04RS0018-01-2021-003996-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2021 года г.Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Литвиновой Ю.Е.,
при участии: от истца представитель Скворцов С.В., действующий на основании доверенности, от ответчика Плесенский Н.М. действующий на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доржитаровой Е. С. к ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по РБ» о признании решения о принятии на учет нуждающихся в жилом помещений незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд истец просил признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного Управления ФСБ РФ по <адрес> от 14.04.2021г. в части отказа Доржитаровой Е.С. в принятии ее с супругом на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязании отменить свое решение и принять решение о постановке Доржитаровой Е.С. с супругом на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма со дня ее обращения с соответствующим заявлением. Свои требования обосновала тем, что проходила военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по контракту в ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по <адрес>», за весь период службы никогда не обеспечивалась жильем. Приказом начальника ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Доржитарова Е.С. досрочно уволена с военной службы по пп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При увольнении вопрос об обеспечении Доржитаровой Е.С. жильем не рассматривался. ДД.ММ.ГГГГ Доржитарова Е.С. обратилась в ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по <адрес>» с заявлением о рассмотрении жилищной комиссией вопроса о признании ее с супругом нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договор социального найма. Начальником ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по <адрес>» отказано в передаче указанного заявления на рассмотрение жилищной комиссии. <адрес> от 12.01.2021г., оставленным без изменения апелляционной инстанцией, отказ начальника ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по <адрес>» признан незаконным с возложением обязанности передать заявление Доржитаровой Е.С. на рассмотрение жилищной комиссии Пограничного Управления ФСБ РФ по <адрес>. Решением жилищной комиссии Пограничного Управления ФСБ РФ по <адрес> от 14.04.2021г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 2 человека. Полагает данный отказ незаконным, Доржитаровой Е.С. с сыном на основании ордера № от 24.03.1994г. предоставлена неблагоустроенная квартира по адресу: <адрес> РБ, <адрес>1, площадью 36 кв.м., на дату увольнения Доржитаровой Е.С. с военной службы в указанной неблагоустроенной квартире проживало 5 человек и на всех приходилось менее учетной нормы - по 7,2 кв.м. Доржитарова и ее супруг не имеют в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения, после увольнения они избрали постоянное место жительства отличное от <адрес>. Полагает что Доржитарова Е.С. имеющая выслугу более 10 лет, будучи уволенной с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеет право на получение бесплатно жилого помещения (либо жилищной субсидии), которыми при увольнении обеспечена не была, для реализации данного права она имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель истца Скворцов С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме. Пояснил что при увольнении в листе беседы отражено, что Доржитарова Е.С. жильем не обеспечена, у истца возникло право на обеспечение жилым помещением поскольку жилое помещение предоставленное по договору социального найма составляет менее учетной нормы на день ее увольнения.
Представитель ответчика Плесненский Н.М., действующий по доверенности, возражал по требованиям, представил письменные возражения. Пояснил, что до 21.01.2020г. Доржитарова Е.С. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся не обращалась, при проведении мероприятий по увольнению с ней проводилась беседа, она лично указала что не была обеспечена жильем поскольку не обращалась с документами за постановкой на учет.
Заслушав явившихся лиц, показания свидетеля, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Закон N 76-ФЗ (преамбула).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Так, право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых при увольнении с военной службы в том числе по состоянию здоровья составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 приведенной статьи).
Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшими на момент увольнения Доржитаровой Е.С.) предусмотрено, что признание военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Результатом признания нуждающимся в жилых помещениях, в соответствии с п.5 Правил, является принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 3 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по утвержденной этим постановлением форме, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двадцатым п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства-избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Аналогичная норма закреплена и в п.3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.1 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилым и помещениями, жилыми помещениями обеспечиваются три категории граждан: военнослужащие - граждане РФ, проходящие военную службу по контракту в органах безопасности; граждане, уволенные с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), и члены их семей; члены семей, погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Анализ указанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что реализация военнослужащими своих жилищных прав через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащими соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы, с обязательным предоставлением в жилищный орган установленного законодательством конкретного перечня документов для оценки и разрешения вопроса о принятии военнослужащего на жилищный учет.
Как установлено Доржитарова Е.С. уволена приказом начальника Пограничного Управления ФСБ РФ по <адрес> от 29.08.2016г.
Решением Кяхтинского военного гарнизонного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Доржитаровой Е.С. к Начальнику ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по РБ» об оспаривании действий, связанных с увольнением с военной службы, исковые требования оставлены без удовлетворения, решение вступило в законную силу. Согласно решению из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Доржитарова Е.С. ходатайствует об увольнении ее с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, указав на необеспеченность жильем. Согласно листу беседы от ДД.ММ.ГГГГ с истцом была проведена беседа, которая фактически состоялась ДД.ММ.ГГГГ При этом Доржитатрова Е.С., указав на необеспеченность жилым помещением. В связи с непредставлением соответствующих документов в уполномоченный орган, не выразила своего мнения по вопросу предстоящего увольнения без обеспечения жильем.
На основании приказа начальника ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по РБ» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Доржитарова Е.С. с этой же даты уволена с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и исключена из списков личного состава воинской части.
Как следует из решения Кяхтинского военного гарнизонного суда от ДД.ММ.ГГГГ согласно справки начальника квартирно-эксплуатационной службы отдела материально-технического обеспечения в/ч 2322 от ДД.ММ.ГГГГ №, Доржитарова Е.С. в жилищную комиссию ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по РБ» с заявлением для признания нуждающейся в жилом помещении не обращалась, в списках очередников не состоит, что Доржитаровой Е.С. в суде не отрицалось. Военный суд сделал вывод о том, что Доржитарова Е.С. обращаясь ДД.ММ.ГГГГ к командованию воинской части с рапортом об увольнении ее с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без обеспечения жильем, была согласна с увольнением и заблаговременно осведомлена о необходимости реализации права на жилье до увольнения с военной службы путем предоставления в жилищный орган соответствующих документов для решения вопроса о признании ее нуждающейся в жилом помещении, однако каких-либо намерений или действий, касающихся реализации жилищных прав, высказано или предпринято не было.
В соответствии с ч.1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Суд полагает, что поскольку вопрос законности увольнения Доржитаровой Е.С. с военной службы по достижению ею предельного возраста пребывания на военной службе без реализации ею права на обеспечение жильем уже был предметом исследования судом, повторно указанные обстоятельства доказыванию не подлежат.
При этом в решении суда было указано, что фактически Доржитаровой Е.С. в период прохождения военной службы каких-либо намерений или действий касающихся реализации жилищных прав предпринято не было. Также судебным актом указано, что реализация военнослужащим своих жилищных прав через федеральный орган исполнительный, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы, с обязательным предоставлением в жилищную комиссию необходимых документов для разрешения вопроса о постановке на жилищный учет.
При таких обстоятельствах, поскольку Доржитарова Е.С. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на момент увольнения не состояла, каких-либо действий по постановке на учет в качестве нуждающейся не предпринимала, суд полагает отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от 14.04.2021г. является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Доржитаровой Е. С. к ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по РБ» о признании решения о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Болдохонова С.С.
Подлинник решения находится в Октябрьском районном суде <адрес> и подшит в гражданское дело №