Решение по делу № 2-489/2022 от 20.01.2022

Дело № 2-489/2022 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края 3 марта 2022 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зыковой Е.И.,

при секретаре Светлаковой Т.Б.,

с участием истца Бурылова В.В.,

представителя ответчика – Басирова Р.Р., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Бурылова Виктора Васильевича к акционерному обществу « Уральский научно – исследовательский институт композиционных материалов» о признании незаконным распоряжения об отстранении на работе, взыскании заработной платы, восстановлении на работе,

УСТАНОВИЛ:

Бурылов В.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов» (далее – АО «УНИИКМ), просит признать незаконным распоряжение № 29 «Об отстранении от работы»; обязать работодателя восстановить на работе, взыскать задолженность по заработной плате с 01.12.2021 до восстановления на работе.

    Исковые требования мотивирует тем, что работает в    АО «УНИИКМ» в должности электромонтера. 30.11.2021 получил от работодателя распоряжение № 29, которым его отстранили от работы с 01.12.2021 г. с распоряжением истец не согласен. Считает, что отстранить от работы по абз.7 ст.76 ТК РФ, работодатель не мог, потому что в этом случае отстранения от работы может требовать только главный государственный санитарный врач и в отношении лиц, являющихся носителями возбудителей болезни. Работодатель, принуждая истца к вакцинации, отстранил от работы без сохранения заработной платы, тем самым вакцинация для него становится принудительной.

    В судебном заседании истец Бурылов В.В. пояснил, что на исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить по доводам искового заявления, вместе с тем указав, что трудовой договор с ним не расторгнут и требования о восстановлении на работе это фактически о его допуске до работы..

Представитель ответчика с иском не согласен, настаивает на доводах, изложенных в письменном отзыве (л.д.22-26).

    Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии статье 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе, по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ № 157 от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; отказ от профилактических прививок (ч. 1).

Отсутствие профилактических прививок влечёт: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2).

При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны: выполнять предписания медицинских работников; в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок (ч. 3).

Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 1).

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (ч. 2).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность (ч. 1).

Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3).

Согласно преамбуле Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 3 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус».

В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно ст. 11 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьёй 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о: проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Согласно Приказу Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям включена в том числе прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. С учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены (п. 8).

Она становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено постановление Главного государственного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

В соответствии с п.1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13.07.2021 N 206 (ред. от 25.10.2021) "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" постановление обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на промышленных предприятиях (производствах), на предприятиях агропромышленного комплекса;

Таким образом, в данную категорию попадают все лица, работающие на основании трудового договора в учреждении указанной сферы независимо от занимаемой должности, что также подтверждается пояснения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, как органа уполномоченного на разъяснение нормативных актов, исходящих от Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю.

Судом установлено:

Бурылов В.В. состоит в трудовых отношениях с АО «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов», занимает должность электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 6 разряда, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В соответствии с распоряжением № 29 от 29.11.2021 заместителя генерального директора по кадрам и безопасности Бурылова В.В. отстранили от работы в связи с отказом пройти обязательную вакцинацию против коронавирусной инфекции и не предоставлением сертификата установленной формы о медицинских противопоказаниях и (или) о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией без сохранения заработной платы. Распоряжение вручено Бурылову В.В. 30.11.2021 года (л.д.6).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что данное положение противоречит нормам ст.76 ТК РФ. С распоряжением не согласен, считает его противозаконным, нарушающим его права.

Проанализировав доводы истца в данной части, суд находит их ошибочными.

Согласно представленным документам, АО «УНИИКМ», относится к промышленным предприятиям.

Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н, в редакции от 03.02.2021, в соответствии с которым работники организаций транспорта и энергетики отнесены к приоритету 2 уровня.

В связи с этим работники АО «УНИИКМ» относятся к работающим на промышленных предприятиях, имеющим наиболее высокий риск заболевания COVID-19 и подлежащих обязательной вакцинации, а, следовательно, на них распространяется действие п.п.1.1 п.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 года № 206 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (л.д.28-33).

28.10.2021 исполняющим обязанности генерального директора АО «УНИИКМ» вынесен приказ № 2160 «Об исполнении решения Гласного государственного санитарного врача по Пермскому краю о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показания и предписания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю», согласно которого всем работникам предприятия в срок по 30.11.2021 предоставить в службу охраны труда, промышленной безопасности и окружающей среды документальное подтверждение прохождения вакцинации против COVID-19 вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной либо доказательств перенесения инфекции COVID-19 не более 6 месяцев назад, а при наличии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции – предоставить соответствующие медицинские документы о имеющихся противопоказаниях. С указанным приказом Бурылов В.В. ознакомлен 14.11.2021 года (л.д.37-38).

24.11.2021 года вынесен приказ генерального директора АО «УНИИКМ» № 2353 «О порядке отстранения от работы работников, не предоставивших документальное подтверждение прохождения вакцинации или доказательств перенесения инфекции или наличия противопоказаний к прививке» (л.д.40).

Истец от прохождения вакцинации отказался в связи с чем, распоряжением № 29 от 29.11.2021 года был отстранен от работы без сохранения заработной платы. С указанным распоряжением Бурылов В.В. был ознакомлен 30.11.20212, о чем имеется его роспись (л.д. 44).

Согласно разъяснениям Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением. Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан (п. 1).

Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих (п. 2). Согласно рекомендациям действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) работодателям рекомендовано: определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации (п. 1). Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать: сведения о необходимости вакцинации; сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры; порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации; порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке; информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 №157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации; должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками. Основания для издания приказа: постановление Главного государственного санитарного врача субъекта; подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; пункт 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; приказ Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (п. 2). Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись (п. 3). Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией (п. 4). В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации). Основание абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) (п. 6). Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись (п. 8).

Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое распоряжение работодателя об отстранении Бурылова В.В. от работы вынесено уполномоченным на то лицом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. С распоряжением об отстранении истец ознакомлен. Действующим законодательством предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей на основании приказа работодателя, в том числе в случае отказа от проведения обязательной профилактической прививки по эпидемиологическим показаниям.

Право на отказ от вакцинации в период нестабильной эпидемиологической обстановки, ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, при отсутствии медицинских противопоказаний, и не отстранение работника от контактов с лицами, которые по медицинским показаниям не могут поставить профилактическую прививку, нарушает права и свободы таких лиц, что недопустимо, такое право может быть ограничено, в том числе путем отстранения от выполнения работы.

В данном случае право работодателя на отстранение истца от работы отвечает требованиям ст. 76 ТК РФ и согласуется с положениями ч.3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и направлено, в том числе на защиту прав и законных интересов иных работников предприятия.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также принимает во внимание, что оспариваемое распоряжение издано на основании абз.8 ч.1 ст. 76 ТК РФ, п.2 ст.5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», приказа Минздрава России от 21.03.2014 №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13.07.2021г. №206 «О проведении и профилактических прививок отдельным группам граждане по эпидемическим показаниям», приказа Пермского военизированного отряда от 01.12.2021г.№62 «Об организации проведения профилактических прививок», которые в установленном законом порядке не оспорены, незаконными либо недействительными не признаны, до настоящего времени не отменены, соответственно являются действующими.

Со всеми приказами и распоряжениями Бурылов В.В., ознакомлен в установленном порядке.

Довод истца о том, что работа истца не перечислена в перечне, установленном Постановлением Правительства РФ № 825 от 15 июля 1999 года, ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлении Правительства РФ № 825 от 15 июля 1999 года не содержат положений об отстранении работников, несостоятельны, основаны на неверном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судом во внимание не принимаются. Судом установлено и доказательств обратного суду не представлено, что отстранение истца от работы произведено в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства.

На основании изложенного в удовлетворении требований истца о признании распоряжения № 29 от 29.11.2021 об отстранении от работы незаконным, следует отказать.

Поскольку отстранение Бурылова В.В. признано судом законным и обоснованным, требования о начислении и взыскании заработной платы, компенсации за период отстранения не подлежат удовлетворению в виду отсутствия нарушения трудовых прав истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Бурылову Виктору Васильевичу в удовлетворении исковых требований к акционерному обществу «Уральский научно – исследовательский институт композиционных материалов» о признании незаконным распоряжения об отстранении на работе, взыскании заработной платы, восстановлении на работе, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись     Е.И.Зыкова

Копия верна. Судья

    Подлинное решение подшито в материалах дела № 2-489/2022 (59RS0027-01-2022-000205-69), дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края

2-489/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бурылов Виктор Васильевич
Кунгурский городской прокурор
Ответчики
Акционерное общество "УНИИКМ"
Чунаев Владимир Юрьевич
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Зыкова Елена Игоревна
Дело на странице суда
kungur.perm.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Подготовка дела (собеседование)
14.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022Дело оформлено
03.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее