№ 2а-544/2020
09RS0009-01-2020-000784-19
Решение
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года а. Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:
председательствующего судьи Матакаева А-Г.И.
при секретаре Баисовой Ф. А.,
с участием:
представителя административного истца - помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Мырзаевой А. С.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР о признании бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным, о понуждении администрации Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР,
УСТАНОВИЛ:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР о признании бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным, о понуждении администрации Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, ссылаясь на то, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законности и эффективности использования муниципальными образованиями Адыге-Хабльского района муниципального имущества выявлены нарушения порядка распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Грушкинского сельского поселения.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения относятся к собственности сельского поселения.
Согласно ст. 3 вышеуказанного закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильная дорога по смыслу ст. 130 ГК РФ является недвижимой вещью. В соответствии с требованием ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. Данная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц.
Согласно ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Решением Совета Грушкинского сельского поселения от 20.06.2013 № 13 бесхозяйные улично-дорожные сети местного значения поставлены на баланс Грушкинского сельского поселения согласно приложению №1 -перечня муниципальных улично-дорожных сетей.
Автомобильная дорога а. Мало-Абазинск по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, внесена в перечень имущества казны под № 3.
Таким образом, на основании вышеуказанных положений законодательства автомобильная дорога по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск является муниципальным недвижимым имуществом, подлежит государственной регистрации и обособлению в казне муниципального образования Грушкинского сельского поселения с присвоением идентификационного номера.
В ходе настоящей проверки установлено, что право собственности Грушкинского сельского поселения на указанную дорогу в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Часть 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации устанавливает, что земля, в том числе, земли автодорог используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 49, 50, 51 Федеральною закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Бездействие органов местного самоуправления сельского поселения, выразившееся в непринятии решения о включении автодороги в реестр муниципального имущества, обособлению в казне муниципального образования Грушкинского сельского поселения с присвоением идентификационного номера и отсутствии государственной регистрации права собственности на автодорогу может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц муниципального образования Грушкинского сельского поселения, незаконной передаче земельных участков являющихся частью автодороги третьим лицам, утрате указанных земельных участков.
Отсутствие зарегистрированного права собственности на автодорогу делает невозможным получение дохода от предоставления в пользование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и т.д. в полосе отвода и придорожной полосе автодороги.
Кроме того, несвоевременное проведение государственной регистрации права собственности может привести к самозахвату и утрате земельных участков, являющихся составной частью автодороги и затруднит судебную защиту имущественных прав муниципального образования. Тем самым нарушается право на использование и охрану земель, как основу жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае на территории Грушкинского сельского поселения, закрепленное в Конституции Российской Федерации.
Помимо этого несвоевременное проведение государственной регистрации права собственности на автодорогу нарушает права граждан на использование данных земельных участков на праве аренды, для установки рекламных конструкций, объектов дорожного сервиса и т.д.
Кроме того, нарушены основы федеральной политики в области регулирования земельных отношений и порядка владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, а также интересы Российской Федерации как субъекта уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования.
Вышеуказанные нарушения закона создают условия для коррупционных проявлений в то время как, Федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ) определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) в данном случае предупреждения возможных в отсутствии зарегистрированного права собственности злоупотреблений со стороны должностных лиц администрации Грушкинского сельского поселения по незаконному распоряжению имуществом сельского поселения.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273 совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области относится к мерам по противодействию коррупции.
В отношении распоряжения муниципальным имуществом унифицированные права и обязанности установлены: ГК РФ, Федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Просит суд:
1. Признать бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным.
2.Обязать администрацию Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР.
В административном исковом заявлении административным истцом Адыге-Хабльским межрайонным прокурором было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ. Однако, в соответствии с п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по правилам упрощенного (письменного) производства не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
В связи с изложенным данное административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
В судебном заседании помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Мырзаева А. С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – представитель администрации Грушкинского сельского поселения в суд не явился, судом были приняты меры по уведомлению административного ответчика о времени и месте рассмотрения данного административного дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 15.10.2020) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно пункту 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 15.10.2020) к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 1, 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 15.10.2020) определено, что автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
По смыслу ст. 130 ГК РФ автомобильная дорога является недвижимой вещью, право собственности, на которую в силу ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Исследовав письменные материалы гражданского дела судом установлено, что право собственности Грушкинского сельского поселения на автомобильную дорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Из материалов дела следует, что Решением Совета Грушкинского сельского поселения от 20.06.2013 № 13 бесхозяйные улично-дорожные сети местного значения поставлены на баланс Грушкинского сельского поселения согласно приложению №1 -перечня муниципальных улично-дорожных сетей. Автомобильная дорога а. Мало-Абазинск по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, внесена в перечень имущества казны под № 3.
Из ответа главы администрации Грушкинского сельского поселения от 22.06.2020г. № 79 на запрос и.о. Адыге-Хабльского межрайонного прокурора следует, что муниципальные дороги, указанные в Реестре, не находятся в собственности Администрации Грушкинского сельского поселения, проведена работа по межеванию, работа по оформлению права собственности выполнена не в полном объеме.
Бездействие органов местного самоуправления сельского поселения, выразившееся в непринятии решения о включении автодороги в реестр муниципального имущества, обособлению в казне муниципального образования Грушкинского сельского поселения с присвоением идентификационного номера и отсутствии государственной регистрации права собственности на автодорогу нарушает основы федеральной политики в области регулирования земельных отношений и порядка владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, что влечет нарушение интересов Российской Федерации как субъекта уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования, а также влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц.
Суд полагает, разумным и достаточным запрошенный административным истцом срок для устранения нарушения - в течение одного года после принятия судом решения.
Исследованные в судебном заседании доказательства, позволяют суду признать требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 2 ст. 103 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, администрация Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики также освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 и 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Адыге-Хабльского межрайонного прокурора поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР о признании бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным, о понуждении администрации Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным.
Обязать администрацию Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КЧР в течение месяца с подачей жалобы через Адыге-Хабльский районный суд КЧР.
Судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР Матакаев А-Г.И.
№ 2а-544/2020
09RS0009-01-2020-000784-19
Решение
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года а. Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:
председательствующего судьи Матакаева А-Г.И.
при секретаре Баисовой Ф. А.,
с участием:
представителя административного истца - помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Мырзаевой А. С.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР о признании бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным, о понуждении администрации Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР,
УСТАНОВИЛ:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР о признании бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным, о понуждении администрации Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, ссылаясь на то, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законности и эффективности использования муниципальными образованиями Адыге-Хабльского района муниципального имущества выявлены нарушения порядка распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Грушкинского сельского поселения.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения относятся к собственности сельского поселения.
Согласно ст. 3 вышеуказанного закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильная дорога по смыслу ст. 130 ГК РФ является недвижимой вещью. В соответствии с требованием ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. Данная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц.
Согласно ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Решением Совета Грушкинского сельского поселения от 20.06.2013 № 13 бесхозяйные улично-дорожные сети местного значения поставлены на баланс Грушкинского сельского поселения согласно приложению №1 -перечня муниципальных улично-дорожных сетей.
Автомобильная дорога а. Мало-Абазинск по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, внесена в перечень имущества казны под № 3.
Таким образом, на основании вышеуказанных положений законодательства автомобильная дорога по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск является муниципальным недвижимым имуществом, подлежит государственной регистрации и обособлению в казне муниципального образования Грушкинского сельского поселения с присвоением идентификационного номера.
В ходе настоящей проверки установлено, что право собственности Грушкинского сельского поселения на указанную дорогу в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Часть 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации устанавливает, что земля, в том числе, земли автодорог используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 49, 50, 51 Федеральною закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Бездействие органов местного самоуправления сельского поселения, выразившееся в непринятии решения о включении автодороги в реестр муниципального имущества, обособлению в казне муниципального образования Грушкинского сельского поселения с присвоением идентификационного номера и отсутствии государственной регистрации права собственности на автодорогу может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц муниципального образования Грушкинского сельского поселения, незаконной передаче земельных участков являющихся частью автодороги третьим лицам, утрате указанных земельных участков.
Отсутствие зарегистрированного права собственности на автодорогу делает невозможным получение дохода от предоставления в пользование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и т.д. в полосе отвода и придорожной полосе автодороги.
Кроме того, несвоевременное проведение государственной регистрации права собственности может привести к самозахвату и утрате земельных участков, являющихся составной частью автодороги и затруднит судебную защиту имущественных прав муниципального образования. Тем самым нарушается право на использование и охрану земель, как основу жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае на территории Грушкинского сельского поселения, закрепленное в Конституции Российской Федерации.
Помимо этого несвоевременное проведение государственной регистрации права собственности на автодорогу нарушает права граждан на использование данных земельных участков на праве аренды, для установки рекламных конструкций, объектов дорожного сервиса и т.д.
Кроме того, нарушены основы федеральной политики в области регулирования земельных отношений и порядка владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, а также интересы Российской Федерации как субъекта уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования.
Вышеуказанные нарушения закона создают условия для коррупционных проявлений в то время как, Федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ) определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) в данном случае предупреждения возможных в отсутствии зарегистрированного права собственности злоупотреблений со стороны должностных лиц администрации Грушкинского сельского поселения по незаконному распоряжению имуществом сельского поселения.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273 совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области относится к мерам по противодействию коррупции.
В отношении распоряжения муниципальным имуществом унифицированные права и обязанности установлены: ГК РФ, Федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Просит суд:
1. Признать бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным.
2.Обязать администрацию Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР.
В административном исковом заявлении административным истцом Адыге-Хабльским межрайонным прокурором было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ. Однако, в соответствии с п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по правилам упрощенного (письменного) производства не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
В связи с изложенным данное административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
В судебном заседании помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Мырзаева А. С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – представитель администрации Грушкинского сельского поселения в суд не явился, судом были приняты меры по уведомлению административного ответчика о времени и месте рассмотрения данного административного дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 15.10.2020) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно пункту 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 15.10.2020) к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 1, 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 15.10.2020) определено, что автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
По смыслу ст. 130 ГК РФ автомобильная дорога является недвижимой вещью, право собственности, на которую в силу ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Исследовав письменные материалы гражданского дела судом установлено, что право собственности Грушкинского сельского поселения на автомобильную дорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Из материалов дела следует, что Решением Совета Грушкинского сельского поселения от 20.06.2013 № 13 бесхозяйные улично-дорожные сети местного значения поставлены на баланс Грушкинского сельского поселения согласно приложению №1 -перечня муниципальных улично-дорожных сетей. Автомобильная дорога а. Мало-Абазинск по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, внесена в перечень имущества казны под № 3.
Из ответа главы администрации Грушкинского сельского поселения от 22.06.2020г. № 79 на запрос и.о. Адыге-Хабльского межрайонного прокурора следует, что муниципальные дороги, указанные в Реестре, не находятся в собственности Администрации Грушкинского сельского поселения, проведена работа по межеванию, работа по оформлению права собственности выполнена не в полном объеме.
Бездействие органов местного самоуправления сельского поселения, выразившееся в непринятии решения о включении автодороги в реестр муниципального имущества, обособлению в казне муниципального образования Грушкинского сельского поселения с присвоением идентификационного номера и отсутствии государственной регистрации права собственности на автодорогу нарушает основы федеральной политики в области регулирования земельных отношений и порядка владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, что влечет нарушение интересов Российской Федерации как субъекта уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования, а также влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц.
Суд полагает, разумным и достаточным запрошенный административным истцом срок для устранения нарушения - в течение одного года после принятия судом решения.
Исследованные в судебном заседании доказательства, позволяют суду признать требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 2 ст. 103 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, администрация Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики также освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 и 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Адыге-Хабльского межрайонного прокурора поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР о признании бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным, о понуждении администрации Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Грушкинского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, незаконным.
Обязать администрацию Грушкинского сельского поселения в течение 1 года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по ул. Казьминская, протяженностью 1300 метров, а. Мало-Абазинск Адыге-Хабльского муниципального района КЧР.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КЧР в течение месяца с подачей жалобы через Адыге-Хабльский районный суд КЧР.
Судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР Матакаев А-Г.И.