Решение по делу № 2а-1366/2019 от 08.04.2019

Дело № 2а-1366/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2019 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

с участием:

административного истца Виниченко В.В.,

представителя административного истца по доверенности и по ордеру адвоката Жигулина М.В.,

представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности Пупышевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виниченко В. В. к Администрации городского округа Серпухов Московской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Винниченко В.В. обратился в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Серпухов Московской области, выразившееся в неосуществлении действий по проверке информации о расположении на территории земельного участка с кадастровым <номер> мест захоронений, обозначению и регистрации мест захоронений (в случае их обнаружения), с возложением обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу проверить информацию о расположении на территории земельного участка с кадастровым <номер> мест захоронений, обозначению и регистрации мест захоронений (в случае их обнаружения).

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что при рассмотрении Серпуховским городским судом гражданского дела № 2-365/2019 по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Виниченко В.В. и иным лицам, административному истцу и административному ответчику стало известно из представленного в материалы указанного выше гражданского дела письма Центрального архива Министерства обороны РФ от 26.03.2019, а также письменных пояснений Главного Управления региональной безопасности Московской области от 20.03.2019г., что на территории, находящегося в собственности Виниченко В.В. земельного участка с кадастровым <номер>, могут находится старые военные (или) неизвестные захоронения. В нарушении статей 29, 39, п. 20 ст. 40 Устава городского округа Серпухов; п.3 ст.22, п.2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административным ответчиком до настоящего времени в отношении территории земельного участка с кадастровым <номер> не осуществлены действия по обнаружению, обозначению и регистрации мест захоронения. Указанное бездействие нарушает права истца как собственника земельного участка – использование по его назначению – для строительства объектов торгового назначения. Обжалуемое бездействие влечет нарушение прав неопределенного круга третьих лиц на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав истца на благоприятную среду обитания, поскольку неопределенности в вопросе наличия на участке мест захоронений препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В судебном заседании административный истец Виниченко В.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске, пояснив, что не знает, какие действия ему дальше предпринимать, поскольку самостоятельно он разрешить возникшую ситуацию не может.

Представитель административного истца по доверенности и по ордеру адвокат Жигулин М.В. в судебном заседании поддержал позицию доверителя, указав, что по гражданскому делу № 2-365/2019 принято решение, иск прокурора удовлетворен. Также пояснил, что сам истец куда-либо не обращался на предмет проверки информации о наличии на земельном участке истца мест захоронений. Дополнил, что ему непонятна позиция Администрации городского округа Серпухов, которая признавала требования прокурора по гражданскому делу № 2-365/2019, тем самым подтверждая наличие на земельном участке истца мест захоронений, а по настоящему административному делу представитель ответчика отрицает наличие указанных мест.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов по доверенности Пупышева Е.А. в судебном заседании возражала против заявленных Виниченко В.В. требованиях, представив письменные возражения на иск, поддержав доводы, изложенные в них. Указала, что административный истец не указывает, какой нормой права на администрацию возложена обязанность по инициированию обнаружения и проверке информации о месте захоронения, а также не указано, каким образом информация, полученная в ходе рассмотрения гражданского дела должна быть проверена ответчиком. Информации о регистрации указанного места захоронения в органах местного самоуправления не имеется. Визуально определить, имеется ли на территории земельного участка, принадлежащего истцу, кладбище невозможно. Административный истец не обращался к ответчику по вопросу нахождения на земельном участке мест захоронений. При этом, истец, будучи полноправным собственником земельного участка, имел право осуществить мероприятия по обнаружению захоронения на его участке, обратившись в специализированные общественные объединения, как сразу после получения информации, так и в рамках рассмотрения гражданского дела № 2-365/2019, однако он этого не сделал. Обстоятельства захоронения на земельном участке административного истца стали известны административному ответчику в ходе рассмотрения указанного выше гражданского дела, решение по которому в настоящее время не вступило в законную силу, земельный участок находится в частной собственности административного истца. Кроме того, определением Серпуховского городского суда от 20.02.2019г. по делу № 2-365/2019 наложено обеспечение в виде запрета проведения строительных, монтажных и иных видов работ на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0010205:415. Дополнительно представитель административного ответчика пояснила, что после вступления решения суда по гражданскому делу № 2-365/2019 в законную силу, Администрацией городского округа Серпухов будут приняты соответствующие меры.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, проверив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Виниченко В.В. по следующим основаниям.

Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).

В ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".

Согласно пунктам п. 2.8, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которой предусмотрено, что кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га относятся к IV классу опасности, санитарно-защитная зона составляет 100 м. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища отнесены к V классу опасности, санитарно-защитная зона составляет 50 м.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Виниченко В.В. с 14.04.2017 года является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 6703 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, п.Большевик (л.д.15-25).

В отношении указанного земельного участка имеются ограничения, принятые на основании определения Серпуховского городского суда от 10.01.2019 по гражданскому делу № 2-365/2019 (л.д.18,102).

Из сообщения ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 26.03.2018г. № 11/11458 усматривается, что по документам учета безвозвратных потерь сержант и солдат Красной Армии за период Великой Отечественной войны 1941-1945гг., что четыре бойца похоронены на старом Дашковском кладбище, 2 км юго-западнее г.Серпухов Московской области (л.д.11-12).

Из письменных пояснений Главного управления региональной безопасности Московской области от 20.03.2019 № 2-55/09-09-01, приобщенных Виниченко В.В. к иску по настоящему делу следует, что указанное Управление по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решений на строительство нежилого здания торгового назначения, постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, договоров купли-продажи, решения об объединении земельных участков и образовании земельного участка, истребовании участка из чужого незаконного владения, что по информации, полученной от администрации Серпуховского муниципального района Московской области, в архиве отсутствуют какие-либо документы и информация о нахождении по адресу: Московская область, Серпуховский район, пос.Большевик, ул.Ленина между домами № 5 и № 7, приходского кладбища деревень Березны (Большевик), Дашковка, Калиново, Калиновские выселки. В Реестре кладбищ, крематориев, стен скорби и других объектов похоронного назначения, расположенных на территории Московской области, кладбище по данному адресу также не значится. Перед проведением любых работ на территории боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 22 ФЗ «О похоронном деле», обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений. При обнаружении военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших л.д.13-14).

В материалы дела представлена копия Устава городского округа Серпухов Московской области (л.д.41-84).

Представителем административного ответчика представлены: обращение жителей поселка Большевик на имя Главы Серпуховского района Московской области от 12.12.2018 о принятии мер по прекращению кощунственного уничтожения кладбища с телами захороненных предков и военных защитников Москвы и Московской области (л.д.90-91); адвокатский запрос № 3/319 от 13.03.2019 о предоставлении из ГБУ МО «Московский областной архивный центр» сведений об открытии, эксплуатации, закрытии (ликвидации) кладбища, которое предположительно существовало на территории нынешнего пос.Большевик (л.д.92); ответ на указанный запрос от 18.03.2019, из которого следует, что документы, содержащие запрашиваемую информацию, на хранение в архив не поступали (л.д.93); адвокатский запрос в ГКУ МО «Центральный государственный архив Московской области от 13.03.2019, аналогичный запросу в ГБУ МО «Московский областной архивный центр» (л.д.94); ответ от 03.04.2019 на указанный запрос, из которого следует, что документы Московской губернии до 1917 года в архив на хранение не поступали. Документы кладбища, предположительно существовавшего на территории нынешнего пос.Большевик, в районе земельного участка с КН <номер>, не выявлено, документы кладбища в архив на хранение не поступали (л.д.95); адвокатский запрос в Администрацию городского округа Серпухов от 11.04.2019 о предоставлении информации о расположении какого-либо кладбища на территории земельного участка с указанным выше кадастровым номером, об осуществлении органом местного самоуправления обнаружения в границах данного земельного участка старых военных и (или) иных, в том числе ранее неизвестных захоронений, об осуществлении органом самоуправления обозначение и регистрации в границах указанного земельного участка каких-либо захоронений (л.д.96); ответ Администрации городского округа Серпухов от 11.04.2019 на указанный запрос о том, что запрашиваемая информации в администрации городского округа Серпухов Московской области отсутствует (л.д.97).

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что кроме обращений жителей пос.Большевик по вопросу упавшего дерева на земельном участке с КН <номер> и направления уведомления об этом собственнику данного земельного участка, в Администрации городского округа Серпухов не имеется (л.д.103,104,105,106).

При обращении заинтересованного лица в суд с административным исковым заявлением, суд принимает иск к производству и, исходя из конкретных обстоятельств дела, устанавливает, нарушены ли лицом, к которому предъявлен иск, права или законные интересы административного истца и могут ли они быть восстановлены в результате удовлетворения такого иска.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что права или законные интересы истца нарушены административным ответчиком и могут быть восстановлены в результате удовлетворения заявленных требований в рамках административного судопроизводства.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что административный истец, не оспаривая свое право на земельный участок, не обращаясь в административном порядке по вопросу проведения работ, связанных с обнаружением мест захоронения, не доказал, что в силу норм действующего законодательства у административного ответчика возникла обязанность как принимать какие-либо меры по проверке информации о расположении мест захоронений, которая стала известна ответчику в рамках рассмотрения гражданского дела, так и определять примерные границы захоронений и регистрировать их.

На момент рассмотрения настоящего спора, факт нахождения мест захоронения на земельном участке административного истца, не доказан.

Таким образом, какие-либо факты нарушения прав истца со стороны Администрации городского округа Серпухов судом установлены не были, в связи с чем не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенных прав.

Кроме того, в соответствии с определением суда о принятии обеспечительных мер по гражданскому делу № 2-365/2019. административный ответчик не имеет возможности осуществлять деятельность на земельном участке, принадлежащем истцу и принимать какие-либо меры. Требований об устранении каких-либо конкретных нарушений истцом не заявлено, эти нарушения не указаны.

При этом, суд обращает внимание, что спор на предмет проверки информации о расположении захоронения на земельном участке, принадлежащем административному истцу, был разрешен в исковом порядке, и все доводы относительно данных обстоятельств, истец мог изложить при разрешении гражданского дела № 2-3645/2019.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Виниченко В. В. к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении действий по проверке информации о расположении на территории земельного участка с кадастровым <номер> мест захоронений, обозначению и регистрации мест захоронений (в случае их обнаружения), о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу проверить информацию о расположении на территории земельного участка с кадастровым <номер> мест захоронений, обозначению и регистрации мест захоронений (в случае их обнаружения), - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2019года.

2а-1366/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Виниченко Василий Викторович
Ответчики
Администрация городского округа Серпухов Московской области
Другие
Жигулин Максим Владимирович
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
24.04.2020Регистрация административного искового заявления
24.04.2020Передача материалов судье
24.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее