дело № 5-8/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
резолютивная часть постановления оглашена 03 апреля 2019 года г.Зарайск
мотивированное постановление составлено 05 апреля 2019 года
Судья Зарайского городского суда Московской области Бондаренко Н.П.,
на основании ст.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассмотрев материалы дела №5-8/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.13 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Федорова С.А., --- года рождения, уроженца города --- ---- области, гражданина---, зарегистрированного по адресу: (адрес 1), имеющего --- образование, работающего директором ООО «---», ---, имеющего на иждивении ---,
У С Т А Н О В И Л:
28.01.2019 года в Зарайский городской суд Московской области поступил материал с протоколом по делу об административном правонарушении №76-18-18 от 15.01.2019 года, составленным главным специалистом отдела проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Главного управления культурного наследия Московской области Евсинёвым Е.Н., в отношении Федорова С.А..
Из текста протокола об административном правонарушении следует, что Федоров С.А. в нарушение пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и особого режима использования земель в границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Кремля, ХVI в.», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46, запрещающим строительство в охранной зоне жилых и не жилых зданий, и сооружений, впритык к жилому зданию, расположенному по адресу:, расположенному по адресу: (адрес 1), на земельном участке, с кадастровым номером: ---, возведено одноэтажное здание на бетонном фундаменте, площадью около --- кв.м. (далее-пристройка). Материал стен возведенного здания - дерево. В ходе строительства пристройки земляные работы по рытью траншеи для заливки фундамента проведены без участия археолога.
Административное правонарушение выявлено при следующих обстоятельствах:
В Главное управление поступило письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22.10.2018 года №32ОГ-13045 о фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере сохранения объектов культурного наследия в границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Кремля, ХVI в.» (далее - объект), расположенного по адресу: Московская область, городской округ Зарайск, г.Зарайск, ул.Музейная. Причиной данного обращения явилось письмо гражданки Б.И.А. в Правительство Московской области от 22.10.2018 года вх. №ОГ-151189/2018, в котором она заявляет о фактах нарушений, зафиксированных в непосредственной близости от объекта.
В соответствии с п.2 Положения о Главном управлении, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 года №287/11 «О формировании Главного управления культурного наследия Московской области» государственные функции по осуществлению мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального (общероссийского) значения, регионального (областного) значения, выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории Московской области, осуществляет Главное управление.
Главным управлением 09.11.2018 года в период с 14 час. 00 мин. по 18 час. 00 мин. на основании распоряжения Главного управления от 31.10.2018 года №76-18 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием охранной зоны объекта. В ходе проведенного мероприятия выявлено нарушение особого режима использования земель на её территории.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» Зарайский Кремль включен в список объектов культурного значения регионального значения.
Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Кремля, ХVI в.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Зарайск, г.Зарайск, ул.Музейная, утверждены зоны охраны данного объекта культурного наследия (далее - постановление Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46).
Статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации « (далее - Федеральный закон) установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории зон охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 2 ст.34 Федерального закона охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко - градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46 в границах территории зон охраны объекта запрещается: изменение исторической планировочной системы, красных линий застройки; строительство жилых и нежилых зданий и сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды объекта культурного наследия; искажение и изменение исторического ландшафта, рельефа местности кроме изменений, связанных с благоустройством территории; любая хозяйственная деятельность, связанная с загрязнением почв, грунтовых и подземных вод, поверхностных стоков, нарушением почвенного покрова; повышения уровня грунтовых вод - при прокладке коммуникаций, при благоустройстве территорий, другой хозяйственной деятельности; прокладке наземных и воздушных инженерных коммуникаций, кроме временных, необходимых для проведения реставрационных и ремонтных работ, высоковольтных линий электропередач, установку вышек мобильной связи; размещение любых рекламных конструкций; возведение «сплошных» оград; организация свалок и необорудованных мест для мусора; проведение всех видов земляных работ без участия археолога.
В ходе осмотра охранной зоны объекта, выявлен факт нарушения особого режима использования земель в охранной зоне объекта. Установлено, что работы проведены собственником земельного участка, расположенного по указанному адресу, Федоровым С.А..
Указанные нарушения, заключающиеся в наличии факта строительства здания и проведении земляных работ (перед заливкой фундамента) без участия археолога на части земельного участка с кадастровым номером ---, расположенного в границах охранной зоны объекта образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах охраны объектов культурного наследия).
По результатам осмотра памятника составлен акт от 09.11.2018 года №100-76-18-18..
Факты нарушений подтверждаются указанным актом осмотра от 09.11.2018 года №100-76-18-18, материалами фотофиксации, сделанными во время проведения осмотра 09.11.2018 года, письмами гражданки Б.И.А. от 22.10.2018 года №32ОГ-12959 и от 22.10.2018 года №ОГ-151189/2018 года, последнее из которых адресовано в Правительство Московской области.
В судебном заседании Федоров С.А. свою вину в совершении вменяемого правонарушения не признал. Пояснил, что в период лето - начало осени 2017 года он построил по адресу: (адрес 1), летнюю веранду к существующему зданию кафе «Любава». Выполнен эскиз летней веранды в 2017 году ООО «Проектное бюро А». Федоровым С.А. получено согласование устройства веранды в администрации городского округа Зарайск Московской области 20.07.2017 года №141тг-Ф-824/17. Веранда не является зданием, капитальным строением. Фундамент отсутствует, основание бетонное. Глубина залегания в грунте 20 см. Окончил строительство веранды он не позднее начала осени (точнее не помнит) 2017 года.
На федеральном уровне понятие "земляные работы" законодательно не закреплено. В ст.4 Закона Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области», указано, что «земляные работы - это производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров».
Таких видов работ он не выполнял.
Границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Кремля, ХVI в.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Зарайск, г.Зарайск, ул.Музейная, были утверждены Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46, то есть тогда, когда веранда уже была построена.
При этом главный специалист отдела проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Главного управления культурного наследия Московской области Евсинёв Е.Н. соответствующую информацию у него не уточнял.
В деле отсутствуют доказательства строительства веранды после вступления в силу указанного нормативного акта.
В акте осмотра такое обстоятельство не уточняется, фотографии, находящиеся в материалах дела, не датированы.
При таких обстоятельствах, полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Защитник - адвокат Обухов А.Ю. также просил прекратить производство по делу об административном правонарушении, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Аналогичным образом обосновал свою позицию по делу. Дополнил лишь тем, что согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административное производство возлагается на должностное лицо и административный орган.
Главный специалист отдела проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Главного управления культурного наследия Московской области Евсинёв Е.Н. подтвердил обстоятельства совершения Федоровым С.А. административного правонарушения, установленные в протоколе №76-18-18 от 15.01.2019 года. Полагает, что имеются основания для привлечения Федорова С.А. к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изучив представленные материалы, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу:
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Федеральный закон) установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории зон охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 2 ст.34 Федерального закона охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко - градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46 в границах территории зон охраны объекта запрещается: изменение исторической планировочной системы, красных линий застройки; строительство жилых и нежилых зданий и сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной среды объекта культурного наследия; искажение и изменение исторического ландшафта, рельефа местности кроме изменений, связанных с благоустройством территории; любая хозяйственная деятельность, связанная с загрязнением почв, грунтовых и подземных вод, поверхностных стоков, нарушением почвенного покрова; повышением уровня грунтовых вод - при прокладке коммуникаций, при благоустройстве территорий, другой хозяйственной деятельности; прокладка наземных и воздушных инженерных коммуникаций, кроме временных, необходимых для проведения реставрационных и ремонтных работ, высоковольтных линий электропередач, установка вышек мобильной связи; размещение любых рекламных конструкций; возведение «сплошных» оград; организацию свалок и необорудованных мест для мусора; проведение всех видов земляных работ без участия археолога.
Судом установлено, что Главным управлением культурного наследия Московской области 09.11.2018 года в период с 14 час. 00 мин. по 18 час. 00 мин. на основании распоряжения от 31.10.2018 года №76-18 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Кремля, ХVI в.», в ходе проведения которого выявлено, что Федоров С.А. (собственник земельного участка с кадастровым номером ----), в границах охранной зоны Кремля, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46, запрещающего строительство в охранной зоне жилых и не жилых зданий и сооружений, впритык к жилому зданию, расположенному по адресу: (адрес 1), на земельном участке, с кадастровым номером: ---, возвел некапитальное строение - летнюю веранду на бетонном основании (далее веранда).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» объект включен в список объектов культурного значения регионального значения.
Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Кремля, ХVI в.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Зарайск, г.Зарайск, ул.Музейная, утверждены зоны охраны объекта культурного наследия (далее - постановление Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46).
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично; административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Государственным органом Федоров С.А. привлекается к административной ответственности за то, что он в нарушение п.2 ст.34 №73-ФЗ, Постановления Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46 возвел одноэтажное здание на бетонном фундаменте, площадью около 65 кв.м. (далее-пристройка), и в ходе строительства пристройки произвел земляные работы по рытью траншеи для заливки фундамента без участия археолога.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Федоров С.А. и его защитник Обухов А.Ю., оспаривают наличие состава административного правонарушения и виновность, поскольку на момент окончания строительства веранды границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Кремля, ХVI в.» утверждены не были, а земляные работы не проводились, поскольку согласно определению «земляных работ», данному в ст.4 Закона Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области», земляными работами признается производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и показаниями участвующих в деле лиц.
Федоров С.А. представил суду эскиз устройства летней веранды к кафе «Любава», расположенного по адресу: (адрес 1), разработанный для него в ООО «Проектное бюро А» в 2017 году и согласование устройства такой летней веранды по указанному адресу от 20.07.2017 года №141тг-Ф-824/17 главой городского округа Зарайск МО Сынковым О.А..
В судебном заседании Федоров С.А. пояснил и настаивал на том, что строительство веранды он закончил не позднее начала осени 2017 года.
В материалах дела доказательства, подтверждающие строительство веранды после
вступления в силу Постановления Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Кремля, ХVI в.» (опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 25.01.2018 года, а также в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 31, 20.02.2018 года, согласно пункту 3 данный документ вступил в силу на следующий день после его официального опубликования), то есть после 26.01.2018 года, отсутствуют.
Главный специалист отдела проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Главного управления культурного наследия Московской области Евсинёв Е.Н. в судебном заседании не отрицал, что в ходе проверки момент окончания строительства не уточнял.
В жалобе Б.И.А. не конкретизирована дата окончания строительства веранды, приложенные фотографии не датированы. Изучение фотографий указывает, что все они были сделаны в разное время (веранда представлена в разных архитектурных обликах, исходя из состояния листвы на деревьях в разное время года, на одних фотографиях деревья спилены, на других еще нет, наличие на отдельных фотографиях элементов ремонта дороги и по другим признакам).
В акте осмотра №100-76-18/18 от 09.11.2018 года дата окончания строительства также не указана.
Из представленного суду заключения специалиста ООО «ЛЮКС» Ш.С.А. следует, что объектом исследования является некапитальное строение, фундамент у которого отсутствует. Основание бетонное с устройством теплого пола. Толщина бетонного основания 28 см. Глубина залегания в грунте 20 см. 8 см основания находятся над уровнем земли (грунта). Общая полезная площадь --- кв.м. Некапитальное строение расположено на земельном участке с кадастровым номером ---.
Принимая данное заключение в качестве доказательства, суд исходит из того, что оно составлено компетентным лицом - специалистом, имеющим необходимую квалификацию и стаж работы по специальности; заключение специалиста соответствует материалам дела и установленным обстоятельствам, содержит ясные и полные ответы на все поставленные вопросы.
Суд соглашается с позицией лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что на федеральном уровне понятие "земляные работы" законодательно не закреплено.
В такой ситуации приемлемо пользоваться определением «Земляных работ», содержащимся в ст.4 Закона Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области», согласно которой «земляные работы - это производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров».
Материалами дела не подтверждено, что Федоров С.А. такие работы выполнял.
Учитывая, что границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Кремля, ХVI в.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Зарайск, г.Зарайск, ул.Музейная, были утверждены Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2017 года №1150/46, а доказательства строительства веранды после вступления в силу указанного нормативного акта, то есть в январе 2018 года, в деле отсутствуют, нет оснований утверждать, что данные требования Федоров С.А. нарушил.
В соответствии с п.4 ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
Применить данную норму в настоящем деле не представляется возможным по тому основанию, что в материалах административного дела ни одного документа, указывающего на каком расстоянии от Кремля располагается веранда, нет. Пояснить об этом устно главный специалист отдела проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Главного управления культурного наследия Московской области Евсинёв Е.Н. не смог.
Учитывая вышеизложенное, суд не может согласиться с выводами государственного органа о наличии в действиях Федорова С.А. состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку доказательств этого материалы дела не содержат.
Таким образом, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание положения ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которым неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, не представляется возможным установить обстоятельства совершения административного правонарушения и вину Федорова С.А. в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
руководствуясь ст. ст. 24.5 п.2 ч.1, 26.1, 26.11, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу №5-8/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.13 ч.1 Кодекса РФ об административном правонарушении, в отношении Федорова С.А., --- года рождения, прекратить, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - за отсутствием состава административного правонарушения.
Копию мотивированного постановления вручить под расписку Федорову С.А. и направить главному специалисту отдела проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Главного управления культурного наследия Московской области Евсинёву Е.Н.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Московский областной суд через Зарайский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Судья Н.П.Бондаренко