Дело № 2-299/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2017 года пос. Клетня
Клетнянский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кривоноженковой В.П.
при секретаре Тимошенковой Т.С.,
с участием представителя истца Дубининой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Клетнянского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мирнинского сельского поселения Клетнянского района о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Клетнянского района обратился в суд с данным иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории Мирнинского сельского поселения по адресу: Брянская область, Клетнянский район, д.Светель расположено место захоронения – общественное кладбище.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона (далее – ФЗ) «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее – прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу ч. 2 ст.15 ФЗ «О погребении и похоронном деле» решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности –государственные, муниципальные.
В соответствии с ч.1 ст.18 «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 ч. 2.1 ст. 9 Устава муниципального образования «Клетнянский район», а также согласно п.15 ч.1 ст.6 Устава Мирнинского сельского поселения организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Вопреки требованиям указанных норм администрацией Мужиновского сельского поселения не принимаются меры по содержанию мест захоронения (кладбищ) на подведомственной территории.
Установлено, что право собственности на место захоронения (кладбище), расположенное в д. Светель Клетнянского района, не зарегистрировано, кадастровые документы отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба из назначения невозможно.
Кладбища являются объектами недвижимого имущества, которые связаны с землей, их перемещение без соразмерного ущерба их назначения невозможно, то есть отвечают признакам недвижимого имущества, предусмотренным ст.130 ГК РФ.
Место захоронения (кладбище) в д. Светель в настоящее время не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, и в соответствии с ч.1 и ч.3 ст.225 ГК РФ подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Отсутствие собственника указанного места захоронения (кладбища) и надлежащего содержания и контроля за состоянием места захоронения, отсутствие мер по обеспечению его безопасности влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду, а также обеспечения гарантии каждому человеку после его смерти погребения с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с федеральным законом.
Непринятие должных мер по содержанию кладбища может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие контроля за эксплуатацией места захоронения может явиться очагом вспышки и распространения инфекционных заболеваний.
Прокурор просит суд обязать администрацию Мирнинского сельского поселения Клетнянского района поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества - вышеуказанное кладбище.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Клетнянского района Дубинина Н.В. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о дне, месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, глава Мирнинского сельского поселения Ш. представила в адрес суда заявление о рассмотрении дела без участия представителя, в котором исковые требования прокурора признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Просила суд установить срок исполнения данных действий до 01 августа 2018 года.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель истца Дубинина Н.В. не возражала против принятия судом признания иска и против установления срока исполнения решения до 01.04.2018г.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом постановляется решение об удовлетворении заявленных истцом требований без исследования доказательств по делу.
Учитывая, что признание иска ответчиком в данном случае заявлено добровольно, не противоречит требованиям закона, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, суд находит возможным принять его.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку для исполнения заявленных прокурором требований по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости требуется длительное время, суд находит необходимым определить срок исполнения решения суда. По мнению суда, срок до 01.04.2018г. является достаточным для исполнения данного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.173, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком – администрацией Мирнинского сельского поселения Клетнянского района.
Иск прокурора Клетнянского района Брянской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Мирнинского сельского поселения Клетнянского района Брянской области в срок до 01 апреля 2018 года поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества - место захоронения (кладбище), расположенное по адресу: Брянская область, Клетнянский район, д. Светель, - в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
В окончательной форме решение изготовлено 28 июля 2017 года.
Председательствующий: