Решение по делу № 2-3054/2023 от 11.09.2023

Дело № 2-3054/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2023 года                                г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе

председательствующего судьи Макоед Ю.И.,

при секретаре Шереужевой А.Х.,

с участием представителя истца ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, с иском о признании за ней и ее детьми по 1/3 доли права собственности на жилое помещение общей площадью 16,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> комната 60, в порядке приватизации.

В обоснование иска указала, что она является нанимателем жилого помещения по адресу: Российская Федерация, <адрес> комната 60, в соответствии с договором социального найма жилого помещения №ДСН/22-919 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между истцом и ответчиком на основании распоряжения Департамента капитального строительства <адрес> 65-р/2023 от ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение предоставлено истцу и ее детям – ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> жилое помещение внесено в Реестр собственности г. Севастополя. С момента вселения в указанное жилое помещение истец и члены ее семьи используют указанное жилое помещение по назначению, зарегистрированы и постоянно проживают в нем, пользуются жилым помещением на условиях договора социального найма, обеспечивают сохранность жилого помещения, несут бремя содержания жилого помещения в надлежащем состоянии, по проведению текущего ремонта и расходы по коммунальным платежам, текущим расходам. Учитывая указанные обстоятельства, истце полагает, что у нее относительно указанного жилого помещения существуют все предусмотренные Законом Украины от ДД.ММ.ГГГГ -VI законные основания для приватизации занимаемой ими комнаты в общежитии: ордер, фактическое проживание в общежитии более 5 лет, отсутствие на праве собственности иного жилья. Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанного жилого помещения в собственность, однако решением от 18.04.20023 ответчиком отказано в предоставлении услуги №ОПР/23-105. В обосновании отказа ответчик указал, что в договор социального найма не был включен, в качестве члена семьи нанимателя несовершеннолетний сын истца - ФИО2

Кроме того ответчик указал, что жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

Обращение истца с заявлением о предоставлении услуги по заключению договора социального найма было обусловлено невозможностью реализации права, на приватизацию занимаемой ими комнаты в общежитии, без указанной процедуры. С целью реализации права на приватизацию занимаемого истцом жилья, истец вынужден обратиться в суд с указанным исковым заявлением.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала с учетом предоставленных суду письменных пояснений, просила удовлетворить.

Представитель ответчика - Департамента капитального строительства г. Севастополя, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 45, статьи 35 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «О включении жилых помещений (комнат) общежития в Реестр собственности <адрес>», жилое помещение – комната в <адрес> по адресу <адрес> собственности <адрес> как жилые помещения общежития.

Апелляционным определением Севастопольского городского суда <адрес> по гражданскому делу по иску ФИО1 к Департаменту капитального строительства исковые требования ФИО1 удовлетворены, признано право пользования жилым помещение на условиях социального найма за истцом и членами его семьи; на Департамент капитального строительства г. Севастополя возложена обязанность заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения – комнаты , расположенной по адресу: <адрес>.

Указанным решением суда установлено, что истец в спорной комнате по вышеуказанному адресу проживает длительное время – с 1999 года, оплачивает коммунальные услуги. В данное жилое помещение истец вселилась на законных основаниях в период действия на территории г. Севастополя законодательства Украины. В настоящее время получить дубликат либо сведения, подтверждающие предоставление жилого помещения по указанному адресу, не представляется возможным, однако, поскольку истец и члены его семьи в то время вселены в квартиру на основании решения уполномоченного органа, учитывая длительность проживания их в спорном помещении, отсутствие требований об их выселении, суд пришел к выводу, что проживание истца и членов его семьи в спорном помещении обусловлено наличием правоотношений социального найма.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из представленного в дело договора социального найма жилого помещения №ДНС/22-919 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом капитального строительства г. Севастополя и ФИО1 на основании распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ -р/2023, вступившего в законную силу апелляционного определения Севастопольского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , ФИО1 является нанимателем изолированного жилого помещения, находящегося в государственной собственности <адрес> -комнаты, общей площадью 16,2кв.м., по адресу: <адрес> комната 60. Данное жилое помещение выделено нанимателю и членам ее семьи для проживания в нем и обеспечения предоставления за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.

Как следует из представленной в материалы дела справки ГУПС ЕИРЦ от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: г. Севастополь, <адрес> ком 60 зарегистрированы: наниматель ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилым помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Решением об отказе в предоставлении государственной услуги Департамента капитального строительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №ОПР/23-105 ФИО1 и ее детям отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)» ввиду не включения в договор социального найма несовершеннолетнего сына истицы ФИО2, а также указано, что в соответствии с Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «О включении жилых помещений в Реестр собственности <адрес>», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> комната 60, включено в Реестр собственности <адрес> как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> на жилое помещение в общежитии противоречит ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой приватизации не подлежат жилые помещения в общежитиях.

БТИ обладает информацией о зарегистрированных правах собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ актуальной информации о зарегистрированном праве не имеется в связи с утратой БТИ полномочий по государственной регистрации права собственности и передачей таких полномочий Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя).

В соответствии со ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона о приватизации).

Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ , каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Истцы участия в приватизации жилья на территории Российской Федерации не принимал, что подтверждается документами, представленным истцом.

В силу статьи 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом, регистрация гражданина по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, регистрация по месту жительства является формой учета граждан в пределах РФ, носит уведомительный характер. Регистрация лица по месту жительства не является также и определяющим обстоятельством для признания за лицом права пользования жилым помещением и подлежит оценке наряду с другими имеющимися доказательствами.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако, не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В соответствии с п. 2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)», утвержденного приказом Департамента капитального строительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -а/2016, заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещения государственного жилищного фонда <адрес> на условиях социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также несовершеннолетние граждане Российской Федерации, приватизировавшие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, за которыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия, в том числе лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации выступать от имени заявителей при предоставлении государственной услуги (далее - Заявители).

В соответствии с п. 3 указанного Административного регламента государственным органом исполнительной власти <адрес>, предоставляющим государственную услугу, является Департамент капитального строительства <адрес> (далее - Уполномоченный орган).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Из системного анализа указанных норм жилищного законодательства следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

Кроме того, согласно ч. 1ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что вступившим в законную силу апелляционным определением Севастопольского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, о понуждении к заключению договора социального найма, установлено, что сведения о том, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отсутствуют.

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием (п.8).

Учитывая, что истец ФИО1 и ее дети не участвовали и не реализовывали ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации (справки от ДД.ММ.ГГГГ №СПР/23-65, отДД.ММ.ГГГГ №СПР/23-66 от ДД.ММ.ГГГГ №СПР/23-67, выданные Департаментом капитального строительства г. Севастополя), исковые требования в части признания права собственности за истцом и ее детьми на комнату по адресу <адрес>, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

решил:

Исковые требования ФИО1, действующей в своих, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 удовлетворить.

Признать за ФИО1 1/3 доли права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу г. Севастополь, <адрес> ком.60, площадью 16,2 кв.м, в порядке приватизации;

Признать за ФИО3 1/3 доли права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу г. Севастополь, <адрес> ком.60, площадью 16,2 кв.м, в порядке приватизации;

Признать за ФИО2 1/3 доли права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу г. Севастополь, <адрес> ком.60, площадью 16,2 кв.м., в порядке приватизации;

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Нахимовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья/подпись

Копия верна:

Судья

2-3054/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бондаренко Виктория Геннадьевна
Информация скрыта
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Другие
Калашникова Оксана Владимировна
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Макоед Юлия Игоревна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
11.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2023Передача материалов судье
15.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2023Судебное заседание
13.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее