Решение по делу № 2-1245/2019 от 26.03.2019

57RS0022-01-2019-000964-96                                                     Дело №2-1245/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2019 г.                                                                                                г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Каверина В.В.,

при секретаре Марокиной К.С.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ворониной Елены Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

установил:

Воронина Е.Н. первоначально обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – ГУ УПФ) о признании права на переход со страховой пенсии на социальную.

В обоснование исковых требований указала, что с 27.04.1990 по 06.09.1996 была зарегистрирована и проживала по адресу: (адрес обезличен). Указанный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем 31.01.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о переходе на другой вид пенсии, в котором ставила вопрос о назначении ей пенсии по старости на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии. Вместе с тем, в назначении пенсии было отказано со ссылкой на неподтверждение факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом регистрацией по месту жительства. Полагая, что указанный отказ носит неправомерный характер, Воронина Е.Н. с учетом уточнений исковых требований просила суд признать за ней право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и обязать ГУ УПФ назначить и производить ей выплату пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 31.01.2019.

В судебном заседании истец Воронина Е.Н. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что с 04.07.1975 по 29.05.1989 она проживала в доме своих родителей по адресу: (адрес обезличен). Впоследствии из-за конфликта супруга истца и ее матери, Воронина Е.Н. вместе с семьей в 1990 г. была вынуждена переехать в дом своего брата, где проживала до 1996 г. Затем отношения нормализовались, и Воронина Е.Н. вместе с семьей вернулась по прежнему месту жительства, где и проживает до настоящего времени. Что касается ссылки в письменном ответе ГУ УПФ на сообщение отдела по вопросам миграции о том, что Воронина Е.Н. была зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен), то пояснила, что данные сведения носят ошибочный характер и касаются даты регистрации в указанном жилом помещении ее матери. В дело представлена уточняющая справка, в которой указана реальное время регистрации истца по месту жительства в спорный период. Также указала, что она уже является получателем пенсии по старости, однако она имеет намерение получать пенсию в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом, поскольку размер данной пенсии больше, и, кроме того, данная пенсия постоянно индексируется.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ Ковалева Н.Л. возражала против удовлетворения иска, полагая, что факт проживания на территории зоны с льготно-экономическим статусом должен быть подтвержден документально, а именно постоянной регистрацией по месту жительства. Представленные истцом документы не позволяют сделать вывод о его постоянном проживании на территории с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем в иске надлежит отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В свою очередь пп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, что граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф имеют право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В силу ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста: на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» так же предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Воронина Е.Н. с 19.04.2014 является получателем страховой пенсии по старости, как лицо, достигшее пенсионного возраста, что подтверждается копией справки от 06.03.2017 (номер обезличен).

Вместе с тем, 31.01.2019 Воронина Е.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении (переводе с одной пенсии на другую), в котором просила суд назначить ей пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Письмом от 19.02.2019 (номер обезличен) истцу отказано в назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со ссылкой на отсутствие документального подтверждения факта проживания на соответствующей территории.

В своем ответе пенсионный орган констатировал, что согласно паспорту и ответу отдела по вопросам миграции Воронина Е.Н. в спорный период времени значилась зарегистрированной на территории г. Орла. В свою очередь, согласно копии домовой книги для прописки граждан по д. Жилино Воронина Е.Н. значится проживающей в данном населенном пункте в период с 27.04.1990 по 08.08.1996. Вместе с тем, д. Жилино не предусмотрена соответствующим перечнем населенных пунктов, отнесенных к территории с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно отметке в паспорте, представленном в суд, Воронина Е.Н. зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен) с 17.10.1996. При этом отметки о предыдущем адресе регистрации в паспорте истца не содержится.

Вместе с тем, Воронина Е.Н. в обоснование иска указывала на то, что она фактически 27.04.1990 по 06.09.1996 проживала и была зарегистрирована по адресу: Орловская (адрес обезличен)

В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

По смыслу ст. 3 указанного Закона, а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713, регистрация гражданина по месту жительства и месту пребывания носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания, однако не может служить достоверным подтверждением проживания (непроживания) гражданина по месту регистрации.

Вместе с тем, сам по себе факт наличия регистрации по месту жительства освобождает лицо от необходимости доказывания его проживания по данному месту.

В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р, применявшимся до 01.02.1998, д. Жилино и д. Жилина Орловского района Орловской области включены в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Давая оценку доводам искового заявления о фактическом проживании истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд находит их заслуживающими внимания ввиду следующего.

Согласно копии домовой книги Воронина Е.Н. была зарегистрирована в д. Жилино Орловского района Орловской области с 27.04.1990 по 05.09.1996.

В соответствии со справкой УМВД России по г. Орлу от 20.02.2019 (номер обезличен) Воронина Е.Н. была зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен) с 04.07.1975 по 19.05.1989, а также с 17.10.1996 по настоящее время.

Из справки, выданной 31.01.2019 администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области за (номер обезличен), следует, что Воронина Е.Н. была постоянно зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен) с 27.04.1990 по 08.08.1996.

Данные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты.

Более того, факт проживания истца с 1990 по 1996 гг. в д. Жилина Орловского района Орловской области подтвердили допрошенные в суде свидетели ФИО4, ФИО5, указавшие, что Воронина Е.Н. приходится сестрой ФИО5 С 27.04.1990 по 05.09.1996 Воронина Е.Н. вместе со своей семьей проживали вместе со свидетелями по адресу: (адрес обезличен) в доме, зарегистрированном на имя ФИО4 Ранее Воронина Е.Н. проживала вместе со своей матерью, однако между последней и супругом истца были конфликтные отношения, вследствие чего Воронина Е.Н. была вынуждена переехать в другое место жительства. В 1996 г. отношения нормализовались, в связи с чем Воронина Е.Н. переехала обратно, где и проживает до настоящего времени. Также пояснили, что в спорный период проживание истца в д. Жилина носило постоянный характер.

Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела у суда не имеется, их показания логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты, объективно соотносятся с пояснениями истца, а также иными доказательствами по делу.

Из адресной справки от 11.03.2019 (номер обезличен) усматривается, что жилому дому (адрес обезличен), принадлежащему ФИО4, присвоен адрес: (адрес обезличен)

На основании изложенного, а также в связи с тем, что Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р, предусмотрены и д. Жилино и д. Жилина Орловского района Орловской области, суд отклоняет доводы ответчика о том, что Воронина Е.Н. проживала в спорный период в населенном пункте, не предусмотренном соответствующим перечнем.

Ссылка представителя ГУ УПФ на представленную в материалы выплатного дела справку ОВМ УМВД России по г. Орлу от 15.02.2019, согласно которой Воронина Е.Н. зарегистрирована на территории г. Орла с 19.02.1968 по настоящее время суд также не принимает во внимание, поскольку указанная справка не содержит ссылок на документы-основания для ее выдачи, а также не соответствует представленным в дело копиям домовых книг.

При таких обстоятельствах суд, оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к убеждению, что истец проживал в д. Жилина Орловского района Орловской области в период с 27.04.1990 по 05.09.1996, в связи с чем имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Вместе с тем, ч. 11 указанной статьи определено, что перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой либо с другой пенсии на страховую пенсию со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию.

С учетом признания за Ворониной Е.Н. права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также с учетом того, что в орган Пенсионного фонда истец обратился 31.01.2019, то обязанность по выплате пенсии на основании указанного закона у ответчика возникает с 01.02.2019.

В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Поскольку исковые требования Ворониной Е.Н. признаны правомерными, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ворониной Елены Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» удовлетворить.

Признать за Ворониной Еленой Николаевной право на назначение пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Ворониной Елене Николаевне с 01.02.2019.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Ворониной Елены Николаевны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.05.2019.

Судья                                                                                              В.В. Каверин

2-1245/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронина Елена Николаевна
Воронина Е.Н.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
26.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2019Передача материалов судье
01.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.04.2019Предварительное судебное заседание
26.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2019Дело оформлено
06.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.04.2020Предварительное судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее