Дело № 2- 825/18 05 марта 2018 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Галкиной Е.С.,
При секретаре Ефремовой Е.С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева Кирилла Владимировича к ЖСК «Черничная Поляна 9» о взыскании паевого взноса, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, -
установил:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что 09.04.2013 года между сторонами был заключен Договор вступления в Жилищно-строительный кооператив «Черничная Поляна 9», определяющий порядок внесения членом кооператива паевого и иных взносов с целью получения в собственность после окончания строительства квартиры в малоэтажном многоквартирном доме (далее Объект) после полной выплаты паевого взноса, а именно: 2-комнатной квартиры, на 1 этаже, общей площадью 58 кв.м., а также доли общей долевой собственности на земельный участок, исчисляемый пропорционально общей площади квартиры. В соответствии с п. 3.1 Договора, вступительный взнос определяется в размере 40 000 рублей, общая сумма паевого взноса определяется в размере 2 920 000 рублей, согласно п.3.3 договора). Истец свои обязанности по уплате вступительного и паевого взносов исполнил вы полном объеме. Как указывает истец, ответчик не имел право привлекать денежные средства граждан на строительство, в соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 1 ФЗ от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Правовой статус ЖСК регулируется ЖК РФ, а именно ч. 3 ст. 110 ЖК РФ. Таким образом, для привлечения денежных средств граждан, кооператив должен обладать статусом застройщика, иметь на определенном праве земельный участок, на котором ведется строительство, а также иметь разрешение на строительство, в противном случае привлечение денежных средств граждан строительством многоквартирного дома по договорам паевого взноса незаконно.
Кроме того указал, что 23.03.2017 года истец направил ответчику заявлении об исключении из членов ЖСК и выплате паевого взноса в полном объеме.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика сумму паевого взноса в размере 2 920 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 78 480 рублей, сумму процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.07.2017 года по дату фактического исполнения решения суда.
В настоящее судебное заседание явился представитель истца по доверенности Турков А.К., исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, по последнему известному месту жительства, а потому, извещения считаются доставленными, а ответчик – извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Кроме того, информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" заблаговременно размещается на интернет-сайте суда, откуда ответчик, будучи заинтересованным в исходе дела, мог своевременно узнать о дате и времени судебного заседания.
Никаких доказательств того, что сам ответчик не имел возможности явиться в настоящее судебное заседание, не представлено, также не представлено заявлений об отложении слушания дела. В связи, с чем у суда нет оснований расценивать, что причина неявки ответчика в судебное заседание является уважительной.
Полагая, что использование прав на отложение рассмотрения дела и личное участие в судебном заседании приняло со стороны ответчика недобросовестный характер (ст. 35 ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке ст. 118, 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему:
09.04.2013 года между сторонами был заключен Договор вступления в Жилищно-строительный кооператив «Черничная Поляна 9», определяющий порядок внесения членом кооператива паевого и иных взносов с целью получения в собственность после окончания строительства квартиры в малоэтажном многоквартирном доме (далее Объект) после полной выплаты паевого взноса, а именно: 2-комнатной квартиры, на 1 этаже, общей площадью 58 кв.м., а также доли общей долевой собственности на земельный участок, исчисляемый пропорционально общей площади квартиры. В соответствии с п. 3.1 Договора, вступительный взнос определяется в размере 40 000 рублей, общая сумма паевого взноса определяется в размере 2 920 000 рублей, согласно п.3.3 договора). Истец свои обязанности по уплате вступительного и паевого взносов исполнил вы полном объеме.
Как указал истец, 23.03.2017 года он направил ответчику заявление об исключении из членов ЖСК и выплате паевого взноса в полном объеме.
Между тем, как усматривается из материалов дела, а именно представленного заявления о возврате денежных средств от 23.03.2017 года, следует, что указанные денежные средства истец просит вернуть ответчика, в связи с тем, что ответчик не имел право привлекать денежные средства граждан на строительство, в соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 1 ФЗ от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 130 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в жилищном кооперативе прекращается, в том числе, в случае выхода члена кооператива.
Заявление члена жилищного кооператива о добровольном выходе из жилищного кооператива рассматривается в порядке, предусмотренном уставом жилищного кооператива (ч. 2 ст. 130 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О жилищных накопительных кооперативах» членство в кооперативе прекращается в случае добровольного выхода из кооператива.
Согласно ч. 5 ст. 9 вышеуказанного закона членство в кооперативе прекращается со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом: и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц является решение уполномоченного уставом кооператива органа кооператива, а в случае исключения члена кооператива из кооператива или обращения взыскания на пай члена кооператива - решение или определение суда.
П.4.6 Устава ЖСК «Черничная Поляна 9» предусмотрено, что заявление члена кооператива о выходе из Кооператива Председатель Кооператива обязан рассмотреть на заседании Правления Кооператива в течении одного месяца.
П.4.8, 4.9. Устава предусмотрено, что в случае выхода Члена кооператива из ЖСК вступительный взнос Члену кооператива не возвращаются, а паевой взнос возвращается в течении 2х месяцев со дня принятия решения Правления ЖСК о выходе.
Таким образом, судом установлено, что с заявлением о выходе из членов кооператива и выплате ему паевого взноса истец не обращался, доказательств обратного суду не представлено.
Жилищно-строительный кооператив является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с положениями ГК РФ, Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", иных законодательных актов Российской Федерации, а в части жилищных правоотношений - также Жилищного кодекса РФ и устава кооператива.
В силу положений п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, указанный закон не распространяется на правоотношения, возникающие между жилищным кооперативом и пайщиками. Такие правоотношения, включая объем и характер гражданско-правовой ответственности сторон, регулируются только нормами ЖК РФ, уставом кооператива либо заключенным между пайщиком и жилищно-строительным кооперативом договором.
Доводы истца о том, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые Законом об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Также доводы истца о том, что ЖСК «Черничная Поляна 9» относится к лицам, не имеющим право на привлечение денежных средств граждан для строительства домов, поскольку договор аренды земельного участка и разрешение на строительство оформлены на другое лицо, противоречит положениям п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.
Кроме того, в соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Таким образом, застройщиком может выступать не только лицо, являющееся правообладателем земельного участка, но и лицо, осуществляющее строительство на земельном участке иного правообладателя.
Исходя из изложенного, суд полагает, что поскольку, истец является членом жилищно-строительно-кооператива, и между истцом и ответчиком возникли не обязательственные (договорные), а корпоративные (членские) отношения, предполагающие равноправное участие членов, регулируемые уставом данной организации, к правоотношениям сторон не применимы положения Закона о защите прав потребителей.
Поскольку истцом не соблюден порядок выхода из членов ЖСК «Черничная Поляна 9», истцу надлежит отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется. Истцу надлежит отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Киселева Кирилла Владимировича - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.03.2018 года.
Судья: Е.С. Галкина