Решение по делу № 2-334/2024 (2-3447/2023;) от 26.06.2023

Производство № 2-334/2024

УИД 67RS0003-01-2023-003049-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 12 февраля 2024 г.

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Соболевской О.В.,

при секретаре Паникове П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селивановой Натальи Владимировны к Администрации г. Смоленска, Управлению имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по выкупу земельного участка, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Селиванова Н.В., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска, Управлению имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по выкупу земельного участка, компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что 30.09.2013 после продолжительного сопротивления Администрации города, судебных разбирательств получила в собственность земельный участок площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Однако к ее участку нет дороги, в связи с чем она не может произвести на своей территории никакие строительные работы, так как техника со строительными материалами не сможет подъехать, часть участка затоплена, а другая – заросла старыми яблонями. В 2023 году по данному вопросу она обратилась в Управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска, которое сообщило о возможности проведения дорог со стороны дачных участков. Она же ожидала проведение дороги со стороны застройки «Юг-3», план которой был утвержден уже в 2013 году, и по нему рядом с её участком проходила большая дорога, тогда, как местность со стороны дачных участков заболочена и дорога была бы слишком узкой для проезда техники со строительными материалами. После этого она обратилась в Прокуратуру Смоленской области, которая сообщила ей, что дороги со стороны <адрес> не будет и вынесла представление о проведении дороги к ее участку со стороны дачных участков, однако дорога со стороны дач невозможна. Администрация в нарушение требований ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ допустила формирование участка без проезда и за 10 лет не построила проезд к ее (истца) участку. Поскольку земельный участок после того, как ей стало известно, что дороги со стороны <адрес> не будет, стал для нее бесполезным, просит суд обязать Управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска выкупить у неё земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> - за 1000000 руб., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 500000 руб. за ожидание застройки с дорогой 10 лет.

Истец Селиванова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что выкупную стоимость земельного участка определяла исходя из рыночной стоимости таких земельных участков с учетом наличия подъездных путей и проведенного электричества.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска, Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска Письмененко В.С. в судебном заседании требования не признала, указала, что решением суда от 16.04.2012 было установлено предоставление земельного участка Селивановой Н.В. Далее в 2013 году апелляционным определением было отменено последующее решение суда об отказе в согласовании схемы земельного участка, судом был признан незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и была возложена обязанность согласовать данную. Таким образом, данный земельный участок был предоставлен по решению суда. Администрация г. Смоленска отказывались изначально предоставлять данный участок, поскольку к нему не было подъездных путей и коммуникаций. Полагает, что размер стоимости земельного участка и компенсации морального вреда истцом не обоснован. Администрация может выкупить земельный участок только в случае изъятия для нужд муниципального образования, но данный земельный участок не изымается, находится на территории, относящейся к ИЖС. Обстоятельств для выкупа спорного земельного участка не имеется.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Администрации города Смоленска по Промышленному району, Министерство имущественных, земельных отношений Смоленской области, Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, Правительство Смоленской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 16.04.2012 действия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в отказе в предоставлении Селивановой Н.В. в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства признаны незаконными (л.д. 63-65).

На Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу предоставить Селивановой Н.В. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления (1000 кв.м - 1800 кв.м) с проведением за счет Селивановой Н.В. работ по формированию данного земельного участка.

В последующем Селиванова Н.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Смоленска с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 в удовлетворении требований было отказано (л.д. 66-70).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 04.06.2013 решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Селивановой Н.В. удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в согласовании подготовленной ООО «Межевик» схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка <адрес>. На Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска возложена обязанность согласовать, а на Администрацию города Смоленска – утвердить схему расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка <адрес>, подготовленную ООО «Межевик».

Земельный участок, площадью 1000 кв.м, по адресу: <адрес> - поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ИЖС, право собственности Селиваной Н.В. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 35-38).

Селиванова Н.В. 24.02.2023 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска с заявлением об изъятии или обмена данного земельного участка в связи с отсутствием к земельному участку подъезда (л.д. 9-10).

В ответе на данное обращение 28.03.2023 Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска указало Селивановой Н.В. на то, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 16.04.2012 на Департамент имущественных и земельный отношений Смоленской области возложена обязанность предоставить ей (Селивановой Н.В.) в собственность бесплатно, как льготной категории граждан, для ИЖС земельный участок с проведением работ за ее счет по формированию земельного участка. На основании подготовленной ООО «Межвик» схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, расположенного по адресу: <адрес>, - площадью 1000 кв.м ею (Селивановой Н.В.) подано заявление в Администрацию г. Смоленска о ее согласовании. Письмом заместителя Главы Администрации г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от 15.01.2013 в согласовании схемы отказано ввиду отсутствия разработанного и утвержденного проекта планировки под малоэтажную застройку в месте испрашиваемого земельного участка, а также отсутствия доступа – прохода (проезда) к земельному участку от земель общего пользованию. В представленной схеме, выполненной ООО «Межевик», сведения о доступе к образуемому земельному участку отсутствовали. Обстоятельства, изложенные в отказе ею (Селивановой Н.В.) были обжалованы. Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 (Дело № 2-1188/2013) в удовлетворении требований отказано. Судебный акт был ею обжалован. Апелляционным определением Смоленского областного суда от 04.06.2013 решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 отменено, признан незаконным отказ Управления в согласовании подготовленной ООО «Межевик» схемы, на Управление возложена обязанность согласовать, а на Администрацию города Смоленска – утвердить схему расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка <адрес>. В целях исполнения апелляционного определения от 04.06.2013 заместителем Главы Администрации г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от 15.07.2013 № 5877 была согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, расположенного по адресу: <адрес>. Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 09.09.2013и № 1438 «О предоставлении земельного участка в собственность» ей (Селивановой Н.В.) был предоставлен в собственность бесплатно образованный земельный участок с кадастровым номером . При таких обстоятельствах в рамках земельного законодательства оснований для изъятия или обмена земельного участка с кадастровым номером не имеется. По информации Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска к земельному участку с кадастровым номером возможно сформировать подъезд с северо-западной стороны по землям общего пользования или с северо-восточной стороны по землям общего пользования <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д. 9-10, 72, 73-75).

При рассмотрении обращения Селивановой Н.В. по вопросам бездействия органов местного самоуправления по организации проезда к земельному участку Прокуратурой Смоленской области установлено, что приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 09.09.2013и № 1438 «О предоставлении земельного участка» из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, Селивановой Н.В. в собственность предоставлен бесплатно земельный участок с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства. Подъезд к данному участку отсутствует. При этом испрашиваемый земельный участок граничит с территорией, на которую разработан и утвержден постановлением администрации г. Смоленска от 08.07.2014 № 1223-адм проект планировки территории общественно-жилого центра <адрес> в г. Смоленске, а именно участок примыкает непосредственно к образованному земельному участку «площадка для отдыха взрослого населения». Проезд (дорога) в данном районе отсутствует. В силу ст. 46 ГрК РФ Селиванова Н.В. может обратиться с заявлением в Администрацию г. Смоленска с соответствующим заявлением о внесении изменений в проект планировки и межевания территории. Вместе тем, в связи с необеспечением земельного участка инфраструктурой для ИЖС на нем, учитывая, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечением безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения городского поселения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прокуратурой Промышленного района г. Смоленска в Администрацию г. Смоленска внесено представление о необходимости организовать подъезд к земельному участку <адрес> (л.д. 12).

В отсутствие подъезда к земельному участку истец требует возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность по выкупу ее земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 4 ст. 279 ГК РФ).

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (глава VII.1 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для осуществления пользования участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для осуществления пользования участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); 2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора); 3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для осуществления пользования недрами, в том числе если такое пользование осуществляется за счет средств недропользователя); 4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Тем самым, законом предусмотрен порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, осуществляемый посредством принятия решений муниципальным образованием.

Администрацией города Смоленска решений об изъятии спорного земельного участка для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения не принималось.

Земельным законодательством не предусмотрена возможность выкупа органом местного самоуправления ранее предоставленного земельного участка по требованию собственника в связи с отсутствием проезда к таковому.

При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о возложении на Управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска выкупить у неё ранее предоставленный ей во исполнение судебных актов земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> - за 1000000 руб. не имеется.

Оснований для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда в связи с длительным ожиданием застройки и невозможностью осуществить строительство ввиду отсутствия подъезда суд также не находит.

В соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при одновременном наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Селивановой Н.В. не доказан факт нарушения ее личных неимущественных прав либо посягательств на принадлежащие ей нематериальные блага, причинения ей физических или нравственных страданий действиями ответчиков.

Согласно разъяснениям, данным в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей», далее - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», абзац шестой статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). В данном случае таких обстоятельств не установлено.

Кроме того, моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит (п. 37. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33).

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Селивановой Натальи Владимировны (<данные изъяты>) к Администрации г. Смоленска, Управлению имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска (<данные изъяты>) о возложении обязанности по выкупу земельного участка, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течении месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.В. Соболевская

Производство № 2-334/2024

УИД 67RS0003-01-2023-003049-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 12 февраля 2024 г.

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Соболевской О.В.,

при секретаре Паникове П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селивановой Натальи Владимировны к Администрации г. Смоленска, Управлению имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по выкупу земельного участка, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Селиванова Н.В., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска, Управлению имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по выкупу земельного участка, компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что 30.09.2013 после продолжительного сопротивления Администрации города, судебных разбирательств получила в собственность земельный участок площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Однако к ее участку нет дороги, в связи с чем она не может произвести на своей территории никакие строительные работы, так как техника со строительными материалами не сможет подъехать, часть участка затоплена, а другая – заросла старыми яблонями. В 2023 году по данному вопросу она обратилась в Управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска, которое сообщило о возможности проведения дорог со стороны дачных участков. Она же ожидала проведение дороги со стороны застройки «Юг-3», план которой был утвержден уже в 2013 году, и по нему рядом с её участком проходила большая дорога, тогда, как местность со стороны дачных участков заболочена и дорога была бы слишком узкой для проезда техники со строительными материалами. После этого она обратилась в Прокуратуру Смоленской области, которая сообщила ей, что дороги со стороны <адрес> не будет и вынесла представление о проведении дороги к ее участку со стороны дачных участков, однако дорога со стороны дач невозможна. Администрация в нарушение требований ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ допустила формирование участка без проезда и за 10 лет не построила проезд к ее (истца) участку. Поскольку земельный участок после того, как ей стало известно, что дороги со стороны <адрес> не будет, стал для нее бесполезным, просит суд обязать Управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска выкупить у неё земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> - за 1000000 руб., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 500000 руб. за ожидание застройки с дорогой 10 лет.

Истец Селиванова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что выкупную стоимость земельного участка определяла исходя из рыночной стоимости таких земельных участков с учетом наличия подъездных путей и проведенного электричества.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска, Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска Письмененко В.С. в судебном заседании требования не признала, указала, что решением суда от 16.04.2012 было установлено предоставление земельного участка Селивановой Н.В. Далее в 2013 году апелляционным определением было отменено последующее решение суда об отказе в согласовании схемы земельного участка, судом был признан незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и была возложена обязанность согласовать данную. Таким образом, данный земельный участок был предоставлен по решению суда. Администрация г. Смоленска отказывались изначально предоставлять данный участок, поскольку к нему не было подъездных путей и коммуникаций. Полагает, что размер стоимости земельного участка и компенсации морального вреда истцом не обоснован. Администрация может выкупить земельный участок только в случае изъятия для нужд муниципального образования, но данный земельный участок не изымается, находится на территории, относящейся к ИЖС. Обстоятельств для выкупа спорного земельного участка не имеется.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Администрации города Смоленска по Промышленному району, Министерство имущественных, земельных отношений Смоленской области, Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, Правительство Смоленской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 16.04.2012 действия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в отказе в предоставлении Селивановой Н.В. в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства признаны незаконными (л.д. 63-65).

На Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу предоставить Селивановой Н.В. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления (1000 кв.м - 1800 кв.м) с проведением за счет Селивановой Н.В. работ по формированию данного земельного участка.

В последующем Селиванова Н.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Смоленска с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 в удовлетворении требований было отказано (л.д. 66-70).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 04.06.2013 решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Селивановой Н.В. удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в согласовании подготовленной ООО «Межевик» схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка <адрес>. На Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска возложена обязанность согласовать, а на Администрацию города Смоленска – утвердить схему расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка <адрес>, подготовленную ООО «Межевик».

Земельный участок, площадью 1000 кв.м, по адресу: <адрес> - поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ИЖС, право собственности Селиваной Н.В. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 35-38).

Селиванова Н.В. 24.02.2023 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска с заявлением об изъятии или обмена данного земельного участка в связи с отсутствием к земельному участку подъезда (л.д. 9-10).

В ответе на данное обращение 28.03.2023 Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска указало Селивановой Н.В. на то, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 16.04.2012 на Департамент имущественных и земельный отношений Смоленской области возложена обязанность предоставить ей (Селивановой Н.В.) в собственность бесплатно, как льготной категории граждан, для ИЖС земельный участок с проведением работ за ее счет по формированию земельного участка. На основании подготовленной ООО «Межвик» схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, расположенного по адресу: <адрес>, - площадью 1000 кв.м ею (Селивановой Н.В.) подано заявление в Администрацию г. Смоленска о ее согласовании. Письмом заместителя Главы Администрации г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от 15.01.2013 в согласовании схемы отказано ввиду отсутствия разработанного и утвержденного проекта планировки под малоэтажную застройку в месте испрашиваемого земельного участка, а также отсутствия доступа – прохода (проезда) к земельному участку от земель общего пользованию. В представленной схеме, выполненной ООО «Межевик», сведения о доступе к образуемому земельному участку отсутствовали. Обстоятельства, изложенные в отказе ею (Селивановой Н.В.) были обжалованы. Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 (Дело № 2-1188/2013) в удовлетворении требований отказано. Судебный акт был ею обжалован. Апелляционным определением Смоленского областного суда от 04.06.2013 решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 отменено, признан незаконным отказ Управления в согласовании подготовленной ООО «Межевик» схемы, на Управление возложена обязанность согласовать, а на Администрацию города Смоленска – утвердить схему расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка <адрес>. В целях исполнения апелляционного определения от 04.06.2013 заместителем Главы Администрации г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от 15.07.2013 № 5877 была согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, расположенного по адресу: <адрес>. Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 09.09.2013и № 1438 «О предоставлении земельного участка в собственность» ей (Селивановой Н.В.) был предоставлен в собственность бесплатно образованный земельный участок с кадастровым номером . При таких обстоятельствах в рамках земельного законодательства оснований для изъятия или обмена земельного участка с кадастровым номером не имеется. По информации Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска к земельному участку с кадастровым номером возможно сформировать подъезд с северо-западной стороны по землям общего пользования или с северо-восточной стороны по землям общего пользования <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д. 9-10, 72, 73-75).

При рассмотрении обращения Селивановой Н.В. по вопросам бездействия органов местного самоуправления по организации проезда к земельному участку Прокуратурой Смоленской области установлено, что приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 09.09.2013и № 1438 «О предоставлении земельного участка» из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, Селивановой Н.В. в собственность предоставлен бесплатно земельный участок с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства. Подъезд к данному участку отсутствует. При этом испрашиваемый земельный участок граничит с территорией, на которую разработан и утвержден постановлением администрации г. Смоленска от 08.07.2014 № 1223-адм проект планировки территории общественно-жилого центра <адрес> в г. Смоленске, а именно участок примыкает непосредственно к образованному земельному участку «площадка для отдыха взрослого населения». Проезд (дорога) в данном районе отсутствует. В силу ст. 46 ГрК РФ Селиванова Н.В. может обратиться с заявлением в Администрацию г. Смоленска с соответствующим заявлением о внесении изменений в проект планировки и межевания территории. Вместе тем, в связи с необеспечением земельного участка инфраструктурой для ИЖС на нем, учитывая, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечением безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения городского поселения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прокуратурой Промышленного района г. Смоленска в Администрацию г. Смоленска внесено представление о необходимости организовать подъезд к земельному участку <адрес> (л.д. 12).

В отсутствие подъезда к земельному участку истец требует возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность по выкупу ее земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 4 ст. 279 ГК РФ).

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (глава VII.1 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для осуществления пользования участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для осуществления пользования участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); 2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора); 3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для осуществления пользования недрами, в том числе если такое пользование осуществляется за счет средств недропользователя); 4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Тем самым, законом предусмотрен порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, осуществляемый посредством принятия решений муниципальным образованием.

Администрацией города Смоленска решений об изъятии спорного земельного участка для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения не принималось.

Земельным законодательством не предусмотрена возможность выкупа органом местного самоуправления ранее предоставленного земельного участка по требованию собственника в связи с отсутствием проезда к таковому.

При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о возложении на Управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска выкупить у неё ранее предоставленный ей во исполнение судебных актов земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> - за 1000000 руб. не имеется.

Оснований для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда в связи с длительным ожиданием застройки и невозможностью осуществить строительство ввиду отсутствия подъезда суд также не находит.

В соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при одновременном наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Селивановой Н.В. не доказан факт нарушения ее личных неимущественных прав либо посягательств на принадлежащие ей нематериальные блага, причинения ей физических или нравственных страданий действиями ответчиков.

Согласно разъяснениям, данным в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей», далее - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», абзац шестой статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). В данном случае таких обстоятельств не установлено.

Кроме того, моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит (п. 37. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33).

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Селивановой Натальи Владимировны (<данные изъяты>) к Администрации г. Смоленска, Управлению имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска (<данные изъяты>) о возложении обязанности по выкупу земельного участка, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течении месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.В. Соболевская

2-334/2024 (2-3447/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Селиванова Наталья Владимировна
Ответчики
Управление имущественных, земельных и жилищных отношений
администрация г. Смоленска
Другие
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска
Правительство Смоленской области
Министерство имущественных, земельных отношений Смоленской области
Управление Администрации города Смоленска по Промышленному району
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Соболевская Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
prom.sml.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее