Дело № 2а-1366/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2019 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
с участием:
административного истца Виниченко В.В.,
представителя административного истца по доверенности и по ордеру адвоката Жигулина М.В.,
представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности Пупышевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виниченко В. В. к Администрации городского округа Серпухов Московской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:Административный истец Винниченко В.В. обратился в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Серпухов Московской области, выразившееся в неосуществлении действий по проверке информации о расположении на территории земельного участка с кадастровым <номер> мест захоронений, обозначению и регистрации мест захоронений (в случае их обнаружения), с возложением обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу проверить информацию о расположении на территории земельного участка с кадастровым <номер> мест захоронений, обозначению и регистрации мест захоронений (в случае их обнаружения).
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что при рассмотрении Серпуховским городским судом гражданского дела № 2-365/2019 по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Виниченко В.В. и иным лицам, административному истцу и административному ответчику стало известно из представленного в материалы указанного выше гражданского дела письма Центрального архива Министерства обороны РФ от 26.03.2019, а также письменных пояснений Главного Управления региональной безопасности Московской области от 20.03.2019г., что на территории, находящегося в собственности Виниченко В.В. земельного участка с кадастровым <номер>, могут находится старые военные (или) неизвестные захоронения. В нарушении статей 29, 39, п. 20 ст. 40 Устава городского округа Серпухов; п.3 ст.22, п.2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административным ответчиком до настоящего времени в отношении территории земельного участка с кадастровым <номер> не осуществлены действия по обнаружению, обозначению и регистрации мест захоронения. Указанное бездействие нарушает права истца как собственника земельного участка – использование по его назначению – для строительства объектов торгового назначения. Обжалуемое бездействие влечет нарушение прав неопределенного круга третьих лиц на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав истца на благоприятную среду обитания, поскольку неопределенности в вопросе наличия на участке мест захоронений препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля в целях безопасности жизни и здоровья населения.
В судебном заседании административный истец Виниченко В.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске, пояснив, что не знает, какие действия ему дальше предпринимать, поскольку самостоятельно он разрешить возникшую ситуацию не может.
Представитель административного истца по доверенности и по ордеру адвокат Жигулин М.В. в судебном заседании поддержал позицию доверителя, указав, что по гражданскому делу № 2-365/2019 принято решение, иск прокурора удовлетворен. Также пояснил, что сам истец куда-либо не обращался на предмет проверки информации о наличии на земельном участке истца мест захоронений. Дополнил, что ему непонятна позиция Администрации городского округа Серпухов, которая признавала требования прокурора по гражданскому делу № 2-365/2019, тем самым подтверждая наличие на земельном участке истца мест захоронений, а по настоящему административному делу представитель ответчика отрицает наличие указанных мест.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов по доверенности Пупышева Е.А. в судебном заседании возражала против заявленных Виниченко В.В. требованиях, представив письменные возражения на иск, поддержав доводы, изложенные в них. Указала, что административный истец не указывает, какой нормой права на администрацию возложена обязанность по инициированию обнаружения и проверке информации о месте захоронения, а также не указано, каким образом информация, полученная в ходе рассмотрения гражданского дела должна быть проверена ответчиком. Информации о регистрации указанного места захоронения в органах местного самоуправления не имеется. Визуально определить, имеется ли на территории земельного участка, принадлежащего истцу, кладбище невозможно. Административный истец не обращался к ответчику по вопросу нахождения на земельном участке мест захоронений. При этом, истец, будучи полноправным собственником земельного участка, имел право осуществить мероприятия по обнаружению захоронения на его участке, обратившись в специализированные общественные объединения, как сразу после получения информации, так и в рамках рассмотрения гражданского дела № 2-365/2019, однако он этого не сделал. Обстоятельства захоронения на земельном участке административного истца стали известны административному ответчику в ходе рассмотрения указанного выше гражданского дела, решение по которому в настоящее время не вступило в законную силу, земельный участок находится в частной собственности административного истца. Кроме того, определением Серпуховского городского суда от 20.02.2019г. по делу № 2-365/2019 наложено обеспечение в виде запрета проведения строительных, монтажных и иных видов работ на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0010205:415. Дополнительно представитель административного ответчика пояснила, что после вступления решения суда по гражданскому делу № 2-365/2019 в законную силу, Администрацией городского округа Серпухов будут приняты соответствующие меры.
Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, проверив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Виниченко В.В. по следующим основаниям.
Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Согласно пунктам п. 2.8, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которой предусмотрено, что кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га относятся к IV классу опасности, санитарно-защитная зона составляет 100 м. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища отнесены к V классу опасности, санитарно-защитная зона составляет 50 м.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Виниченко В.В. с 14.04.2017 года является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 6703 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, п.Большевик (л.д.15-25).
В отношении указанного земельного участка имеются ограничения, принятые на основании определения Серпуховского городского суда от 10.01.2019 по гражданскому делу № 2-365/2019 (л.д.18,102).
Из сообщения ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 26.03.2018г. № 11/11458 усматривается, что по документам учета безвозвратных потерь сержант и солдат Красной Армии за период Великой Отечественной войны 1941-1945гг., что четыре бойца похоронены на старом Дашковском кладбище, 2 км юго-западнее г.Серпухов Московской области (л.д.11-12).
Из письменных пояснений Главного управления региональной безопасности Московской области от 20.03.2019 № 2-55/09-09-01, приобщенных Виниченко В.В. к иску по настоящему делу следует, что указанное Управление по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решений на строительство нежилого здания торгового назначения, постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, договоров купли-продажи, решения об объединении земельных участков и образовании земельного участка, истребовании участка из чужого незаконного владения, что по информации, полученной от администрации Серпуховского муниципального района Московской области, в архиве отсутствуют какие-либо документы и информация о нахождении по адресу: Московская область, Серпуховский район, пос.Большевик, ул.Ленина между домами № 5 и № 7, приходского кладбища деревень Березны (Большевик), Дашковка, Калиново, Калиновские выселки. В Реестре кладбищ, крематориев, стен скорби и других объектов похоронного назначения, расположенных на территории Московской области, кладбище по данному адресу также не значится. Перед проведением любых работ на территории боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 22 ФЗ «О похоронном деле», обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений. При обнаружении военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших л.д.13-14).
В материалы дела представлена копия Устава городского округа Серпухов Московской области (л.д.41-84).
Представителем административного ответчика представлены: обращение жителей поселка Большевик на имя Главы Серпуховского района Московской области от 12.12.2018 о принятии мер по прекращению кощунственного уничтожения кладбища с телами захороненных предков и военных защитников Москвы и Московской области (л.д.90-91); адвокатский запрос № 3/319 от 13.03.2019 о предоставлении из ГБУ МО «Московский областной архивный центр» сведений об открытии, эксплуатации, закрытии (ликвидации) кладбища, которое предположительно существовало на территории нынешнего пос.Большевик (л.д.92); ответ на указанный запрос от 18.03.2019, из которого следует, что документы, содержащие запрашиваемую информацию, на хранение в архив не поступали (л.д.93); адвокатский запрос в ГКУ МО «Центральный государственный архив Московской области от 13.03.2019, аналогичный запросу в ГБУ МО «Московский областной архивный центр» (л.д.94); ответ от 03.04.2019 на указанный запрос, из которого следует, что документы Московской губернии до 1917 года в архив на хранение не поступали. Документы кладбища, предположительно существовавшего на территории нынешнего пос.Большевик, в районе земельного участка с КН <номер>, не выявлено, документы кладбища в архив на хранение не поступали (л.д.95); адвокатский запрос в Администрацию городского округа Серпухов от 11.04.2019 о предоставлении информации о расположении какого-либо кладбища на территории земельного участка с указанным выше кадастровым номером, об осуществлении органом местного самоуправления обнаружения в границах данного земельного участка старых военных и (или) иных, в том числе ранее неизвестных захоронений, об осуществлении органом самоуправления обозначение и регистрации в границах указанного земельного участка каких-либо захоронений (л.д.96); ответ Администрации городского округа Серпухов от 11.04.2019 на указанный запрос о том, что запрашиваемая информации в администрации городского округа Серпухов Московской области отсутствует (л.д.97).
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что кроме обращений жителей пос.Большевик по вопросу упавшего дерева на земельном участке с КН <номер> и направления уведомления об этом собственнику данного земельного участка, в Администрации городского округа Серпухов не имеется (л.д.103,104,105,106).
При обращении заинтересованного лица в суд с административным исковым заявлением, суд принимает иск к производству и, исходя из конкретных обстоятельств дела, устанавливает, нарушены ли лицом, к которому предъявлен иск, права или законные интересы административного истца и могут ли они быть восстановлены в результате удовлетворения такого иска.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что права или законные интересы истца нарушены административным ответчиком и могут быть восстановлены в результате удовлетворения заявленных требований в рамках административного судопроизводства.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что административный истец, не оспаривая свое право на земельный участок, не обращаясь в административном порядке по вопросу проведения работ, связанных с обнаружением мест захоронения, не доказал, что в силу норм действующего законодательства у административного ответчика возникла обязанность как принимать какие-либо меры по проверке информации о расположении мест захоронений, которая стала известна ответчику в рамках рассмотрения гражданского дела, так и определять примерные границы захоронений и регистрировать их.
На момент рассмотрения настоящего спора, факт нахождения мест захоронения на земельном участке административного истца, не доказан.
Таким образом, какие-либо факты нарушения прав истца со стороны Администрации городского округа Серпухов судом установлены не были, в связи с чем не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенных прав.
Кроме того, в соответствии с определением суда о принятии обеспечительных мер по гражданскому делу № 2-365/2019. административный ответчик не имеет возможности осуществлять деятельность на земельном участке, принадлежащем истцу и принимать какие-либо меры. Требований об устранении каких-либо конкретных нарушений истцом не заявлено, эти нарушения не указаны.
При этом, суд обращает внимание, что спор на предмет проверки информации о расположении захоронения на земельном участке, принадлежащем административному истцу, был разрешен в исковом порядке, и все доводы относительно данных обстоятельств, истец мог изложить при разрешении гражданского дела № 2-3645/2019.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Виниченко В. В. к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении действий по проверке информации о расположении на территории земельного участка с кадастровым <номер> мест захоронений, обозначению и регистрации мест захоронений (в случае их обнаружения), о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу проверить информацию о расположении на территории земельного участка с кадастровым <номер> мест захоронений, обозначению и регистрации мест захоронений (в случае их обнаружения), - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина
Мотивированное решение изготовлено 06.05.2019года.