Решение по делу № 2-800/2024 от 09.09.2024

УИД 35RS0028-01-2024-001317-28

Дело № 2-800/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

посёлок Шексна                                                                                                         22 ноября 2024 года.

Шекснинский районный суд Вологодской области в составе

судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Солодовой Ж.Ю.,

с участием помощника прокурора Богодаева С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Шекснинского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности создать и организовать деятельность аварийно-спасательной службы,

установил:

Заместитель прокурора Шекснинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района по информации ГУ МЧС России по Вологодской области проведен анализ исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, по результатам которого в деятельности администрации Шекснинского муниципального района установлено ненадлежащее исполнение своих полномочий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в результате чего создается угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде, нарушаются права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

По результатам анализа установлено, что в нарушение п. 24, ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14, п. 21                       ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», п.п.2, 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, на территории Шекснинского района профессиональная аварийно-спасательная служба (формирование) не создана.

Помимо того, в нарушение ст. 9 Бюджетного кодекса РФ бюджетных денежных средств на создание и организацию деятельности аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования на уровне муниципального района, как расходного обязательства муниципального образования, не предусмотрено.

Создание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на уровне муниципального района прямо предписано законом и является обязательным, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы являются составной частью единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, тем самым составляют основу сил постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации.

Отсутствие данных формирований и служб не позволяет должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории района.

Действующим законодательством создание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований является обязанностью органа местного самоуправления.

В связи с чем, просит суд возложить обязанность в срок до 31 декабря 2025 года создать и организовать деятельность аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования на территории Шекснинского муниципального района, обеспечив их содержание.

            Помощник прокуратура Шекснинского района Богодаев С.О., исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в иске.

Представитель администрации Шекснинского муниципального района, уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. Поступил отзывы на иск, где имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя и указано, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельские поселения наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. В ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в вопросах местного значения данное полномочие у муниципального района отсутствует. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В настоящее время инициативы от поселений о передаче данных полномочий на уровень района не поступало. Администрация района считает, что не является надлежащим ответчиком по делу. Ссылаясь на наличие на территории района 10 пожарно-спасательных подразделений с общей штатной численностью в 202 человека, считают нецелесообразным создание отдельной аварийно-спасательной службы на территории района, так как потребует вложения значительных бюджетных средств на приобретение оборудования, обмундирования, спецтранспорта. Кроме того срок до 31 декабря 2025 года для реализации данного мероприятия является коротким и неисполнимым.

Представитель Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности Дубчинская Т.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, по мотивам, изложенным в письменном отзыве, дополнив, что в соответствии с пунктом 2 частью 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения являются обязанностью, а не правом органов местного самоуправления.

Заслушав прокурора, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), пунктами 21, 28, 30, 33, 42 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003                              № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно со статьей 2 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях органов местного самоуправления осуществляют органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления осуществляется их соответствующими органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 2).

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (пункт 3).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района по информации ГУ МЧС России по Вологодской области проведен анализ исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В деятельности администрации Шекснинского муниципального района установлено ненадлежащее исполнение полномочий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в результате чего создается угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде, нарушаются права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а именно на территории Шекснинского муниципального района не создана профессиональная аварийно-спасательная служба (формирование).

В адрес администрации Шекснинского муниципального района прокуратурой Шекснинского района внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

В ответе на представление прокуратуры Шекснинского района от 11 мая 2023 года указано, что на территории района существует 10 пожарно-спасательных подразделений:

16 пожарно-спасательная часть по охране п. Шексна 2 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС – <адрес>;

ПЧ-62 филиал № 2 КУ ПБ «Противопожарная служба Вологодской области» - <адрес>;

ПЧ-63 филиал № 2 КУ ПБ «противопожарная служба Вологодской области» - <адрес>;

ОП-64 филиал № 2 КУ ПБ «Противопожарная служба Вологодской области» - <адрес>;

ОП-64 филиал № 2 КУ ПБ «Противопожарная служба Вологодской области» - <адрес>;

ДПК ООО «Шекснинский комбинат древесных плит» - <адрес>;

ВПК-12 ФКУ-12 УФСИН России по Вологодской области – <адрес>;

ВПК-17 ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области – <адрес>;

ВПЧ Шекснинского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ухта» (КС-21) – <адрес>;

Пожарная команда в/ч 25594 – <адрес>.

Итого по району штатная численность 202 человека, пожарной техники 20 единиц. На территории поселений имеется 8 подразделений добровольно-пожарных дружин, имеющие на вооружении переносные мотопомпы (<данные изъяты>). Кроме того, ежегодно на основании муниципальной программы «Безопасность» администрация городского поселения п. Шексна закупает и добровольно передает в Главное управление МЧС России по Вологодской области материальные ценности, направленные на противопожарные мероприятия в поселении. Считают, что создание отдельной аварийно-спасательной службы на территории района нецелесообразным, так как повлечет за собой финансовые затраты из бюджета района.

Из чего следует, что собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования) на территории Шекснинского муниципального района отсутствуют.

С учетом того, что действующим законодательством создание аварийно-спасательных служб (формирований) является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку они являются составной частью единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем составляют основу сил постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации, администрацией Шекснинского муниципального района мер к созданию аварийно-спасательных служб (формирований) на уровне муниципального района не принято, то есть требования действующего законодательства не исполнены, суд считает необходимым исковые требования о возложении обязанности создать и организовать деятельность аварийно-спасательной службы на территории района удовлетворить, установив срок для создания до 31 декабря 2025 года, поскольку полагает данный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора Шекснинского района Вологодской области к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области удовлетворить.

Обязать администрацию Шекснинского муниципального района Вологодской области в срок до 31 декабря 2025 года создать и организовать деятельность аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования на территории Шекснинского муниципального района, обеспечив их содержание.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Шекснинский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение     изготовлено 05 декабря 2024 года.

Судья                                                                   Т.А. Попова

2-800/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Шекснинского района Вологодской области
Ответчики
Администрация Шекснинского муниципального района
Другие
ГУ МЧС России по Вологодской области
Суд
Шекснинский районный суд Вологодской области
Судья
Попова Т.А.
Дело на странице суда
sheksninsky.vld.sudrf.ru
09.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2024Подготовка дела (собеседование)
16.09.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.10.2024Предварительное судебное заседание
31.10.2024Судебное заседание
22.11.2024Судебное заседание
05.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее