18RS0014-01-2020-001237-13
Дело № 2а-815/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2020 года пос. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Старковой Т.М.,
при секретаре Семиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Игринского района УР в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Беляевское» о понуждении к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых отходов на территории МО «Беляевское»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Игринского района Удмуртской Республики обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Беляевское» о понуждении к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых отходов на территории МО «Беляевское», указав при этом, что прокуратурой Игринского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами была проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения закона. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст.51 Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ). Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 № 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии со ст. 37 Закона № 131-Ф3 местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования. Уставом МО «Беляевское», принятым решением Совета депутатов МО «Беляевское» от 01.12.2005 №1 закреплено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии со ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. В силу приведенных выше положений нормативно-правовых актов в обязанность МО «Беляевское» входит организация мероприятий по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Постановлением Правительства УР от 22.05.2017 № 213 утверждена «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике». В соответствии с разделом IV в Схеме под местами накопления ТКО понимаются контейнерные площадки, бункеры для крупногабаритных отходов или способ сбора мешками для мусора непосредственно в мусоровозы в соответствии с графиком обслуживания (так называемый «мешочный сбор»), расположение которых установлено в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Система сбора, накопления, транспортирования и хранения отходов в районных центрах аналогична системе обращения с отходами в городских округах, за исключением обязательного устройства собственного полигона отходов. Таким образом, система обращения с отходами для таких населенных пунктов включает централизованный сбор отходов посредством установки контейнерных площадок (с организацией площадки для сбора крупногабаритных отходов), их транспортировку на кустовой полигон ТКО. В сельских поселениях, имеющих постоянное транспортное сообщение с районными центрами, частично организован регулярный сбор и вывоз отходов по схеме, принятой в близлежащих населенных пунктах, - контейнерный или безконтейнерный сбор, с вывозом отходов по утвержденному графику, с обустройством площадок временного складирования отходов. Постановлением Администрации МО «<адрес>» от 25.12.2018 №2162 утвержден Реестр мест площадок накопления и график вывоза ТКО. Реестром установлен адрес места сбора ТКО: УР, <адрес>, д. Сепож, <адрес>. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу площадка временного складирования отходов не оборудована, водонепроницаемое покрытие отсутствует. Согласно ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Непринятие мер по установлению (обустройству) на территории муниципального образования «Беляевское» по адресу: УР, <адрес>, д. Сепож, <адрес> площадки временного складирования отходов, отвечающей требованиям действующего законодательства, приводит к невозможности организации на территории муниципального образования «Беляевское» надлежащего накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного), что нарушает законодательство об отходах производства и потребления, а также санитарно- эпидемиологическое законодательство, что приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данном случае круг лиц установить невозможно. <адрес> УР просил суд признать бездействие Администрации МО «Беляевское» по надлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Беляевское» незаконным; возложить на Администрацию МО «Беляевское» обязанность по надлежащей организации накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Беляевское» по адресу: УР, <адрес>, д. Сепож, <адрес> путем установки площадки для сбора мусора и ее обустройству в соответствии с требованиями действующего законодательства, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
До рассмотрения административного дела по существу от административного истца - прокурора <адрес> Удмуртской Республики поступило заявление об отказе от административного иска и прекращении производства по делу. Последствия отказа от административного иска и прекращения производства по административному делу, предусмотренные ст. ст. 46,157, 195 КАС РФ понятны. При этом административное дело просят рассмотреть в отсутствие представителя прокуратуры.
Представитель Администрации МО «Беляевское» в судебное заседание также не явился.
Суд, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 2, 5 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. При этом, суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Исходя из того, что отказ административного истца от административного иска не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд считает возможным принять данный отказ.
Последствия принятия судом отказа административного истца от административного иска и прекращения производства по административному делу, истцу понятны.
В соответствии со статьей 195 КАС РФ, повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Руководствуясь ст. ст. 46, 194,195, 199 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ административного истца – прокурора <адрес> Удмуртской Республики от административного иска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Беляевское» о понуждении к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых отходов на территории МО «Беляевское».
Производство по административному делу по административному иску прокурора <адрес> УР в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Беляевское» о понуждении к выполнению мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых отходов на территории МО «Беляевское», прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня вынесения путем подачи частной жалобы (представления) через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Судья: