Дело № 2а-1781/2021
УИД 25RS0002-01-2021-001869-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2021 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., с участием помощника Верстюк Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романченко Инны Викторовны к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
Романченко И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Владивостока, Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (далее - УМС г. Владивостока) о признании решения незаконным, возложении обязанности. В обоснование требований указала, что обратилась УМС г. Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на <...> года земельного участка, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства, расположенного на данном земельном участке. Решением УМС <адрес> от дата № в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждении схемы схеме расположения земельного участка отказано на том основании, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Согласно выписки из ЕГРН Романченко И.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Вместе с тем, сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке содержит сведения о том, что жилой дом, расположенный на земельном участке, является объектом незавершенного строительства, степенью готовности <...>%. При этом, согласно заключению по проверке земельного участка, подготовленному специалистами МКУ «Комплексное развитие земель и недвижимости города Владивостока», на испрашиваемом земельном участке расположен фундамент. В администрации <адрес> отсутствуют сведения о выдаче документа основания для внесения сведений о данном объекте капитального строительства в сведения ЕГРН и последующей регистрации права на него. Административный истец считает данный отказ незаконным, указывает, что в ЕГРН вид объекта с кадастровым номером № указан как объект незавершенного строительства, степень готовности 1%, основная характеристика объекта незавершенного строительства и ее проектируемое значение: площадь застройки <...> кв.м. Также указывает, что ранее обращалась с заявлением к УМС <адрес> с предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду, в решении от дата № данное основание отказа не приведено. С учетом этого, просит признать незаконным отказ УМС <адрес> в предварительном согласовании предоставления административному истцу в аренду земельного участка, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для завершения строительства объекта незавершенного строительства, а также утверждении схемы расположения земельного участка, оформленный письмом от дата. №; обязать УМС <адрес> предварительно согласовать предоставление административному истцу в аренду земельного участка, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для завершения строительства объекта незавершенного строительства, а также утвердить схему расположения земельного участка.
В судебное заседание Романченко И.В. не явилась, извещена посредством телефонограммы, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании не заявленных требованиях настаивала.
Представитель УМС г. Владивостока ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В материалы дела представлен письменный отзыв, в котором указано, что административным истцом не представлен документ, подтверждающий право осуществлять строительство на испрашиваемом земельном участке, сведения о выдаче разрешения на строительство в администрации г. Владивостока отсутствуют. Объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, не указаны в статьях 39.3 и 39.20 Земельного кодекса РФ наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов. Поскольку испрашиваемый земельный участок не сформирован и не являлся предметом договора аренды, положения пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, на которые ссылается административный истец, на указанные правоотношения не распространяются.
Выслушав пояснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что дата ФИО2 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ земельного участка площадью <...> кв.м., местоположение: <адрес>, в районе <адрес> в аренду без проведения торгов сроком на <...> года для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства – жилого дома, площадь застройки <...> кв.м., степень готовности объекта <...>%, лит. А, расположенного по адресу: <адрес>
Отказывая административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка решением от дата №, административный ответчик указал, что согласно заключению по проверке земельного участка, подготовленному специалистами МКУ «Комплексное развитие земель и недвижимости города Владивостока», на испрашиваемом земельном участке расположен фундамент. В администрации г.Владивостока отсутствуют сведения о выдаче документа основания для внесения сведений о данном объекте капитального строительства в сведения Единого государственного реестра недвижимости и последующей регистрации права на него.
Данное решение принято административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, предоставленных данному органу, и прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
Статьей 39.14 ЗК РФ урегулирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Между тем, обращаясь с заявлением о предварительном согласовании предоставления в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ земельного участка аренду без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства – жилого дома, административный истец не представил документ, подтверждающий право на осуществление строительства - разрешение на строительство, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Как установлено в судебном заседании, сведения о выдаче административному истцу разрешения на строительство в уполномоченном органе – администрации г. Владивостока отсутствуют.
При таких обстоятельствах, административный ответчик правомерно, основываясь на положениях п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства.
Кроме того, приведенное административным истцом в заявлении основание предоставления земельного участка, предусмотренное пп. 10. п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, не применимо в рамках настоящего дела.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
В свою очередь пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Кроме того, в силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что при разрешении вопроса об однократном предоставлении без торгов земельного участка в аренду сроком на три года для завершения строительства на земельном участке, предоставленном в аренду до 1 марта 2015 года, приведенные законоположения подлежат применению в их совокупности.
При этом обязательным условием для реализации права, закрепленного в пункте 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", является соблюдение условий, перечисленных в пункте 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, административный истец не относится к лицам, которые приобрели объект незавершенного строительства по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Также административный истец не может быть отнесен к категории лиц, указанных в подпункте 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которым урегулирован вопрос предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок не сформирован и не являлся предметом договора аренды, земельный участок не может быть предоставлен административному истцу на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░