Дело № 12-83/2024 (1 инст. № 5-385/2024)
УИД 75MS0036-01-2024-002434-80
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01 августа 2024 года г.Чита
Судья Читинского районного суда Забайкальского края Мигунова Светлана Борисовна, рассмотрев жалобу защитника Администрации сельского поселения «Леснинское» Бянкиной К. М. на постановление мирового судьи судебного участка № 34 Читинского судебного района Забайкальского края от 15 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Администрации сельского поселения «Леснинское», ОГРН 1057524018892, ИНН 7524012528, юридический адрес Забайкальский край, Читинский район, п. Лесной Городок, ул. Центральная, д. 40а,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 34 Читинского судебного района Забайкальского края от 15 мая 2024 года Администрация сельского поселения «Леснинское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей за неисполнение предписания № 8/1/6 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданного 28 марта 2023 года государственным инспектором ОНД и ПР по Читинскому, Карымскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Администрации сельского поселения «Леснинское» подала жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в противном же случае – снизить размер назначенного административного штрафа менее минимального, установленного санкцией. В обоснование жалобы защитник указывает на наличие в протоколе об административном правонарушении существенного недостатка, а именно на то, что в нем указано на отсутствие противопожарных расстояний в п.ст. Лесная, в то время как данный населенный пункт находится в границах иного сельского поселения. Также указывает на неисполнимость выданного Администрации сельского поселения «Леснинское» предписания, указывая на то, что земли, в отношении которых оно выдано, находятся в ведении Министерства обороны РФ.
В суде Глава Администрации сельского поселения «Леснинское» Попова Н.Н., а также защитник Бянкина А.М. настаивали на отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу. Защитник в дополнениях к жалобе обращала внимание на то, что в п. Хвойный и в с. Кука, которые были указаны в предписании государственного инспектора, все требования к противопожарной безопасности соблюдены, что подтверждается актами проверки готовности к пожароопасному сезону. По состоянию на 2024 года должных противопожарных расстояний нет только в п. Лесной Городок однако связано это исключительно необходимостю проведения рубки лесных насаждений на земельном участке, находящимся в ведении Министерства обороны РФ на территории, относящейся к запретной зоне, где любая деятельность запрещена. Также указывала на то, что в качестве правового обоснования предписания обозначен пункт 4.14 СП4-13130.2013 Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. Данный свод правил носит рекомендательный характер и подлежит выполнению при наличии соответствующей возможности, в то время как Администрация такой возможностью не обладает. Обращала внимание на то, что вышеуказанный свод правил не распространяется на объекты специального назначения, в то время как на земельном участке вдоль жилых домов распложено хранилище Министерства обороны РФ
Представитель органа, чье должностное лицо составило протокол об административном правонарушении, - начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Читинскому, Карымскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Женжелеев Р.В. в суде возражал против удовлетворения жалобы, полагал постановление мирового судьи законным. В части доводов о наличии в протоколе об административном правонарушении указания на неверный населенный пункт объяснил это ошибкой составившего протокол должностного лица. В части доводов защитника о неисполнимости предписания не отрицал, что определенные сложности, обусловленные наличием в п. Лесной Городок военных объектов и территорий с особым статусом, имеются, однако полагал, что это не освобождает Администрацию сельского поселения от ответственности за несоблюдение противопожарных требований.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материала дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 70 000 до 80 000 рублей.
Из материалов дела установлено, что 28 марта 2023 года заместителем главного государственного инспектора по Читинскому, Карымскому районам по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в отношении Администрации сельского поселения «Леснинское» было выдано предписание № 8/1/6 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Согласно предписанию в населенных пунктах п. Лесной Городок, п.с.т. Хвойный, с. Кука противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений составляют менее 30 метров, что противоречит требованиям пункта 4.14 СП4-13130.2013 Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. Данные нарушения согласно предписанию подлежали устранению в срок до 19 февраля 2024 года. 15 марта 2024 года главным государственным инспектором Читинского, Карымского районов по пожарному надзору принято решение о проведении в отношении Администрации сельского поселения «Леснинское» выездной проверки в рамках надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности. В ходе такой проверки 19 апреля 2024 года государственным инспектором Шагжитовым А.Ц. составлен акт, из которого следует, что необходимые противопожарные расстояния во всех трех вышеуказанных населенных пунктах по-прежнему отсутствуют, а ранее выданное 28 марта 2023 года предписание не исполнено. В тот же день Шагжитовым А.Ц. в отношении Администрации сельского поселения «Леснинское» составлен протокол № 14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ. Из содержания протокола следует, что 19 апреля 2024 года в ходе внеплановой выездной проверки ранее выданного предписания от 28 марта 2023 года было выявлено, что нарушения требований пожарной безопасности не устранены, а именно, противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений в населенном пункте п.ст. Лесная составляют менее 30 метров. Указанные в протоколе обстоятельства явились основанием для вынесения мировым судьей обжалуемого постановления о привлечении Администрации сельского поселения «Леснинское» к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Выражая несогласие с таким постановлением, защитник Администрации сельского поселения «Леснинское» указывает, в частности, на наличие в протоколе об административном правонарушении существенного недостатка, влекущего недопустимость протокола в качестве доказательства. Эти доводы судья находит заслуживающими внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В ходе исследования материалов дела установлено, что при описании события административного правонарушения в протоколе должностное лицо указало на, что противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений в населенном пункте п.ст. Лесная составляют менее 30 метров. В связи с этим был сделан вывод о неисполнении Администрацией сельского поселения «Леснинское» выданного ей 28 марта 2023 года предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Вместе с тем, в соответствии с таким предписанием Администрации сельского поселения «Леснинское» надлежало организовать противопожарные расстояния в трех иных населенных пунктах, а именно в п. ст. Лесной Городок, в п. Хвойный и в с. Кука.
В ходе рассмотрения дела Глава Администрации сельского поселения «Леснинское» поясняла, что при составлении протокола она принимала участие, при этом, давая свои объяснения, полагала, что протокол составляется в части невыполнения предписания только в п. ст. Лесной Городок. Настаивала на том, что в отношении п. Хвойный и с. Кука нарушений требований пожарной безопасности, в том числе в части противопожарных расстояний, не имеется. При этом, принимая участие в рассмотрении дела, государственный инспектор Шагжитов А.Ц. также не мог дать однозначных пояснений в части того, вменялось ли Администрации сельского поселения «Леснинское» неисполнение предписания в отношении всех трех ранее указанных в нем населенных пунктов или только в части п.ст. Лесной Городок.
При таких обстоятельствах судья приходим к выводу о том, что подобное описание события правонарушения является существенным нарушением порядка привлечения лица к административной ответственности, поскольку лишало Администрацию сельского поселения «Леснинское» возможности и права знать, в чем она обвиняется, защищаться от предъявленного обвинения путем дачи объяснений, представлять доказательства, заявлять ходатайства и пользоваться юридической помощью защитника.
Указанное обстоятельство является существенным недостатком протокола, наличие которого обязывало мирового судью в рамках подготовки дела к рассмотрению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вынести определение о возвращении данного протокола и других материалов дела составившему его должностному лицу.
Поскольку вышеуказанные существенные процессуальные нарушения были установлены в ходе рассмотрения дела, это исключает возможность возвращения протокола для их устранения в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. В связи с этим производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а вынесенное мировым судьей постановление - отмене.
Поскольку описание события правонарушения в протоколе не позволяет определить конкретные пределы обвинения, доводам защиты о неисполнимости предписания в части отсутствия объективной возможности салами Администрации сельского поселения «Леснинское» обеспечить противопожарные расстоянии в п. ст. Лесной Городок, судья не дает.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 34 Читинского судебного района Забайкальского края от 15 мая 2024 года, согласно которому Администрация сельского поселения «Леснинское» была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.
На постановление и решение может быть подана жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья С.Б.Мигунова