Решение по делу № 33а-21038/2016 от 09.11.2016

Судья Гафиятуллин Р.С. дело № 33а-21038/2016

учет № 016а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2016 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Ибрагимова Р.С.

судей Гатауллина И.М., Сайдашевой Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Имамиевой Л.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Ибрагимова Р.С. административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 29 сентября 2016 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Альметьевского городского прокурора Республики Татарстан удовлетворить.

Признать бездействие исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по обеспечению безопасности дорожного движения вблизи искусственных неровностей по улице <адрес> города Альметьевск Республики Татарстан незаконным.

Обязать исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить выполнение работ по установке дорожных знаков 1.17 «Искусственная неровность» и 5.20 «Искусственная неровность», обозначающих границы искусственных неровностей, перед каждой искусственной неровностью, которые обустроены по улице <адрес> города Альметьевск Республики Татарстан по обоим направлениям движения транспортных средств.

Об исполнении решения необходимо сообщить в Альметьевский городской суд Республики Татарстан и Альметьевскому городскому прокурору Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Хисамутдиновой Д.Ф., возражавшей против удовлетворения жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Альметьевский городской прокурор Республики Татарстан, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения.

В обоснование требований указывается, что в ходе проведения Альметьевской городской прокуратурой на основании распоряжения прокурора Республики Татарстан № .... проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания дорожно-уличной сети было установлено, что на улице <адрес> города Альметьевска обустроены четыре искусственных неровности. Однако в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года, требований Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» дорожные знаки 1.17, 5.20 «Искусственная неровность», обозначающие границы искусственных неровностей, не установлены, дорожная разметка не нанесена.

Выявленные нарушения могут создать угрозу безопасности дорожного движения, повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда здоровью граждан.

На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по обеспечению безопасности дорожного движения и обязать обеспечить выполнение работ по установке дорожных знаков 1.17 «Искусственная неровность» и 5.20 «Искусственная неровность» перед каждой искусственной неровностью, которые обустроены по улице <адрес> города Альметьевска Республики Татарстан, по обоим направлениям движения транспортных средств в срок до 01 октября 2016 года.

Суд принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указано, что исполнительный комитет не является надлежащим ответчиком по данному административному делу, поскольку согласно постановлению исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 10 ноября 2015 города № 1209 автодороги в пределах города Альметьевска переданы на праве оперативного управления муниципальному автономному учреждению (МАУ) «Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан», которому из бюджета Альметьевского муниципального района предоставляются субсидии на содержание и ремонт автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства. Право оперативного управления влечет возникновение бремени содержания автомобильных дорог, в том числе, несение расходов по обеспечению безопасности дорожного движения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил решение суда оставить без изменения.

Представитель исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещен, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статья 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определяет, что безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.

В силу пунктов 1, 5 Приложения 1 к Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года, предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке (знак 1.17 «Искусственная неровность», участок дороги с искусственной неровностью (неровностями) для принудительного снижения скорости); знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. К данной категории знаков относится знак 5.20 «Искусственная неровность". Обозначает границы искусственной неровности.

На основании пункта 5.6.25 Национального стандарта ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года № 120-ст, знак 5.20 «Искусственная неровность» применяют для обозначения границ искусственной неровности. Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств.

Пунктом 6.2 Национального стандарта ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 года № 295-ст, установлены правила применения искусственных неровностей.

Из материалов дела усматривается, что Альметьевской городской прокуратурой с участием государственного инспектора дорожного надзора штаба 3 роты ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания дорожно-уличной сети, технических средств организации дорожного движения города Альметьевск Республики Татарстан, в ходе которой установлено, что на улице <адрес> обустроены четыре искусственных неровности, однако в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года, требований Национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» дорожные знаки 1.17, 5.20 «Искусственная неровность», не установлены, дорожная разметка не нанесена.

17 августа 2016 года составлен акт, в котором зафиксированы выявленные нарушения.

Представителем административного ответчика данные факты не оспаривались.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил обязанности обеспечить выполнение работ по установке указанных дорожных знаков на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с учетом его полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, предусмотренных Уставом муниципального образования «Альметьевский муниципальный район Республики Татарстан», и требований законодательства.

Доводы апелляционной жалобы исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о том, что исполнительный комитет не является надлежащим ответчиком по данному административному делу, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно пункту 4 статьи 6 Устава муниципального образования «Альметьевский муниципальный район Республики Татарстан» к вопросам местного значения района, в том числе, относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Сам по себе факт передачи автомобильных дорог города Альметьевска и инженерных сооружений на них на праве оперативного управления муниципальному автономному учреждению «Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» не препятствует исполнению данного решения, поскольку именно исполнительный комитет предоставляет субсидии на строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений. Указанное муниципальное автономное учреждение, как предусмотрено пунктом 2.3 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением «Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства» от 20 февраля 2012 года, вправе осуществлять права владения и пользования имуществом с согласия собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Такое задание может быть сформировано в соответствии с Положением о формировании муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Альметьевского муниципального района и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания.

Таким образом, исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в силу закона является ответственным лицом за соблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения и надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения. При этом судебная коллегия полагает, что принятые исполнительным комитетом в виде передачи автомобильных дорог города Альметьевска и инженерных сооружений на них на праве оперативного управления муниципальному автономному учреждению не обеспечили в полной мере выполнение органом местного самоуправления своих обязанностей, установленных вышеуказанными федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Неисполнение заинтересованным лицом своих обязанностей, не освобождает орган местного самоуправления от выполнения своих публично-правовых обязанностей по содержанию дорог.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 29 сентября 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33а-21038/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Альметьевский г.п.
Ответчики
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
25.11.2016[Адм.] Судебное заседание
29.11.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2016[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее