Решение по делу № 2а-6879/2021 от 08.12.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                       28 декабря 2021 года

Индустриальный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО6 при помощнике ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 по ФИО1 краю, ФИО7 России по ФИО1 краю, ФСИН ФИО1 об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия) выразившиеся в ненадлежащем обеспечении горячим водоснабжением, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО8 России по ФИО1 краю об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действий (бездействия) выразившиеся в ненадлежащем обеспечении горячим водоснабжением, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Просил признать бездействие административных ответчиков незаконным, взыскать с административных ответчиков компенсацию за нарушение условий содержания в размере двадцати одной тысячи рублей.

В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ содержится в камере исправительного учреждения ФКУ ИК-6 ФИО1 по ФИО1 краю, в которой отсутствует горячее водоснабжение. Истец был лишён возможности умываться, чистить зубы, стирать вещи и мыть полы теплой водой. Полагал, что отсутствие горячего водоснабжения нарушает его права, гарантированные ст. 21 Конституции РФ, ст. 3 Конвенции о защите прав человека, п. 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Определением суда в качестве административного соответчика к участию в деле привлечена ФСИН России.

Представителем ответчиков ФИО4 представлены возражения, согласно которым горячее водоснабжение в ФИО9 ФИО1 по ФИО1 краю обеспечивалось путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административный истец пользовался горячей водой, Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФКУ ИК-6 ФИО1 по ФИО1 краю имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники. Также в возражениях приведены доводы, в том числе, об отсутствии обязанности обеспечения осужденных горячей водой в камере, а также о несогласии с размером денежной компенсации.

Административный истец и административные ответчики, уведомленные надлежащем образом о времени и месте рассмотрения административного искового заявления, в суд не явились; каких-либо ходатайств по существу рассмотрения дела в суд не подано.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей и реализует их по своему усмотрению, что является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения административного искового заявления, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, представление доказательств и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом административного искового заявления по существу, что полностью согласуется с положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

При изложенных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть административно исковое заявление в отсутствие сторон и их представителей.

Изучив материалы дела суд приходит к следующему:

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.

Частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр (далее – Свод правил), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Указанные положения Свода правил распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (пункт 1.1).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осужден <адрес> к пожизненному лишению свободы.

Административный истец с ДД.ММ.ГГГГ по дату рассмотрения настоящего иска содержится в ФИО10 ФИО1 по ФИО1 краю. При этом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере содержания административного истца отсутствовало горячее водоснабжение.

Из обстоятельств дела и пояснений административного истца, представленных судье <адрес>, следует, что горячая вода подаётся в камеру, в которой содержится административный истец, с ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства административными ответчиками не оспариваются.

На момент начала постройки зданий ФИО11 ФИО1 по ФИО1 краю, система водоснабжения и канализации были спроектированы в соответствии с «Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД ФИО1». Горячая вода подается только на хозяйственно-бытовые нужды объекта от сетей теплоснабжения. Исправительное учреждение находится в посёлке <адрес> ФИО1 ФИО12, где услуги по обеспечению граждан холодным водоснабжением осуществляется ФИО13, услуг по горячему водоснабжению в посёлке <адрес> ФИО14 не предоставляется.

Горячее водоснабжение в ФИО15 ФИО1 по ФИО1 ФИО16 обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. Административный истец имеет возможность использовать горячую воду при процедурах личной гигиены в душевых. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФИО17 ФИО1 по ФИО1 ФИО18 имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники.

Из представленных материалов дела судом установлено, что проектной документацией горячего водоснабжения в камерах, где осужденные отбывают наказание не предусмотрено; горячее водоснабжение в камерах исправительных учреждений отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, копией заключения по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой в связи с внесением органом прокуратуры начальнику ФИО19 ФИО1 по ФИО1 ФИО20 представления по факту отсутствия горячего водоснабжения.

Доводы представителя административных ответчиков о том, что в соответствии с проектом и рабочей документацией здания ФИО21 ФИО1 по ФИО1 краю, подведение горячего водоснабжения в каждую камеру, где содержатся осужденные, не предусмотрено, а проекты на строительство прошли государственную экспертизу и соответствовали требованиям, предъявляемым к указанным зданиям, действующим в период проектирования, о том, что ни один нормативный акт не обязывает учреждение обеспечить горячим водоснабжением, в данном случае административного истца, в камере, где он отбывает наказание, судом не принимаются в связи с изложенными выше нормативными положениями закона, подлежащими применению в рассматриваемых правоотношениях.

Доводы административных ответчиков о том, что действие Свода правил распространяются на проектирование в строящихся и реконструируемых объектах, и не распространяются на объект капитального строительства «Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4», судом не принимаются, так как фактически ставят в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции и Свода правил с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2018 года.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30.08.1955 первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в постановлении от 25.11.2010 «Дело «К.Р. против Российской Федерации», указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Таким образом, судом достоверно установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере исправительного учреждения, где отбывает наказание административный истец, горячее водоснабжение отсутствовало, в связи с чем истец вынужден при выполнении гигиенических процедур, стирке элементов одежды, влажной уборке камеры, использовать холодную воду, что в силу вышеизложенных требований закона является нарушением условий содержания истца в исправительном учреждении, следовательно, бездействие администрации ФИО22, выразившиеся в необеспечении горячего водоснабжения в камере, где административный истец отбывал наказание в указанный период, обосновано и подлежит удовлетворению.

Нарушенное право истца в данной части подлежит восстановлению путем признания такого нарушения, понуждения ответчика к устранению такого нарушения.

Ссылка административного истца на то, что ответчиком нарушены его общепризнанные права человека и гражданина, гарантированные статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» судом отклоняются как несостоятельные, поскольку осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Разрешая требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд исходит из того, что Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; при определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых.

Каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным исправительным учреждением нарушением, судом не установлено и доказательств обратного, суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, длительность нарушения прав истца суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в размере трех тысяч рублей.

В удовлетворении требований административного истца в остальной части оснований не имеется.

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

ФИО2 на основании поданного ходатайства освобождён от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 182, 227, 227.1, 228 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к ФИО24, ФСИН России об оспаривании связанного с условиями содержания в исправительном учреждении бездействия, выразившегося в ненадлежащем обеспечении горячим водоснабжением, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, – удовлетворить частично.

Признать незаконными и нарушающим права осужденного ФИО2 бездействие администрации ФИО25, выразившиеся в необеспечении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ горячим водоснабжением камеры, где отбывал наказание ФИО2.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации, в пользу ФИО2 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере трех тысяч рублей.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении остальной части исковых требований – оказать.

Судья Индустриального

районного суда <адрес>                           ФИО26

ФИО26

2а-6879/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Рагимов Артур Рафикович
Ответчики
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
Федеральная служба исполнения наказаний
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровск
Судья
Горлач А.В.
Дело на странице суда
industrialny.hbr.sudrf.ru
08.12.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
09.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Подготовка дела (собеседование)
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее