельность на основании лицензии, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку выполнение истцом Шарифуллиной С.З. работы по должности фельдшера-лаборанта само по себе не свидетельствует о праве работника на льготное пенсионное обеспечение. При этом, термин «учреждение здравоохранения» необоснованно трактуется истцом расширительно и применяется ко всем субъектам здравоохранения.

                                Медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию, вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о том, что истец в спорный период времени осуществляла трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения.

Ссылка на иную судебную практику не свидетельствует о нарушении судом единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах, в связи с чем является несостоятельной.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 10 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

    Председательствующий    п/п

        Судьи    п/п    п/п

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июля 2023 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи__________И.А. Перфиловасекретарь судебного заседания___________________           (подпись)                                                                                                    «_____» __________ 2023 года

33-4104/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарифуллина Сажида Зиннаджановна
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Омской области
БУЗОО «Городская больница № 9»
Другие
БУЗОО Городская клиническая перинатальный центр
Шайкова Светлана Александровна
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
21.06.2023Передача дела судье
12.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023Передано в экспедицию
12.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее