УИД: 19RS0001-02-2023-005500-11
Председательствующий: Бубличенко Е.Ю.
№ 33-383/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Балашовой Т.А., Прониной А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 февраля 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» Шабалина С.А. и Патачакова А.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 4 октября 2023 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Абакана Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» об установлении графика сбора твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика Царева Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Пименовой Е.А., представителя третьих лиц Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Абакана и администрации г. Абакана – Гасан О.А., представителя третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия – Шипанова В.Ю., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Абакана обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» (далее - ООО «Аэросити-2000») об установлении графика сбора твердых коммунальных отходов. Требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Абакана проведена проверка исполнения законодательства по организации и обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства в деятельности ООО «Аэросити-2000», а именно в части отсутствия графика сбора твердых коммунальных отходов на территории г. Абакана. В связи с выявленными нарушениями закона директору ООО «Аэросити-2000» вынесено представление, которое до настоящего времени не исполнено. С учетом уточнения исковых требований просил обязать ООО «Аэросити-2000» установить график сбора твердых коммунальных отходов с мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в г. Абакане, включенных в территориальную схему обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 26.12.2022 № 010-941-пр, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Цицилина О.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям с учетом их уточнения.
Представители ответчика Патачаков А.А. и Кокорина П.А. исковые требования не признали, поскольку соответствующий график вывоза твердых коммунальных отходов утвержден 03.04.2023 и его действие распространяется на всю территорию Республики Хакасия, в том числе г. Абакан. Указали, что нормами действующего законодательства не предусмотрено установление графика вывоза твердых коммунальных отходов для каждого места его накопления с указанием точного времени.
Представитель третьих лиц Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана, администрации города Абакана - Гасан О.А., представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия - Нефедова М.В. полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия).
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований. Обязал ООО «Аэросити-2000» установить график сбора твердых коммунальных отходов с мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в г. Абакане, включенных в территориальную схему обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 26.12.2022 № 010-941-пр, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскал с ООО «Аэросити-2000» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
С решением суда не согласны представители ответчика Шабалин С.А. и Патачаков А.А.
В апелляционной жалобе они просят решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают на то, что представленный в материалы дела график вывоза твердых коммунальных отходов, утвержденный 03.04.2023, полностью соответствует требованиям действующего законодательства, а также санитарным нормам и правилам, в связи с чем по настоящему делу отсутствует предмет спора. Полагает, что действующее законодательство не обязывает регионального оператора согласовывать график вывоза твердых коммунальных отходов с органами местного самоуправления, а также устанавливать точное время их вывоза, при этом в графике имеется указание на вывоз твердых коммунальных отходов с 7 час. 00 мин. до 23 час. 00 мин., что свидетельствует о несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Кощеев М.Ю., представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия Романова Т.Г. выражают согласие с решением суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора 20.06.2018 и 19.07.2018 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия с ООО «Аэросити-2000» заключены соглашения (№ 1 и № 2) об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия в целях организации обращения с твердыми коммунальными отходами на территориальной зоне № 1 и территориальной зоне № 2 Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 4.1 указанных соглашений региональный оператор обязан, в том числе обеспечить установление и соблюдение графиков сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с определенным территориальной схемой контейнерным или бесконтейнерным способом сбора твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности регионального оператора. Количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, составляет не более 10% в год.
Соглашения вступают в силу со дня его подписания обеими сторонами и действуют в течение десяти лет (пункт 6.1 соглашений).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 26.12.2022 № 010-941-пр утверждена Территориальная схема обращения с отходами Республики Хакасия, в соответствии с которой в территориальную зону № 2 входит г. Абакан.
Согласно пунктам 1.1.2.1 и 1.1.2.2 протокола № Пр-4-ЮР от 17.01.2023 рабочего совещания по теме «Проблемы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами во второй территориальной зане Республики Хакасия» от 19.01.2023, региональному оператору рекомендовано в срок до 17.02.2023 составить и утвердить график вывоза твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов с указанием не более двухчасового интервала времени, в который будет осуществляться вывоз отходов с контейнерной площадки; составить и утвердить график вывоза твердых коммунальных отходов от индивидуального жилищного строительства.
25.01.2023 начальником Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Абакана в адрес директора филиала ООО «Аэросити-2000» в Республике Хакасия направлено письмо № 248, в котором он просит во исполнение пунктов 1.1.2.1 и 1.1.2.2 протокола № Пр-4-ЮЛ рабочего совещания от 19.01.2023 предоставить на утверждение графики вывоза твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов и индивидуального жилищного строительства в срок не позднее 07.02.2023.
В ответе от 21.02.2023 заместитель директора филиала ООО «Аэросити-2000» в Республике Хакасия на письмо № 248 указал, что с мест накопления твердых коммунальных отходов многоквартирных домов г. Абакана вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3. В районе индивидуального жилищного строительства г. Абакана график утвердить не представляется возможным, так как на территории индивидуального жилищного строительства отсутствуют созданные в соответствии с требованиями действующего законодательства и включенные в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
09.03.2023 администрация г. Абакана обратилась к прокурору Республики Хакасия с просьбой принять меры реагирования в отношении регионального оператора ООО «Аэросити-2000».
На основании поручения прокуратуры Республики Хакасия от 01.02.2023 № 7-26-2023 и решения и.о. заместителя прокурора г. Абакана от 12.04.2023 № 38, прокуратурой г. Абакана в отношении филиала ООО «Аэросити-2000» в Республике Хакасия проведена проверка исполнения законодательства при организации и обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой в бездействии филиала ООО «Аэросити-2000» в Республике Хакасия выявлены нарушения действующего законодательства, 17.04.2023 в отношении регионального оператора внесено представление об устранении нарушений законодательства при организации обращения с твердыми коммунальными отходами.
В ответе от 16.05.2023 о результатах рассмотрения представления от 17.04.2023 ООО «Аэросити-2000» сообщает, что по результатам рассмотрения представления нарушений не установлено, региональный оператор осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия» с мест накопления. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 по графику, с 7 часов до 23 часов.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал, что отсутствие надлежащего графика вывоза твердых коммунальных отходов влечет их несвоевременный вывоз и посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что соблюдение региональным оператором положений санитарных правил и норм в части периодичности вывоза твердых коммунальных отходов является обязательным, при этом представленный ответчиком график вывоза твердых коммунальных отходов воспроизводит общие правовые нормы, при этом время вывоза для каждого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не установлено, что не позволяет фиксировать своевременность и объем вывезенных твердых коммунальных отходов, в связи с чем удовлетворил требования истца.
В апелляционной жалобе представители ответчика полагают, что действующее законодательство не обязывает регионального оператора согласовывать график вывоза твердых коммунальных отходов с органами местного самоуправления, а также устанавливать точное время их вывоза.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» положениями пунктов 1, 2 статьи 24.6 которого предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения № 1156).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения № 1156 предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Положениями пунктов 4, 5 раздела 1 Правил обращения № 1156 установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Пунктом 25 Правил обращения № 1156 определено, что одними из существенных условий договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов (подпункт «в»).
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПин 2.1.3684-21).
Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.
В силу абзаца первого пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Республики Хакасия от 17.06.2019 № 296 «Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия» основной целью деятельности регионального оператора является обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду твердых коммунальных отходов, образуемых в зонах деятельности региональных операторов, определенных Территориальной схемой, Соглашением (далее - зоны деятельности региональных операторов), в том числе увеличение доли обрабатываемых, обезвреживаемых и (или) утилизируемых твердых коммунальных отходов от общего количества твердых коммунальных отходов, образуемых в зонах деятельности региональных операторов.
Задачей региональных операторов в том числе является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в зонах деятельности региональных операторов и реализация мероприятий Территориальной схемы, Государственной программы (абзац 1 пункта 2.2 постановления Правительства Республики Хакасия от 17.06.2019 № 296 «Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия»).
Оценив представленный ответчиком график сбора твердых коммунальных отходов от 03.04.2023, утвержденный директором филиала ООО «Аэросити-2000» в Республике Хакасия 03.04.2023, согласно которому вывоз твердых коммунальных отходов производится с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что он является формальным, из которого невозможно установить периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов, который также приводит к нарушению достигнутых между региональным оператором и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия соглашений в части порядка вывоза твердых коммунальных отходов и проверки его исполнения.
Кроме того, согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее – Правила № 354).
Подпунктом «а» пункта 148(22) Правил № 354 установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
График вывоза несортированных твердых коммунальных отходов должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта «а» пункта 148(22) Правил № 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушая режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения № 1 к Правилам № 354.
Таким образом, региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов.
С учетом приведенных нормативных положений график вывоза твердых коммунальных отходов от 03.04.2023 не соответствует требованиям пункта 17 приложения к Правилам № 354, поскольку из него невозможно определить факт предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества, соблюдается ли при этом режим его вывоза.
Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 4 октября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» Шабалина С.А. и Патачакова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи Т.А.Балашова
А.В.Пронина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2024.