Решение по делу № 2а-175/2019 от 20.05.2019

Дело № 2а-175/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 июня 2019 года

                                                                                                   п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Паймина А.А.,

с участием прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Гришина В.А.,

представителя административного ответчика - Михайловой И.Н.,

представителя заинтересованного лица – Фёдоровой И.А.,

при секретаре Денисовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

установил:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, указывая, что прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики проведена проверка деятельности администрации Ибресинского района на предмет исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства. Проверкой установлено, что в здании, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности администрации Ибресинского района, находятся и осуществляют свою деятельность МБУ «Центр развития культуры» Ибресинского района и отдел ЗАГС администрации Ибресинского района. При этом, в нарушении вышеуказанного законодательства наружная лестница при входе в указанное здание не оборудована пандусом, что ограничивает свободный доступ инвалидов и маломобильных граждан в указанное здание.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Ибресинского района Чувашской Республики было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства .

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ на указанное представление за подписью главы администрации Ибресинского района, в котором было указано, что данное представление оставлено без рассмотрения, поскольку он подлежит рассмотрению МБУ «Центр развития культуры» Ибресинского района, в связи с тем, что вышеуказанное здание на праве оперативного управления закреплено за этим учреждением. Согласно п. 1.4. Устава МБУ «Центр развития культуры» Ибресинского района Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является Ибресинский район Чувашской Республики.

В соответствии с п. 1.5 Устава МБУ «Центр развития культуры» Ибресинского района Чувашской Республики полномочия учредителя и собственника имущества бюджетного учреждения от имени Ибресинского района Чувашской Республики осуществляет администрация Ибресинского района Чувашской Республики.

Согласно п. 1.1 Договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ администрация Ибресинского района закрепляет за учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество, расположенное по адресу: Чувашская <адрес> в соответствии с п.2.2 учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом без согласия администрации.

Административный истец, с учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан, в том числе инвалидов, обязать администрацию Ибресинского района Чувашской Республики оборудовать пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ для малобильных групп населения здание, расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец – прокурор Ибресинского района Чувашской Республики Гришин В.А., заявленные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, с оговоркой требования об обязании административного ответчика оборудовать пандусом здание, расположенное по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Настаивал на иске к административному ответчику - администрации Ибресинского района Чувашской Республики.

Представитель административного ответчика – Михайлова И.Н. заявив о непризнании административных исковых требований прокурора района, указала, что административный ответчик не является надлежащим ответчиком, поскольку здание, которое прокурор просит обязать оборудовать пандусом, находится в оперативном управлении МБУ «Центр развития культуры» Ибресинского района, им в свою очередь в ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт на капитальный ремонт этого здания, который включает также устройство пандуса у входа в районный дом культуры.

Представитель заинтересованного лица- Фёдорова И.А. просила административный иск прокурора удовлетворить, пояснила, что действительно организация которая она возглавляет на данный момент заключила контракт на капитальный ремонт здания <адрес> дома культуры по адресу: <адрес>, работы будут завершены к ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 9 Федерального закона N 181-ФЗ устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Согласно ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в России.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 были указаны в строительных нормах и правилах СниП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

Приказом Министерства регионального развития России от 27.12.2011 N 605, проведена актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил в рамках выполнения ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений". Действующий Свод правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам. Так, п. ДД.ММ.ГГГГ содержит требование к зданиям, согласно которому лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Прокурорской проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в здание, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности администрации Ибресинского района, где находятся и осуществляют свою деятельность МБУ «Центр развития культуры» Ибресинского района и отдел ЗАГС администрации Ибресинского района не оборудован пандусом, то есть не созданы условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения (л.д.4,5).

Данные обстоятельства ни одной из сторон не оспаривались и подтверждаются следующим.

Согласно договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ администрация Ибресинского района Чувашской Республики и муниципальное бюджетное учреждение «Центр развития культуры» Ибресинского района Чувашской Республики заключили договор предметом которого является закрепление за учреждением на праве оперативного управления, в том числе недвижимого имущества (л.д.9,10).

По акту приема-передачи муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ибресинского района передано муниципальному бюджетному учреждению «Центр развития культуры» Ибресинского района Чувашской Республики, для использования на праве оперативного управления в соответствии с уставной деятельностью, в том числе недвижимое имущество (л.д. 11).

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права закреплено за Муниципальным бюджетным учреждением «Центр развития культуры» Ибресинского района Чувашской Республики на праве оперативного управления здание Ибресинского дома культуры, находящееся по адресу: <адрес> (л.д. 12)

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Ибресинского района Чувашской Республики было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д.5).

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Ибресинского района поступил ответ на указанное представление за подписью главы администрации Ибресинского района, в котором было указано, что данное представление оставлено без рассмотрения, поскольку он подлежит рассмотрению МБУ «Центр развития культуры» Ибресинского района, в связи с тем, что вышеуказанное здание на праве оперативного управления закреплено за этим учреждением (л.д.8).

Судом также установлено, что между муниципальным бюджетным учреждением «Центр развития культуры» Ибресинского района Чувашской Республики и ООО «Мостстройинвест» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ на капитальный ремонт здания Ибресинского районного дома культуры по адресу: <адрес>.

Согласно п. 1.3 Контракта подрядчик обязуется выполнить все работы в соответствии со сметной документацией, СНиПам и с Техническим заданием (Приложение ) являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Согласно п. 3.1 Контракта, срок действия Контракта: не позднее ДД.ММ.ГГГГ

В приложении , в подпункте 9 предусмотрено наименование работ: раздел «Устройство пандуса» в количестве 1 шт.

В суде представитель заинтересованного лица Федорова И.А. пояснила, что работы по устройству пандуса на настоящий момент пока не завершены, предельный срок их завершения ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая данный спор, суд руководствуется приведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, что в адрес административного ответчика поступило представление прокурора Ибресинского района, которое ответчиком оставлено без рассмотрения, на день рассмотрения административного иска здание МБУ «РКЦ» пандусом не оборудовано, что в таком случае, дает основание судить о том, что административным ответчиком в нарушение действующего законодательства не создано условий для беспрепятственного доступа в здание районного дома малобильных групп населения (инвалидов), что существенно нарушает их законные права и интересы, соответственно, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора.

Доводы административного ответчика о том, что администрация Ибресинского района Чувашской Республики является ненадлежащим административным ответчиком, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В силу ч. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Вместе с тем, собственник, передавая свое имущество другому лицу на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, сохраняет за собой право собственности на это имущество.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения возлагается в силу прямого указания закона на собственника объекта социальной инфраструктуры, исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям, включая передачу объекта недвижимости на праве оперативного управления. При этом самостоятельная имущественная ответственность МБУ «РКЦ» Ибресинского района Чувашской Республики по своим обязательствам не освобождает администрацию Ибресинского района Чувашской Республики от публичной обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения, закрепленных на праве оперативного управления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Ибресинского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан, в том числе инвалидов, к зданию расположенному по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Ибресинского района Чувашской Республики оборудовать пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ для малобильных групп населения здание, расположенное по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца через Ибресинский районный суд Чувашской Республики.

Судья

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2а-175/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Ибресинского района Чувашской Республики
Другие
Муниципальное бюджетное учреждение "Центр развития культуры Ибресинского района Чувашской Республики
Суд
Ибресинский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
ibresinsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация административного искового заявления
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее