Дело №33-1402/2024 (№33-15250/2023)
№ 2 - 4563/2023 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)
Судья Подгайная Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 08 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Высочанской О.Ю.
судей Цыбиной И.Н., Журавлевой В.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Артема Сергеевича к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение, по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 18.10.2023.
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения истца Волкова А.С., возражавшего против отмены постановленного решения, изучив материалы дела, судебная коллеги
установила:
Волков А.С. обратился с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить на территории муниципального образования город Пермь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения за счет субвенций, передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать Т. и отец В. лишены родительских прав решением Ленинского районного суда г. Перми 27.12.2006. Истец включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми. Истец достиг возраста 18 лет, не пребывает в учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, созданных в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к прохождению военной службы по призыву не подлежит, наказание в виде лишения свободы не отбывает.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от 18.10.2023 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что отсутствие соответствующих субвенций является основанием для отказа в удовлетворении иска. Выделение требуемых субвенций осуществляет Правительство Пермского края.
Администрация г. Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Администрация г. Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).
Из материалов дела следует, что Волков А.С., ** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – Т. и отец – В. решением Ленинского районного суда г. Перми от 27.12.2006 лишены родительских прав (л.д. 43-45).
Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц Департамента образования администрации г. Перми № ** от 18.01.2007 над несовершеннолетним Волковым А.С. установлена опека, опекуном назначена В3., место жительства несовершеннолетнего определено совместно с опекуном по адресу: **** (л.д. 26).
Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми № ** от 11.09.2017 на ГКУ СО ПК «ЦПЛ» возложена обязанность по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетнего Волкова А.С. (л.д. 46).
Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми № ** от 19.09.2022 Ж. назначена попечителем по договору о приемной семье, место жительства несовершеннолетнего определено совместно с попечителем по договору о приемной семье по адресу: **** (л.д. 47-48).
Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми № ** от 07.10.2022 разрешено раздельное проживание Волкова А.С. и попечителя по договору о приемной семье, место жительства несовершеннолетнего определено по адресу: **** (л.д. 49-50).
Истец зарегистрирован с 02.11.2005 по адресу: **** (л.д. 8, 133), согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости снят с кадастрового учета 23.01.2015 (л.д. 54-59). Из ответа МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» от 28.09.2022 следует, что Волков А.С. не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма муниципального жилого помещения расположенного на территории г. Перми. Жилое помещение по адресу: **** в реестре имущества муниципальной казны города Перми не числится. В ответе Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 29.09.2022 указано, что жилое помещение по адресу: **** в реестре жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов не числится (л.д. 53).
Истец фактически проживает по адресу: ****, собственником которого не является (л.д. 64-77).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 20.01.2023 № 77 Волков А.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 20).
24.08.2023 Управлением жилищных отношений администрации г. Перми сообщено, что Волков А.С. включен в список по г. Перми с 20.01.2023, по состоянию на 21.08.2023 порядковый номер в списке **. Жилое помещение будет предоставлено с учетом даты возникновения права на обеспечение жильем специализированного жилищного фонда, при наличии свободных жилых помещений (л.д. 10).
Какие-либо иные жилые помещения, пригодные для проживания, а также жилые помещения на праве собственности у истца отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений (л.д. 134).
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела истец не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, в собственности жилых помещений, пригодных для проживания, не имеет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы поводом к отмене судебного решения быть не могут.
Возлагая соответствующие обязанности на ответчика, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию г.Перми.
При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.
Факт недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), также не влечет отмену решения суда, поскольку не имеет правового значения для разрешения спора. Это обстоятельство не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий.
Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 18.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Мотивированное апелляционное определение составлено 09.02.2024.