ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-11654/2015
г. Уфа 07 августа 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Голубевой И.В. и Свистун Т.К.
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ШРК к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе ШРК на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ШРК обратился в суд с иском к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее – адрес) о признании права на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в муниципальном образовании адрес Республики Башкортостан, возложении обязанности перечислить денежные средства адрес для приобретения отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в муниципальном образовании адрес Республики Башкортостан, приобрести жилое помещение и предоставить истцу по договору социального найма.
Заявленные требования мотивированы тем, что мать истца - ШМА лишена родительских прав в отношении ШРК, который отца с рождения не имеет, в связи с чем в №... г. истец был направлен в детский дом № №... п. адрес, где находился до №... г., в дата №... г. переведен в ГБОУ детский дом «адрес», где находился с дата №... г. по дата №... г. ШРК полагает, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований ШРК к администрации MP адрес о предоставлении жилого помещения отказать.
Взыскать с ШРК в бюджет администрации MP адрес госпошлину в размере №... руб.
В апелляционной жалобе ШРК ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указано, что ссылка суда на то, что ШРК не обращался в адрес для обеспечения его жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и до достижения №... лет, не предпринимал попытки встать на учет в оран местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, незаконна. Истца в №... г. задержали в детском доме «адрес» и после чего его осудили на №... лет ИК строго режима. Освободился в №... г. О законном основании возможности получения жилого помещения не знал, истцу указанное право не разъясняли. Документы в архивах не сохранились, однако истец вырос в детском доме «адрес».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ШРК доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить. Содержится в адрес России по РБ, соединение установлено путем видеоконференцсвязи.
Иные лица на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ШРК, №... дата №... г.рождения, являлся ребенком-сиротой, его мать ШМА лишена родительских прав в отношении сына ШРК, истец был передан на попечение адрес городского народного суда Башкирской АССР от №... июня №... г., сведения об отце отсутствуют.
В период с июня №... г. по №... г. ШРК находился в адрес детском доме. №... августа №... г. ШРК переведен в Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «адрес» (ранее адрес № №...), откуда выбыл №... мая №... г. в связи с осуждением (л.д. №..., №...).
ШРК обратился с заявлением в Администрацию городского округа адрес РБ о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений.
№... июня №... г. Администрация городского округа адрес РБ направила ответ заявителю № №..., в котором указала, что на момент обращения возраст ШРК превысил №... г., принять его на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, как сироту, Администрация города не имеет законных оснований (л.д. №...).
Разрешая дело по существу и отказывая в удовлетворении требований ШРК, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ФЗ от 21 декабря 1996 г. № №...-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходил из того, что согласно сведениям информационного центра МВД по РБ с №... г. по №... февраля №... г., с №... апреля №... г. по №... апреля №... г., с №... мая №... г. по №... мая №... г., с №... мая №... г. по №... ноября №... г., с №... марта №... г. по настоящее время истец находился и находится в местах лишения свободы; доказательств, свидетельствующих об обращении истца до достижения им №...-летнего возраста, в орган местного самоуправления для обеспечения его жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, материалы дела не содержат; отсутствуют доказательства того, что истец с момента достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, материалы дела не содержат наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в том числе и после освобождения из мест лишения свободы.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (пункты 1 - 3, 6 - 9), в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
Указанная норма ранее предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На момент наступления совершеннолетия истца действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Вместе с тем, статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть №...).
Таким образом, действующее до №... дата №... г. жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
В соответствии со статьей №... вышеназванного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи №..., его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими №...-летнего возраста.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.).
В момент обращения с заявлением истец не относился к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, материалы дела не содержат.
Доводы о том, что истец не имел возможности реализовать указанное право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с нахождением в учреждениях исполнения наказаний, не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не являются уважительными причинами пропуска срока в связи с тем, что период нахождения в местах лишения свободы не был непрерывным, в период нахождения истца на свободе, и в частности в период с мая №... г. по май №... г., ШРК свое право на обеспечение жильем не реализовал.
Доводы о том, что на учет нуждающихся в жилых помещениях истец не был поставлен по причине неисполнения органами опеки и попечительства и иными должностными лицами обязанности по защите его прав как лица, оставшегося без попечения родителей, не разъяснения ему права на обеспечение жильем и необходимости обращения с соответствующим заявлением, не являются основанием для отмены решения суда.
Иных причин, по которым ШРК до №...-летнего возраста не обращался в уполномоченные органы с целью постановки его на учет для обеспечения жильем, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от №... ноября №... г., как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доказательств уважительности и исключительности причин, ранее препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период возраста с 18 до 23 лет, суду не представлено и материалы дела не содержат. Обязанность в предоставлении данных доказательств возложена на истца требованиями статьи №... Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе не имеется, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст. №..., №... – №... ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ШРК - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи И.В. Голубева
Т.К. Свистун
Справка: судья КМА