Решение по делу № 2-1116/2023 от 10.04.2023

68RS0002-01-2023-000927-86

РЕШЕНИЕ

по делу № 2-1116/2023

Именем Российской Федерации

30 июня 2023 г.

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

с участием прокурора Коржа И.П.,

при секретаре Перелыгиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самуйленкова В В к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Пенсионер Министерства обороны РФ, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Самуйленков В.В. обратился с иском к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска заявитель указал, что решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022 года, вступившим в законную силу 27.02.2023 года, действия военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты ему надбавки к пенсии за работу в 30 км зоне Чернобыльской АЭС с 01.04.2022 года признаны незаконными.

Государственная функция по возмещению вреда, причиненного гражданам при прохождении военной службы, возложена на военный комиссариат законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Истец, как инвалид вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получает меры государственной социальной поддержки в военном комиссариате Тамбовской области.

Именно при исполнении названной выше государственной функции и возник спор между истцом и военным комиссариатом Тамбовской области, что подтверждается указанным выше судебным решением Ленинского районного суда г. Тамбова.

В результате установленных судом неправомерных действий военного комиссариата истцу был нанесен моральный вред, выразившийся в ограничении его личных неимущественных прав, а также в резком ухудшении состояния здоровья (последствие перенесенного острого нервного стресса). Истец является гражданином с ограниченными физическими возможностями, что подтверждается экспертным заключением МСЭК и по медицинским показаниям ему исключено перенесение каких-либо дополнительных нервных стрессовых нагрузок. Моральное унижение истца военкоматом длилось значительное время, (с 01.04.2022 года по 27.02.2023 года), что способствовало возникновению острого заболевания.

Также, в неправомерных действиях ВКТО имеется элемент злостности, поскольку после внесенного военным прокурором Тамбовского гарнизона в адрес военного комиссара Тамбовской области представления об устранении выявленных нарушений законодательства ввиду незаконного лишения истца надбавки к пенсии, военный комиссар продолжал ограничивать право Самуйленкова В.В. на данную надбавку, вынудив его обращаться в суд.

Истец просил взыскать в его пользу с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей.

В судебном заседании истец поддержал свои требования по изложенным в иске основаниям.

Ответчики подали возражения на иск, в которых указали, что обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на государственные органы или должностных лиц этих органов при наличии вины указанных органов и лиц в причинении вреда.

Если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину, то основания для компенсации морального вреда по правилам норм главы 59 ГК РФ отсутствуют. Что касается компенсации морального вреда, причиненного правомерными действиями причинителя вреда (то есть в отсутствие противоправности деяния), то она должна быть прямо предусмотрена законом.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что Министерство обороны Российской Федерации являлось непосредственным причинителем вреда, либо совершило какие-либо противоправные действия, истцом не представлены. Министерство обороны Российской Федерации не является причинителем вреда истцу, а также никаким образом не способствовало совершенному, в связи с чем, правовые основания для возмещения морального вреда отсутствуют.

В судебном заседании представитель ответчиков Черных Л.Н. возражала против удовлетворения иска по указанным в отзыве основаниям.

Судом был допрошен свидетель, чьи показания будут изложены ниже.

Прокурор полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает возможным удовлетворить исковые требования.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022 года, вступившим в законную силу, Военный комиссариат Тамбовской области обязан возобновить выплату Самуйленкову В В с 01.04.2022г. надбавки к пенсии, предусмотренной п.2 ч.1 ст.30 закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 30 % минимальной пенсии по возрасту.

Признаны незаконными действия Военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты указанной надбавки к пенсии Самуйленкова В В с 01.04.2022г.

В означенном судебном акте установлено, что Самуйленков В.В. является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ с 04.11.2000г., которая выплачивается ему военным комиссариатом Тамбовской области. Истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, *** вследствие этого, получает от ВКТО суммы в возмещение вреда здоровью.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до 18 июля 2006 г.) для ликвидаторов, участвовавших в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, предоставлялось право на установление надбавки к пенсии в размере 30% от минимального размера пенсии по возрасту.

Статьей 17 Федерального закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было установлено понятие минимальной пенсии по возрасту, которая в соответствии со статьей 7 Закона подлежала индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном порядке.

Правила применения минимальных пенсий для начисления надбавок к пенсии (в редакции, действовавшей до 1 января 2002 г.) в Министерстве обороны Российской Федерации регламентируются статьей 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в соответствии с которой надбавки к пенсиям определяются исходя из минимального размера пенсии, установленного законодательством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливался коэффициент индексации, который применялся для повышения минимального размера пенсии, в соответствии с которым и повышалась надбавка к пенсии для ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

С 1 января 2002 г. пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором понятие о минимальном размере пенсии не упоминается.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 68-ФЗ были внесены изменения в часть первую статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которым слова «установленного законодательством Российской Федерации» (в отношении минимальной пенсии) заменены словами 185 руб. 32 коп., индексируемого в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации трудовых пенсий.

То есть, минимальный размер пенсии, исходя из которого определялась надбавка к пенсии бывшим военнослужащим установлен 185 рублей 32 копейки и подлежал индексации в порядке, аналогичном индексации трудовых пенсий.

Периодически постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливался коэффициент индексации, который применялся для увеличения надбавки к пенсии для ликвидаторов аварии на ЧАЭС, рассчитываемый от минимального размера пенсии -185 руб. 32 коп.

Нормативные положения п. 2 ч. 1 ст. 30, т.е. право на установление надбавки к пенсии в размере 30% от минимального размера пенсии по возрасту Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были исключены Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом действие данного закона было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Лицам, которым данная надбавка была установлена ранее вступивших в силу изменений, продолжалась выплачиваться таковая в размере 100 рублей 82 копейки, в том числе и Самуйленкову В.В.

24.02.2022г. истец обратился в ВКТО с заявлением о переходе на иной, наиболее выгодный для него вид пенсии: с пенсии по выслуге лет на пенсию по инвалидности. С 01.04.2022г. он стал получать пенсию по инвалидности, однако указанная надбавка перестала ему выплачиваться военкоматом со ссылкой на ее отмену Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Суд в обозначенном судебном акте пришел к выводу, что правоотношения сторон по пенсионному обеспечению Самуйленкова В.В. и предоставлению ему социальных льгот, как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС, возникли в 2000г., т.е. закон от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в отношении спорной надбавки к истцу применен быть не может. То есть, уменьшение ответчиком объема предоставляемых истцу социальных льгот (прекращение выплаты спорной надбавки) не основано на законе.

Заместителем военного прокурора Тамбовского гарнизона 02.11.2022г. в адрес военного комиссара Тамбовской области внесено представление об устранении нарушения прав истца, которое не было исполнено военкоматом.

Означенные обстоятельства в силу ст.61 ГПК РФ обязательны для суда при рассмотрении настоящего спора и не нуждаются в повторном доказывании.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из данной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, государство, по смыслу статьи53 Конституции Российской Федерации, несёт обязанность возмещения вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных её сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997г. N18-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2009г. N1005-О-О, от 25 мая 2017г. N1117-О, от 16 января 2018г. N7-О).

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации). Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам, принадлежащим гражданину от рождения отнесены жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя и т.д. Нематериальные блага защищаются в соответствие с ГК РФ и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренными, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

В силу ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Пленум ВС РФ разъяснил, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях.

Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100ГК РФ).

По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064ГК РФ). По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101ГК РФ).

Исходя из содержания понятия морального вреда, указанного выше, и исследованных доказательств по делу, суд полагает, что истцу в результате незаконных действий военкомата, наделенного публичными полномочиями, был причинен моральный вред, и Самуйленков В.В. имеет право на его компенсацию. При этом суд считает, что отказ в выплате причитающейся по закону надбавки к пенсии повлек за собой острую психотравмирующую ситуацию для истца. По сути, ВКТО олицетворял перед истцом государство, от имени и в интересах которого Самуйленков В.В. принимал участие в ликвидации последствий ядерной катастрофы. Незаконная позиция ответчика, априори, вызывала у истца разочарование, обиду и негодование и нарушала достоинство ликвидатора аварии на ЧАЭС.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями истца и свидетеля ФИО11 подтвердившего наличие острого стресса у Самуйленкова В.В. в связи с недоплатой надбавки к пенсии.

На основании ст.1101 ГК РФ суд полагает, что компенсация морального вреда Самуйленкову В.В. должна быть равна 15 000 рублей (как просит истец). При этом суд учитывает указанный выше характер и объем причиненных ему нравственных страданий, его индивидуальные особенности, а также требования разумности и справедливости. В связи с изложенным, означенная сумма представляется суду справедливой и достаточной компенсацией причиненного истцу морального вреда.

Причинно-следственная связь между возникшими у истца заболеваниями и действиями ВКТО судом не установлена.

К отношениям, связанным с причинением вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, применяются нормы главы 59 (Обязательства вследствие причинения вреда) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Основания и порядок возмещения государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, закреплены в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за её счёт. В соответствии с указанной нормой закона, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу пункта первого статьи125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подпунктом первым пункта 3 статьи158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что в случае причинения вреда гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов при исполнении ими служебных обязанностей его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счёт соответствующей казны (казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации). При этом обязанность по возмещению вреда, причинённого гражданину или юридическому лицу в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации, возникает в случае установления вины должностных лиц государственных органов в причинении данного вреда.

Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинён вред. Критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. N1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее также - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации).

Согласно пункту 1 раздела I названного Положения Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Основные задачи Министерства обороны Российской Федерации определены в пункте 3 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, в их числе: нормативно-правовое регулирование в области обороны; координация и контроль деятельности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

В силу пункта 10 раздела III Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.

Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет в том числе текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 раздела III Положения).

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012г. N1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.

Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения о военных комиссариатах).

Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о военных комиссариатах является, в том числе: осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39); реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40).

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации и его территориальные органы (военные комиссариаты) в силу приведённых правовых норм уполномочены производить реализацию мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

При этом Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий, несёт ответственность от имени Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности за его должностных лиц и территориальных органов, в случае их незаконных действий (бездействия), если такими действиями (бездействием) физическому или юридическому лицу причинён вред.

На основании изложенного следует взыскать в пользу Самуйленкова В.В. с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ компенсацию морального вреда за счет средств казны Российской Федерации. В иске к военному комиссариату Тамбовской области следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Самуйленкова В В удовлетворить.

Взыскать в пользу Самуйленкова В В с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей за счет средств казны Российской Федерации.

В удовлетворении иска к Военному комиссариату Тамбовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 5 июля 2023г.

Судья:

68RS0002-01-2023-000927-86

РЕШЕНИЕ

по делу № 2-1116/2023

Именем Российской Федерации

30 июня 2023 г.

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

с участием прокурора Коржа И.П.,

при секретаре Перелыгиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самуйленкова В В к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Пенсионер Министерства обороны РФ, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Самуйленков В.В. обратился с иском к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска заявитель указал, что решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022 года, вступившим в законную силу 27.02.2023 года, действия военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты ему надбавки к пенсии за работу в 30 км зоне Чернобыльской АЭС с 01.04.2022 года признаны незаконными.

Государственная функция по возмещению вреда, причиненного гражданам при прохождении военной службы, возложена на военный комиссариат законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Истец, как инвалид вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получает меры государственной социальной поддержки в военном комиссариате Тамбовской области.

Именно при исполнении названной выше государственной функции и возник спор между истцом и военным комиссариатом Тамбовской области, что подтверждается указанным выше судебным решением Ленинского районного суда г. Тамбова.

В результате установленных судом неправомерных действий военного комиссариата истцу был нанесен моральный вред, выразившийся в ограничении его личных неимущественных прав, а также в резком ухудшении состояния здоровья (последствие перенесенного острого нервного стресса). Истец является гражданином с ограниченными физическими возможностями, что подтверждается экспертным заключением МСЭК и по медицинским показаниям ему исключено перенесение каких-либо дополнительных нервных стрессовых нагрузок. Моральное унижение истца военкоматом длилось значительное время, (с 01.04.2022 года по 27.02.2023 года), что способствовало возникновению острого заболевания.

Также, в неправомерных действиях ВКТО имеется элемент злостности, поскольку после внесенного военным прокурором Тамбовского гарнизона в адрес военного комиссара Тамбовской области представления об устранении выявленных нарушений законодательства ввиду незаконного лишения истца надбавки к пенсии, военный комиссар продолжал ограничивать право Самуйленкова В.В. на данную надбавку, вынудив его обращаться в суд.

Истец просил взыскать в его пользу с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей.

В судебном заседании истец поддержал свои требования по изложенным в иске основаниям.

Ответчики подали возражения на иск, в которых указали, что обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на государственные органы или должностных лиц этих органов при наличии вины указанных органов и лиц в причинении вреда.

Если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину, то основания для компенсации морального вреда по правилам норм главы 59 ГК РФ отсутствуют. Что касается компенсации морального вреда, причиненного правомерными действиями причинителя вреда (то есть в отсутствие противоправности деяния), то она должна быть прямо предусмотрена законом.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что Министерство обороны Российской Федерации являлось непосредственным причинителем вреда, либо совершило какие-либо противоправные действия, истцом не представлены. Министерство обороны Российской Федерации не является причинителем вреда истцу, а также никаким образом не способствовало совершенному, в связи с чем, правовые основания для возмещения морального вреда отсутствуют.

В судебном заседании представитель ответчиков Черных Л.Н. возражала против удовлетворения иска по указанным в отзыве основаниям.

Судом был допрошен свидетель, чьи показания будут изложены ниже.

Прокурор полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает возможным удовлетворить исковые требования.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022 года, вступившим в законную силу, Военный комиссариат Тамбовской области обязан возобновить выплату Самуйленкову В В с 01.04.2022г. надбавки к пенсии, предусмотренной п.2 ч.1 ст.30 закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 30 % минимальной пенсии по возрасту.

Признаны незаконными действия Военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты указанной надбавки к пенсии Самуйленкова В В с 01.04.2022г.

В означенном судебном акте установлено, что Самуйленков В.В. является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ с 04.11.2000г., которая выплачивается ему военным комиссариатом Тамбовской области. Истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, *** вследствие этого, получает от ВКТО суммы в возмещение вреда здоровью.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до 18 июля 2006 г.) для ликвидаторов, участвовавших в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, предоставлялось право на установление надбавки к пенсии в размере 30% от минимального размера пенсии по возрасту.

Статьей 17 Федерального закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было установлено понятие минимальной пенсии по возрасту, которая в соответствии со статьей 7 Закона подлежала индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном порядке.

Правила применения минимальных пенсий для начисления надбавок к пенсии (в редакции, действовавшей до 1 января 2002 г.) в Министерстве обороны Российской Федерации регламентируются статьей 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в соответствии с которой надбавки к пенсиям определяются исходя из минимального размера пенсии, установленного законодательством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливался коэффициент индексации, который применялся для повышения минимального размера пенсии, в соответствии с которым и повышалась надбавка к пенсии для ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

С 1 января 2002 г. пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором понятие о минимальном размере пенсии не упоминается.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 68-ФЗ были внесены изменения в часть первую статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которым слова «установленного законодательством Российской Федерации» (в отношении минимальной пенсии) заменены словами 185 руб. 32 коп., индексируемого в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации трудовых пенсий.

То есть, минимальный размер пенсии, исходя из которого определялась надбавка к пенсии бывшим военнослужащим установлен 185 рублей 32 копейки и подлежал индексации в порядке, аналогичном индексации трудовых пенсий.

Периодически постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливался коэффициент индексации, который применялся для увеличения надбавки к пенсии для ликвидаторов аварии на ЧАЭС, рассчитываемый от минимального размера пенсии -185 руб. 32 коп.

Нормативные положения п. 2 ч. 1 ст. 30, т.е. право на установление надбавки к пенсии в размере 30% от минимального размера пенсии по возрасту Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были исключены Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом действие данного закона было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Лицам, которым данная надбавка была установлена ранее вступивших в силу изменений, продолжалась выплачиваться таковая в размере 100 рублей 82 копейки, в том числе и Самуйленкову В.В.

24.02.2022г. истец обратился в ВКТО с заявлением о переходе на иной, наиболее выгодный для него вид пенсии: с пенсии по выслуге лет на пенсию по инвалидности. С 01.04.2022г. он стал получать пенсию по инвалидности, однако указанная надбавка перестала ему выплачиваться военкоматом со ссылкой на ее отмену Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Суд в обозначенном судебном акте пришел к выводу, что правоотношения сторон по пенсионному обеспечению Самуйленкова В.В. и предоставлению ему социальных льгот, как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС, возникли в 2000г., т.е. закон от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в отношении спорной надбавки к истцу применен быть не может. То есть, уменьшение ответчиком объема предоставляемых истцу социальных льгот (прекращение выплаты спорной надбавки) не основано на законе.

Заместителем военного прокурора Тамбовского гарнизона 02.11.2022г. в адрес военного комиссара Тамбовской области внесено представление об устранении нарушения прав истца, которое не было исполнено военкоматом.

Означенные обстоятельства в силу ст.61 ГПК РФ обязательны для суда при рассмотрении настоящего спора и не нуждаются в повторном доказывании.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из данной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, государство, по смыслу статьи53 Конституции Российской Федерации, несёт обязанность возмещения вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных её сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997г. N18-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2009г. N1005-О-О, от 25 мая 2017г. N1117-О, от 16 января 2018г. N7-О).

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации). Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам, принадлежащим гражданину от рождения отнесены жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя и т.д. Нематериальные блага защищаются в соответствие с ГК РФ и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренными, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

В силу ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Пленум ВС РФ разъяснил, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях.

Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100ГК РФ).

По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064ГК РФ). По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101ГК РФ).

Исходя из содержания понятия морального вреда, указанного выше, и исследованных доказательств по делу, суд полагает, что истцу в результате незаконных действий военкомата, наделенного публичными полномочиями, был причинен моральный вред, и Самуйленков В.В. имеет право на его компенсацию. При этом суд считает, что отказ в выплате причитающейся по закону надбавки к пенсии повлек за собой острую психотравмирующую ситуацию для истца. По сути, ВКТО олицетворял перед истцом государство, от имени и в интересах которого Самуйленков В.В. принимал участие в ликвидации последствий ядерной катастрофы. Незаконная позиция ответчика, априори, вызывала у истца разочарование, обиду и негодование и нарушала достоинство ликвидатора аварии на ЧАЭС.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями истца и свидетеля ФИО11 подтвердившего наличие острого стресса у Самуйленкова В.В. в связи с недоплатой надбавки к пенсии.

На основании ст.1101 ГК РФ суд полагает, что компенсация морального вреда Самуйленкову В.В. должна быть равна 15 000 рублей (как просит истец). При этом суд учитывает указанный выше характер и объем причиненных ему нравственных страданий, его индивидуальные особенности, а также требования разумности и справедливости. В связи с изложенным, означенная сумма представляется суду справедливой и достаточной компенсацией причиненного истцу морального вреда.

Причинно-следственная связь между возникшими у истца заболеваниями и действиями ВКТО судом не установлена.

К отношениям, связанным с причинением вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, применяются нормы главы 59 (Обязательства вследствие причинения вреда) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Основания и порядок возмещения государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, закреплены в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за её счёт. В соответствии с указанной нормой закона, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу пункта первого статьи125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подпунктом первым пункта 3 статьи158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что в случае причинения вреда гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов при исполнении ими служебных обязанностей его возмещение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, за счёт соответствующей казны (казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации). При этом обязанность по возмещению вреда, причинённого гражданину или юридическому лицу в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации, возникает в случае установления вины должностных лиц государственных органов в причинении данного вреда.

Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинён вред. Критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. N1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее также - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации).

Согласно пункту 1 раздела I названного Положения Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Основные задачи Министерства обороны Российской Федерации определены в пункте 3 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, в их числе: нормативно-правовое регулирование в области обороны; координация и контроль деятельности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

В силу пункта 10 раздела III Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.

Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет в том числе текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 раздела III Положения).

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012г. N1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.

Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения о военных комиссариатах).

Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о военных комиссариатах является, в том числе: осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39); реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40).

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации и его территориальные органы (военные комиссариаты) в силу приведённых правовых норм уполномочены производить реализацию мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

При этом Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий, несёт ответственность от имени Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности за его должностных лиц и территориальных органов, в случае их незаконных действий (бездействия), если такими действиями (бездействием) физическому или юридическому лицу причинён вред.

На основании изложенного следует взыскать в пользу Самуйленкова В.В. с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ компенсацию морального вреда за счет средств казны Российской Федерации. В иске к военному комиссариату Тамбовской области следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Самуйленкова В В удовлетворить.

Взыскать в пользу Самуйленкова В В с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей за счет средств казны Российской Федерации.

В удовлетворении иска к Военному комиссариату Тамбовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 5 июля 2023г.

Судья:

2-1116/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Тамбова
Самуйленков Владимир Васильевич
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Военный комиссариат Тамбовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Судья
Изгарёва Ирина Васильевна
Дело на странице суда
sud24.tmb.sudrf.ru
10.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2023Передача материалов судье
11.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.05.2023Предварительное судебное заседание
20.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее