Решение по делу № 2а-25/2018 (2а-507/2017;) от 14.12.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-25/2018

09 января 2018 года с. Бея

Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Трофимчук М.В.,

при секретаре Кожиной Т.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании по общим правилам административного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, с участием:

от административного истца помощника прокурора Бейского района Республики Хакасия – Анчичекова А.В.,

от административного ответчика представитель - отсутствует,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, мотивируя свои требования тем, что по результатам проверки на предмет проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации и их проектов установлено, что администрацией в соответствии с требованиями законодательства разработан и утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), однако должная экспертиза не проводится, что указывалось в представлении прокуратуры района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 19.11.2017 г. Из Устава муниципального образования Кирбинский сельсовет Бейского района Республики Хакасия следует, что одним из вопросов местного значения поселения является осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения. Несмотря на разработанный и утвержденный Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых указанным органом местного самоуправления, а также возложение проведение указанной антикоррупционной экспертизы на конкретное должностное лицо администрации, соответствующие антикоррупционные экспертизы в истекшем периоде 2017 г. в данном органе местного самоуправления не проводились. Отсутствие надлежащей работы по проведению антикоррупционной экспертизы нарушает права и законные интересы граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории муниципального образования Кирбинский сельсовет, количество которых определить невозможно. Просят суд признать незаконным бездействие администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, выразившееся в не проведении в истекшем периоде январь - ноябрь 2017 г. антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых указанным органом местного самоуправления. Обязать администрацию Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов муниципального образования Кирбинский сельсовет в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи от25.12.2017 г. административное исковое заявление прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия назначено к судебному разбирательству в судебном заседании по общим правилам административного судопроизводства.

От административного истца помощник прокурора Бейского района Республики Хакасия Анчичеков А.В. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в административном иске, просил требования удовлетворить.

От административного ответчика администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представитель для участия в судебном заседании не явился, глава сельсовета Киреева Л.М. представила заявление, в котором указала, что административные исковые требования прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц признает в полном объеме, последствия признания иска ей судом разъяснены и понятны, также просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, выслушав административного истца - помощника прокурора Бейского района Анчичекова А.В., исследовав материалы дела, изучив представленные сторонами письменные доказательства, оценив в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории сельского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

С учетом изложенного, прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц с указанным административным иском.

Оценивая административные исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия, суд исходит из следующего.

Реализация органами местного самоуправления нормотворческих полномочий предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, имея в виду требования определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляет правовую основу противодействия коррупции.

Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

Антикоррупционная экспертиза направлена на исключение положений из нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (пункты «а», «в», «г», «ж» ч. 3, п. «в» ч. 4), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96, прямо относят к коррупциогенному фактору нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию актов, вторгающихся в компетенцию другого органа государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; а также юридико-лингвистическую неопределенность.

Как видно из системного анализа статей 1, 2, 4, 5 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения. Устанавливая правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы, федеральный законодатель одновременно допускает ее проведение не только в отношении проекта нормативного правового акта, но и в отношении принятого нормативного правового акта.

В соответствии со своими полномочиями Правительством Российской Федерации Постановлением № 96 от 26.02.2010 г. утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Таким образом, действующее законодательство возлагает в силу прямого указания закона на администрацию Кирбинского сельсовета Бейского района обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Данное бездействие администрации Кирбинского сельсовета Бейского района является незаконным, принятие нормативного правового акта без проведения антикоррупционной экспертизы создает условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что повлечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан проживающих на территории данного муниципального образования.

Из п. 31 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования Кирбинский сельсовет Бейского района Республики Хакасия следует, что одним из вопросов местного значения поселения является осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

19.11.2017 г. по результатам проведения прокурорской проверки в органе местного самоуправления прокурором Бейского района внесено представление об устранении нарушений закона, в котором прокурор потребовал принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции путем организации надлежащей работы при проведении антикоррупционной экспертизы, предусмотренной действующим законодательством, организовать работу в системе межведомственного электронного взаимодействия, а также привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Решением Совета депутатов МО Кирбинский сельсовет от 03.08.2011 г. № 36 утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления МО Кирбинский сельсовет, принято распоряжение от 01.02.2016 г. № 4/а о назначении ответственного лица за проведение антикоррупционной экспертизы НПА.

Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а также следуют из ответа главы администрации Кирбинского сельсовета, усматриваются из справки помощника прокурора от 11.12.2017 г., в которой также указано, что соответствующие антикоррупционные экспертизы в истекшем периоде с 01 января по 11 декабря 2017 г. в данном органе местного самоуправления не проводились, что нарушает права и интересы граждан, неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, муниципального образования, которых проблема коррупции в органах власти затрагивает непосредственным образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 46 КАС РФ).

При этом, в случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Неисполнение административным ответчиком возложенной на него в силу закона обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы подтверждено материалами дела, следовательно, признание представителем административного ответчика исковых требований прокурора Бейского района Республики Хакасия не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, в связи, с чем суд полагает возможным принять признание административным ответчиком исковых требований.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Предложенный административным истцом прокурором Бейского района Республики Хакасия срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения решения суда, доказательств невозможности исполнения решения до указанного срока ответчиком не представлено.

С учетом изложенного, поскольку в ходе судебного разбирательства по делу нашел подтверждение факт бездействия администрации Кирбинского сельсовета Бейского района, выразившийся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, в связи, с чем суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Кирбинского сельсовета Бейского района принять меры по устранению имеющихся нарушений законодательства в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, с сообщением об исполнении решения в срок, предусмотренный п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177 - 180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Принять признание представителем административного ответчика по должности - главой администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия Киреевой Ларисой Михайловной административных исковых требований прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Административные исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принятых в период с январь - ноябрь 2017 г.

Обязать администрацию Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых в период с января по ноябрь 2017 г., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Администрации Кирбинского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в месячный срок после вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении настоящего решения суда по административному делу в суд и административному истцу прокурору Бейского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Трофимчук М.В.

Резолютивная часть решения объявлена 09.01.2018 г.

Мотивированное решение составлено 11.01.2018 г.

2а-25/2018 (2а-507/2017;)

Категория:
Гражданские
Истцы
помощник прокурора Бейского района Анчичеков А.В.
прокурор Бейского района
Ответчики
муниципальное образование Кирбинский сельсовет
Суд
Бейский районный суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
beysky.hak.sudrf.ru
14.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
15.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2018[Адм.] Судебное заседание
11.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее