Дело № 2а-394/2020
УИД: 75RS0021-01-2020-000716-71
Категория дела: 3.055
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улёты 17 ноября 2020 года
Улетовский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Глазыриной Н.В.
при секретаре Цыдыпове Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Поповой Ольги Александровне к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», 4 отделу ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Попова О.А. обратилась в суд с названным административным иском, мотивируя его тем, что письмом ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ) от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании нуждающейся в обеспечении постоянным жилым помещением. При этом ответчиком указано, что решение жилищного вопроса не входит в его компетенцию, и признание ее нуждающейся возможно на общих основаниях через органы местного самоуправления. Фактически основанием для отказа послужило то, что на момент обращения она военнослужащей уже не являлась, а при ее увольнении решения о признании ее нуждающейся не принималось. Истец полагает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в признании ее нуждающейся в обеспечении постоянным жильем, а решение от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. Ссылаясь на нормы ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Жилищный кодекс РФ считает, что при увольнении ее с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли она нуждающейся в улучшении жилищных условий. Попова О.А. проживает в служебном жилом помещении по адресу: ЗАТО адрес на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, иных жилых помещений в собственности не имеет. Истец была уволена с военной службы в связи с ОШМ при наличии 16 лет выслуги. Ссылаясь на положения Правил учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, считает, что она должна состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, так как это предусмотрено законом. Просила признать незаконным решение ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/-4722; возложить на ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ обязанность включить Попову О.А. в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты принятия решения по настоящему делу, взыскать с ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ государственную пошлину в размере 300 рублей.
Административный истец Попова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснив, что в 1993 году она призвалась на военную службу в войсковую часть 44603, которая в 2002 году была передислоцирована в адрес. В адрес на состав семьи: муж, сын и она получила служебное жилое помещение, в котором в настоящее время живет сын, а она снимает жилье в адрес. В 2009 году она была уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, и она подавала в КЭЧ района заявление о снятии статуса «служебное» с квартиры, в которой они проживали, на что в 2007 году ей отказали, и они остались проживать в служебной квартире. В настоящее время она желает, что бы ей была предоставлена субсидия на жилье, и право распоряжаться служебной квартирой. Заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающихся - она ранее не писала, при увольнении в рапорте указывала, что от государственного жилищного сертификата для приобретения жилья отказывается, так как хотела, что бы служебная квартира осталась в ее пользовании.
Представитель административного ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ на основании доверенности Денисюк Л.А. извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, причин неявки суду не сообщила, направила возражение на административное исковое заявление, в котором указала, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения через федеральный орган исполнительной власти носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в период прохождения военной службы и сохранением статуса военнослужащего после увольнения. Вместе с тем, истец обратилась через 11 лет после увольнения с военной службы и утраты статуса военнослужащего, в связи с чем ФГКУ «Востокрегионжилье» не в праве после утраты данного статуса ставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях. В настоящее время обязанность по обеспечению жильем уволенных военнослужащих возложена на ФГКУ «Востокрегионжилье» и осуществляется только в случае признания нуждающимся на момент увольнения с военной службы. Ранее в соответствии с приказом МО РФ № данная обязанность была возложена на жилищные комиссии воинских частей, а в архивах КЭЧ отсутствуют документы, подтверждающие факт признания Поповой О.А. нуждающейся в получении постоянного жилого помещения по избранному месту жительства. Так же считает, что истец неправомерно обжалует письменные разъяснения на ее обращения, в то время как с заявлением установленного образца она не обращалась, вопрос о постановке ее на учет не рассматривался. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав административного истца, ознакомившись с позицией административного ответчика, изучив представленные доказательства, оценивая их в совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, считает, что требования Поповой О.А. не основаны на законных основаниях, не доказаны и удовлетворению не подлежат на основании следующего.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, Попова О.А. призывной комиссией при Борзинском городском военном комиссариате признана годной к строевой службе и призвана на действительную военную службу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного КЭЧ войсковой части № от имени Министерства обороны РФ, Поповой О.А. предоставлена двухкомнатная адрес в адрес на состав семьи 3 человека, включая мужа Попова А.В., сына Попова В., (л.д.27).
С ДД.ММ.ГГГГ Попова О.А. зарегистрирована по адресу: адрес ЗАТО адрес (л.д.16).
Приказом командира войсковой части 44603 № от ДД.ММ.ГГГГ Попова О.А. уволена с военной службы по организационно-штатным мероприятиям и исключена из списков личного состава в этот же день. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 16 лет 01 месяц 00 дней (л.д.29).
Согласно уведомлению КГБУ по архивно-информационному и геопространственному обеспечению «Забайкальский архивно-информационный центр» Попова О.А. не приобретала в собственности бесплатно в порядке приватизации жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на территории адрес (л.д.17,18).
В ЕГРН отсутствует информация о правах Поповой О.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости на территории Забайкальского края, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-21).
Письмом начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № был дан ответ на заявление о предоставлении занимаемой квартиры по договору социального найма. В письме указано, что квартира, расположенная по адресу: ЗАТО адрес отнесена к специализированному жилому фонду, и ее предоставление по договору социального найма не предусмотрено законом, кратко разъяснен порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и указано на то, что Попова О.А. не относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета (л.д.11).
В последующем Поповой О.А. в адрес начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ было направлено заявление, в котором она просит поставить ее на учет на получение жилищной субсидии, указав, что из ВС РФ она была уволена ДД.ММ.ГГГГ, жилищный сертификат, жилье не получала, в связи с тем, что от них отказалась, так как хотела оставить служебную квартиру за собой. В квартире она проживает с сыном. В снятии служебного статуса с последующим правом приватизации ей было отказано (л.д.10). При этом установить дату подачи данного заявления не представляется возможным, поскольку ни даты его написания, ни входящего штемпеля, либо уведомления о вручении не имеется.
Рассмотрев указанное заявление, оспариваемым письмом № от ДД.ММ.ГГГГ начальник 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ разъясняет Поповой О.А. порядок признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений и сообщает, что полномочий для признания ее нуждающейся в обеспечении постоянным жильем у ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ не имеется, поскольку на военнослужащих, уволенных с военной службы, не признанных нуждающимися в период прохождения военной службы нормы ФЗ «О статусе военнослужащих» не распространяются, в связи с чем предложено рассмотреть указанный вопрос по линии органов местного самоуправления мо месту жительства в порядке ст.51 ЖК РФ (л.д.12-13).
Обращаясь в суд, административный истец Попова О.А. просила признать незаконным указанное решение начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, обязать административного ответчика включить Попову О.А. в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, на что указано в ч.ч. 2,3 ст. 40.
Приведенными конституционными положениями обусловливается обязанность законодателя определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
Жилищные права военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, урегулированы специальным законом – Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Так, согласно ст. 15 указанного Федерального закона, (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент увольнения административного истца), предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Ст. 23 указанного Закона предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 28 ЖК жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и постоянно (если иное не установлено действующим законодательством) проживающим в данном населенном пункте.
Таким образом, по смыслу ЖК и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет (в календарном исчислении) 10 лет и более, увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий именно по избранному ими постоянному месту жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Как следует из пункта 13 раздела вышеназванного Постановления, (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей, на момент увольнения административного истца), военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Согласно пункту 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами 3, 12 п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются предусмотренные Правилами документы.
Из приведенных правовых норм следует, что реализация военнослужащими права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.
Вместе с тем, из материалов дела и пояснения административного истца следует, что в период прохождения военной службы Попова О.А. к командиру части с рапортом о постановке ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением не обращалась, а обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ спустя продолжительное время после своего увольнения и, как следствие, утраты статуса военнослужащего.
Военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства только при наличии указанных выше условий (наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства).
Несмотря на наличие общей продолжительности военной службы более 10 лет, увольнение административного истца с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, доказательств признания Поповой О.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства при увольнении из вооруженных сил РФ в 2009 году материалы дела не содержат. Напротив, из пояснений самой Поповой О.А., следует, что при увольнении в рапорте она указывала, что от государственного жилищного сертификата для приобретения жилья отказывается, так как хотела, что бы служебная квартира осталась в ее пользовании.
Таким образом, поскольку административный истец на момент увольнения была обеспечена служебным жилым помещением, которое использует по настоящее время, при увольнении с военной службы она не была признана нуждающейся в жилом помещении, на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истица в период прохождения военной службы с её согласия поставлена не была, что подтверждается ее собственными пояснениями и отсутствием в материалах дела каких-либо допустимых и достоверных доказательств этому, а после увольнения Попова О.А. не ставила вопрос об обеспечении её государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, и обратилась в суд спустя 11 лет с настоящими административным иском, суд приходит к выводу, что снований ставить Попову О.А. после утраты ей статуса военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства у административного ответчика не имелось, в связи с чем решение об отказе в признании ее нуждающейся в обеспечении постоянным жилым помещением, принятое начальником 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в письме № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, а административные исковые требования Поповой О.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Поповой О. А. к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», 4 отделу ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» о признании решения незаконным, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.В. Глазырина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.