Решение по делу № 33-4830/2023 от 29.05.2023

N дела,

присвоенный судом

первой инстанции: 2-1736/2023

УИД: 05RS0038-01-2022-018064-27

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 июля 2023 г. по делу N 33-4830/2023 г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Абдуллаева М.К.,

судей коллегии Ташанова И.Р., Антоновой Г.М.,

при секретаре судебного заседания Хизриеве Ш.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджие-
ва М.Ш. к администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», Управлению имущественных и земельных отношений города Махачкала о предоставлении земельного участка

по апелляционной жалобе Гаджиева М.Ш. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>.

Заслушав доклад судьи Ташанова И.Р., изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившегося истца, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гаджиев М.Ш. обратился в суд с иском к администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее - Администрация г.Махачкала), Управлению имущественных и земельных отношений города Махачкала (далее – УИиЗО г.Махачкала), в котором, после уточнения и дополнения требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просил:

- признать незаконным отказ УИиЗО г.Махачкала в предоставлении истцу по его заявлению от <дата> в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, в районе МКР «М-2» Приморского жилого района, участок , кадастровый , вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство;

- обязать УИиЗО г.Махачкала в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направить принятое решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка, проект договора купли-продажи земельного участка заявителю;

- взыскать убытки в виде упущенной выгоды в размере не меньше чем доходы, полученные от реализации земельных участков, которые должны были быть предоставлены истцу, с МКУ «Финансовое управление» г.Махачкала;

- взыскать компенсацию морального вреда в размере 1/10 от суммы причиненных убытков, но не менее 1 млн. рублей.

В обоснование исковых требований указывается, что Гаджиев М.Ш. состоит на учете под на получение земельного участка для многодетной семьи под индивидуальное жилищное строительство на основании Указа Президента РФ от <дата> «О мерах социальной поддержки многодетных семей» (в ред. Указа Президента от <дата> ), п. 6 ст. 39.5. Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от <дата> -Ф3 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации".

В 2021 году он обратился с иском об обязании Администрацию г.Махачкала предоставить земельный участок. Право истца на безвозмездное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью от 400 до 1000 кв.м Администрацией г. Махачкала в суде не оспаривалось, однако, в связи с отсутствием земельных участков решением суда в удовлетворении иска было отказано.

22.11.2022г. на сайте ГИС Торги (https://torgi.gov.ru) УИиЗО г. Махачкалы проинформировало о возможности предоставления в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, в районе МКР «М-2» Приморского жилого района, уч. , кадастровый .

В силу закона указанный земельный участок по всем параметрам подходит для предоставления многодетной семье истца без торгов. 14.12.2022г. он обратился с соответствующим заявлением в УИиЗО г.Махачкала, однако его заявление не приняли.

В связи с отказом принять заявление <дата> он подал соответствующее заявление о предоставлении указанного в извещении свободного земельного участка в приёмную Администрации г.Махачкала. К заявлению прилагались документы, указанные в пункте 16 перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Росреестра от <дата> N П/0321.

В письмах от <дата> и <дата> Администрация г.Махачкала сообщалось, что надо подождать до 2035 года, что для многодетных семей определены другие земельные участки в <адрес>. Тогда как жителям г.Махачкала предоставлять земельные участки в другом населённом пункте является нарушением ч. 2 ст. 83 ЗК РФ. <адрес> расположен в 15 км от г. Махачкала, градообразующим предприятием является расположенная неподалеку исправительная колония строгого режима УФСИН России по Республике Дагестан, то есть за границей населенного пункта г.Махачкала. Поселок относится к категории сельской местности.

В результате незаконных действий (бездействий) должностными лицами Администрации г. Махачкала и УИиЗО г.Махачкала допущены сокрытие информации об имеющихся свободных земельных участках, ответственность за которое предусмотрено ст. 140 УК РФ, выставление на аукцион имеющихся свободных земельных участков вместо их предоставления льготникам, состоящим в очереди и ожидающих от муниципальных властей решения об их предоставлении, ответственность за которое предусмотрено ст. 268 УК РФ, не принимаются решения по вопросу обеспечения всей необходимой инфраструктурой земельных участков для многодетных семей в <адрес>, ответственность за которое предусмотрено ст. 293 УК РФ.

В совокупности всех перечисленных правонарушений, в результате которых многодетным семьям определены земельные участки в заведомо отвратительных условиях, предоставлении преимущественного права на получение земельного участка лицам, способным приобрести земельный участок через аукцион или иными способами, должностными лицами Администрации г. Махачкала и УИиЗО г.Махачкала допущены нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его имущественного и должностного положения и принадлежности к каким-либо социальным группам (многодетные семьи).

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> в удовлетворении исковых требований Гаджиева М.Ш. отказано.

В апелляционной жалобе Гаджиев М.Ш. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для дела; судом не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; суд допустил нарушения и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права. Кроме того, суд рассмотрел дело в отсутствии истца, который не был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в деле отсутствует протокол судебного заседания от <дата> и его аудиозапись.

В заседание судебной коллегии истец Гаджиев М.Ш. явился.

Остальные участники процесса в заседание суда не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела заблаговременно и надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили.

Руководствуясь положениями п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), разъяснениями пунктов 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от <дата> «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», судебная коллегия считает обязанность по надлежащему извещению участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения настоящего дела исполненной в соответствии с положениями статьи 113 ГПК РФ.

Принимая во внимание, что участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело на основании ч.3 ст.167, ч.ч.1, 2 ст. 327 ГПК РФ при состоявшейся явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившегося истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.

Частью 2 ст. 28 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Предусмотренное подп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ право граждан, имеющих трех и более детей, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не отменяет особенностей оборота этих земельных участков.

Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Республики Дагестан от <дата>
N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в следующих случаях: 1) отсутствия у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение; 2) постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2017 года
N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" (ч. 1) земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Закона и состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи перечень сформированных земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Закона, ежегодно не позднее 10 декабря текущего года утверждается органом местного самоуправления и в течение трех дней со дня утверждения публикуется в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Перечень составляется отдельно по каждому виду разрешенного использования земельного участка и должен содержать характеристики земельных участков, включая их кадастровые номера, местоположение, площадь, а также технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с ч. 8 указанной статьи решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления в течение тридцати дней со дня постановки гражданина на учет, за исключением случая, предусмотренного частью 9 настоящей статьи. Очередность бесплатного предоставления земельных участков определяется на основании даты регистрации соответствующих заявлений.

В части 9 указанной статьи указано на то, что при отсутствии сформированных земельных участков на дату постановки на учет либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимается в течение тридцати дней после формирования земельного участка.

В соответствии со ст.ст. 10-11 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2017 года
N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в следующих случаях: 1) отсутствия у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение; 2) постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок. 2. Указанным в части 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований в Республике Дагестан в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона.

Перечень сформированных земельных участков (далее - Перечень) для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, ежегодно не позднее 10 декабря текущего года утверждается органом местного самоуправления и в течение трех дней со дня утверждения публикуется в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Перечень составляется отдельно по каждому виду разрешенного использования земельного участка и должен содержать характеристики земельных участков, включая их кадастровые номера, местоположение, площадь, а также технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Информация о бесплатном предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органом местного самоуправления. Учет граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется отдельно.

Таким образом, предоставление земельного участка многодетной семье в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при соблюдении всех вышеперечисленных условий.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Гаджиев М.Ш. с 2013 года состоит на учете для предоставления земельного участка по категории «многодетная семья».

Принятие решения о предоставлении гражданам в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства входит исключительно в компетенцию органов исполнительной власти Республики Дагестан и муниципальной власти города Махачкала.

Осуществление мероприятий по предоставлению земель на территории муниципального образования «город Махачкала» производится в соответствии с решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 23.09. 2009 № 20-4в «О порядке предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам, указанным в п.п. 2 и 2.1 настоящего Порядка, осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ «город Махачкала» для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Осуществление права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно на основании п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ возможно только при наличии сформированных для этих целей земельных участков. При реализации данного права местоположение участков определяется органом местного самоуправления. Лица, претендующие на получение участка на указанных условиях, не вправе требовать предоставления им конкретного земельного участка. Вместе с тем, они не лишены возможности приобрести земельный участок на общих основаниях, но в этом случае не вправе ссылаться на наличие у них преимуществ.

Многодетные семьи, проживающие на территории города Махачкала, не вправе требовать бесплатного предоставления земельных участков без проведения торгов при наличии лиц, обладающих преимущественным или исключительным правом на приобретение указанного участка. Истец в очереди значится под номером 209.

Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> «Об утверждении Генерального плана развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» до 2035 года утвержден Генеральный план городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Для бесплатного предоставления многодетным семьям и иным льготным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства УИиЗО г.Махачкалы обеспечено выполнение кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в <адрес>, МКР-05, общей площадью 52 га.

Из материалов дела, обращений главы города Махачкалы к Главе Республики, Правительству Республики Дагестан следует, что Администрацией г. Махачкала в целях ускорения решения вопроса по улучшению жилищных условий граждан льготных категорий неоднократно ставился вопрос о возможности финансового обеспечения городского округа с внутригородским делением «города Махачкала» необходимых расходов, поскольку органы местного самоуправления должны обеспечивать земельные участки, предоставленные многодетным семьям, необходимой инженерной инфраструктурой (газификация, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, строительство внутренних дорог.

При изложенных обстоятельствах утверждения истца о том, что предоставлением земельного участка в другом населенном пункте является нарушением ч.2 ст. 83 ЗК РФ, судебная коллегия находит не состоятельными.

Требования истца об обязании Администрацию Махачкалы предоставить ему земельный участок , расположенный в МКР «М-2» Приморского жилого района, участок 261, кадастровый , без проведения торгов бесплатно в собственность под индивидуальное жилищное строительство, пресечения действий ответчиков, создающих угрозу праву истца на безвозмездное однократное получение земельного участка с кадастровым номером 05:40:000067:2066, и взыскании убытков правильно подлежали отказу в виду их незаконности.

Планом развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» до 2035 года для распределения земельных участков очередникам – льготникам определен <адрес>, микрорайон 5.

Из дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000067:2066 не образован в целях его бесплатного предоставления многодетным семьям.

Учитывая фактические обстоятельства дела, а также приведенные выше требования действующего законодательства, суд первой инстанции пришел в правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гаджиева М.Ш.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении Гаджиева М.Ш. опровергается материалами дела, так как согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80101581588188, Гаджиев М.Ш. получил извещение Советского районного суда г.Махачкалы о судебном разбирательстве, назначенном на 15 часов 30 минут <дата><дата>.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии протокола судебного заседания от <дата> судебная коллегия также находит необоснованным, поскольку ведение протокола судебного заседания при проведении подготовки дела к судебному разбирательству нормами действующего процессуального законодательства не предусмотрено.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 14 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2023 года.

N дела,

присвоенный судом

первой инстанции: 2-1736/2023

УИД: 05RS0038-01-2022-018064-27

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 июля 2023 г. по делу N 33-4830/2023 г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Абдуллаева М.К.,

судей коллегии Ташанова И.Р., Антоновой Г.М.,

при секретаре судебного заседания Хизриеве Ш.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджие-
ва М.Ш. к администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», Управлению имущественных и земельных отношений города Махачкала о предоставлении земельного участка

по апелляционной жалобе Гаджиева М.Ш. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>.

Заслушав доклад судьи Ташанова И.Р., изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившегося истца, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гаджиев М.Ш. обратился в суд с иском к администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее - Администрация г.Махачкала), Управлению имущественных и земельных отношений города Махачкала (далее – УИиЗО г.Махачкала), в котором, после уточнения и дополнения требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просил:

- признать незаконным отказ УИиЗО г.Махачкала в предоставлении истцу по его заявлению от <дата> в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, в районе МКР «М-2» Приморского жилого района, участок , кадастровый , вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство;

- обязать УИиЗО г.Махачкала в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направить принятое решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка, проект договора купли-продажи земельного участка заявителю;

- взыскать убытки в виде упущенной выгоды в размере не меньше чем доходы, полученные от реализации земельных участков, которые должны были быть предоставлены истцу, с МКУ «Финансовое управление» г.Махачкала;

- взыскать компенсацию морального вреда в размере 1/10 от суммы причиненных убытков, но не менее 1 млн. рублей.

В обоснование исковых требований указывается, что Гаджиев М.Ш. состоит на учете под на получение земельного участка для многодетной семьи под индивидуальное жилищное строительство на основании Указа Президента РФ от <дата> «О мерах социальной поддержки многодетных семей» (в ред. Указа Президента от <дата> ), п. 6 ст. 39.5. Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от <дата> -Ф3 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации".

В 2021 году он обратился с иском об обязании Администрацию г.Махачкала предоставить земельный участок. Право истца на безвозмездное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью от 400 до 1000 кв.м Администрацией г. Махачкала в суде не оспаривалось, однако, в связи с отсутствием земельных участков решением суда в удовлетворении иска было отказано.

22.11.2022г. на сайте ГИС Торги (https://torgi.gov.ru) УИиЗО г. Махачкалы проинформировало о возможности предоставления в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, в районе МКР «М-2» Приморского жилого района, уч. , кадастровый .

В силу закона указанный земельный участок по всем параметрам подходит для предоставления многодетной семье истца без торгов. 14.12.2022г. он обратился с соответствующим заявлением в УИиЗО г.Махачкала, однако его заявление не приняли.

В связи с отказом принять заявление <дата> он подал соответствующее заявление о предоставлении указанного в извещении свободного земельного участка в приёмную Администрации г.Махачкала. К заявлению прилагались документы, указанные в пункте 16 перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Росреестра от <дата> N П/0321.

В письмах от <дата> и <дата> Администрация г.Махачкала сообщалось, что надо подождать до 2035 года, что для многодетных семей определены другие земельные участки в <адрес>. Тогда как жителям г.Махачкала предоставлять земельные участки в другом населённом пункте является нарушением ч. 2 ст. 83 ЗК РФ. <адрес> расположен в 15 км от г. Махачкала, градообразующим предприятием является расположенная неподалеку исправительная колония строгого режима УФСИН России по Республике Дагестан, то есть за границей населенного пункта г.Махачкала. Поселок относится к категории сельской местности.

В результате незаконных действий (бездействий) должностными лицами Администрации г. Махачкала и УИиЗО г.Махачкала допущены сокрытие информации об имеющихся свободных земельных участках, ответственность за которое предусмотрено ст. 140 УК РФ, выставление на аукцион имеющихся свободных земельных участков вместо их предоставления льготникам, состоящим в очереди и ожидающих от муниципальных властей решения об их предоставлении, ответственность за которое предусмотрено ст. 268 УК РФ, не принимаются решения по вопросу обеспечения всей необходимой инфраструктурой земельных участков для многодетных семей в <адрес>, ответственность за которое предусмотрено ст. 293 УК РФ.

В совокупности всех перечисленных правонарушений, в результате которых многодетным семьям определены земельные участки в заведомо отвратительных условиях, предоставлении преимущественного права на получение земельного участка лицам, способным приобрести земельный участок через аукцион или иными способами, должностными лицами Администрации г. Махачкала и УИиЗО г.Махачкала допущены нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его имущественного и должностного положения и принадлежности к каким-либо социальным группам (многодетные семьи).

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> в удовлетворении исковых требований Гаджиева М.Ш. отказано.

В апелляционной жалобе Гаджиев М.Ш. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для дела; судом не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; суд допустил нарушения и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права. Кроме того, суд рассмотрел дело в отсутствии истца, который не был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в деле отсутствует протокол судебного заседания от <дата> и его аудиозапись.

В заседание судебной коллегии истец Гаджиев М.Ш. явился.

Остальные участники процесса в заседание суда не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела заблаговременно и надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили.

Руководствуясь положениями п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), разъяснениями пунктов 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от <дата> «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», судебная коллегия считает обязанность по надлежащему извещению участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения настоящего дела исполненной в соответствии с положениями статьи 113 ГПК РФ.

Принимая во внимание, что участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело на основании ч.3 ст.167, ч.ч.1, 2 ст. 327 ГПК РФ при состоявшейся явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившегося истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.

Частью 2 ст. 28 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Предусмотренное подп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ право граждан, имеющих трех и более детей, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не отменяет особенностей оборота этих земельных участков.

Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Республики Дагестан от <дата>
N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в следующих случаях: 1) отсутствия у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение; 2) постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2017 года
N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" (ч. 1) земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Закона и состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи перечень сформированных земельных участков для бесплатного предоставления гражданам, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Закона, ежегодно не позднее 10 декабря текущего года утверждается органом местного самоуправления и в течение трех дней со дня утверждения публикуется в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Перечень составляется отдельно по каждому виду разрешенного использования земельного участка и должен содержать характеристики земельных участков, включая их кадастровые номера, местоположение, площадь, а также технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с ч. 8 указанной статьи решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления в течение тридцати дней со дня постановки гражданина на учет, за исключением случая, предусмотренного частью 9 настоящей статьи. Очередность бесплатного предоставления земельных участков определяется на основании даты регистрации соответствующих заявлений.

В части 9 указанной статьи указано на то, что при отсутствии сформированных земельных участков на дату постановки на учет либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимается в течение тридцати дней после формирования земельного участка.

В соответствии со ст.ст. 10-11 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2017 года
N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в следующих случаях: 1) отсутствия у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение; 2) постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок. 2. Указанным в части 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований в Республике Дагестан в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона.

Перечень сформированных земельных участков (далее - Перечень) для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, ежегодно не позднее 10 декабря текущего года утверждается органом местного самоуправления и в течение трех дней со дня утверждения публикуется в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Перечень составляется отдельно по каждому виду разрешенного использования земельного участка и должен содержать характеристики земельных участков, включая их кадастровые номера, местоположение, площадь, а также технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Информация о бесплатном предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органом местного самоуправления. Учет граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется отдельно.

Таким образом, предоставление земельного участка многодетной семье в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при соблюдении всех вышеперечисленных условий.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Гаджиев М.Ш. с 2013 года состоит на учете для предоставления земельного участка по категории «многодетная семья».

Принятие решения о предоставлении гражданам в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства входит исключительно в компетенцию органов исполнительной власти Республики Дагестан и муниципальной власти города Махачкала.

Осуществление мероприятий по предоставлению земель на территории муниципального образования «город Махачкала» производится в соответствии с решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 23.09. 2009 № 20-4в «О порядке предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам, указанным в п.п. 2 и 2.1 настоящего Порядка, осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ «город Махачкала» для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Осуществление права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно на основании п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ возможно только при наличии сформированных для этих целей земельных участков. При реализации данного права местоположение участков определяется органом местного самоуправления. Лица, претендующие на получение участка на указанных условиях, не вправе требовать предоставления им конкретного земельного участка. Вместе с тем, они не лишены возможности приобрести земельный участок на общих основаниях, но в этом случае не вправе ссылаться на наличие у них преимуществ.

Многодетные семьи, проживающие на территории города Махачкала, не вправе требовать бесплатного предоставления земельных участков без проведения торгов при наличии лиц, обладающих преимущественным или исключительным правом на приобретение указанного участка. Истец в очереди значится под номером 209.

Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> «Об утверждении Генерального плана развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» до 2035 года утвержден Генеральный план городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Для бесплатного предоставления многодетным семьям и иным льготным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства УИиЗО г.Махачкалы обеспечено выполнение кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в <адрес>, МКР-05, общей площадью 52 га.

Из материалов дела, обращений главы города Махачкалы к Главе Республики, Правительству Республики Дагестан следует, что Администрацией г. Махачкала в целях ускорения решения вопроса по улучшению жилищных условий граждан льготных категорий неоднократно ставился вопрос о возможности финансового обеспечения городского округа с внутригородским делением «города Махачкала» необходимых расходов, поскольку органы местного самоуправления должны обеспечивать земельные участки, предоставленные многодетным семьям, необходимой инженерной инфраструктурой (газификация, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, строительство внутренних дорог.

При изложенных обстоятельствах утверждения истца о том, что предоставлением земельного участка в другом населенном пункте является нарушением ч.2 ст. 83 ЗК РФ, судебная коллегия находит не состоятельными.

Требования истца об обязании Администрацию Махачкалы предоставить ему земельный участок , расположенный в МКР «М-2» Приморского жилого района, участок 261, кадастровый , без проведения торгов бесплатно в собственность под индивидуальное жилищное строительство, пресечения действий ответчиков, создающих угрозу праву истца на безвозмездное однократное получение земельного участка с кадастровым номером 05:40:000067:2066, и взыскании убытков правильно подлежали отказу в виду их незаконности.

Планом развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» до 2035 года для распределения земельных участков очередникам – льготникам определен <адрес>, микрорайон 5.

Из дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000067:2066 не образован в целях его бесплатного предоставления многодетным семьям.

Учитывая фактические обстоятельства дела, а также приведенные выше требования действующего законодательства, суд первой инстанции пришел в правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гаджиева М.Ш.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении Гаджиева М.Ш. опровергается материалами дела, так как согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80101581588188, Гаджиев М.Ш. получил извещение Советского районного суда г.Махачкалы о судебном разбирательстве, назначенном на 15 часов 30 минут <дата><дата>.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии протокола судебного заседания от <дата> судебная коллегия также находит необоснованным, поскольку ведение протокола судебного заседания при проведении подготовки дела к судебному разбирательству нормами действующего процессуального законодательства не предусмотрено.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 14 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2023 года.

33-4830/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гаджиев Мурад Шарабутдинович
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкалы
Другие
МКУ Финансовое Управленме г.Махачкале
Уполномоченный при Призеденте России по правам ребенка Львова- Белова М.А.
Глава РД Меликов С.А.
Уполномоченный при Президенте России по правам человека Москалькова Т.Н.
Администрация Президента России
Генеральная прокуратура России
партия единая россия
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
30.05.2023Передача дела судье
29.06.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2023Передано в экспедицию
18.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее