УИД 61RS0019-01-2021-000961-02
Судья Политко Ф.В. Дело № 33а-7631/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Москаленко Ю.М.,
судей Богатых О.П., Последова А.Ю.
при секретаре Горбатько А.А.
с участием прокурора Шматовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области к Юсупову В.В. об установлении административного надзора, по апелляционной жалобе Юсупова В.В. на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 25 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.М., судебная коллегия по административным делам
установила:
ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области обратилось в суд с административным иском к Юсупову В.В., отбывающему уголовное наказание в виде лишения свободы с 20 июня 2019 года по 19 июня 2021 года, об установлении административного надзора.
В обоснование заявленных требований указано, что за время отбывания наказания осужденный за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п.«а» ч.3 ст.158 УК Российской Федерации, при опасном рецидиве преступлений, Юсупов В.В. не зарекомендовал себя с положительной стороны, имеет 18 взысканий, не имеет поощрений, в связи с чем, по мнению административного истца, административный ответчик подпадает под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
На основании изложенного, административный истец просил суд рассмотреть вопрос об установлении в отношении Юсупова В.В. надзора на срок 8 лет, с установлением следующих ограничений: запрещение выезда за установленные судом пределы территории; явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 25 февраля 2021 года административный иск ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области удовлетворен. Суд установил Юсупову В.В. административный надзор сроком на 8 лет, исчисляемых за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с применением следующих административных ограничений: обязательная явка на регистрацию два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрет выезда за пределы Родионово-Несветайского района Ростовской области.
В апелляционной жалобе Юсупов В.В. выражает несогласие с решением суда, ссылаясь на чрезмерный, по его мнению, срок административного надзора, необоснованность обязательной явки в орган внутренних дел два раза в месяц, а также приводит доводы об отсутствии в его действиях опасного рецидива преступлений и наличия у него ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Шматовой Н.А., полагавшей решение суда законным и подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Основания, порядок и процедура применения административного надзора, а также круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, урегулированы гл. 29 КАС Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Так в силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении указанного в ч. 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП Российской Федерации.
В то же время, из п. 2 ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Как определено ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться перечисленные в статье административные ограничения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 названого Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 названного Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 названного Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
При этом в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что приговором Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23 октября 2018 года Юсупов В.В. осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК Российской Федерации к лишению свободы сроком на 2 (два) года условно.
Данным приговором в действиях Юсупова В.В. на основании п. «б» ч. 2 ст. 18 УК Российской Федерации также установлен опасный рецидив преступлений, ввиду осуждения Юсупова В.В. Октябрьским районным судом г. Ростова-на-Дону 4 марта 2016 года по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК Российской Федерации к 6 (шести) месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима; 29 сентября 2016 года по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК Российской Федерации к 1 (одному) году 6 (шести) месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Впоследствии, постановлением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 20 июня 2019 года принятому по представлению заместителя начальника Новошахтинского МФ ФК УУИИ ГУФСИН России по Ростовской области, условное осуждение Юсупову В.В. по приговору от 23 октября 2018 года отменено с направлением осужденного в места лишения свободы для исполнения наказания на срок 2 (два) года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока наказания с 20 июня 2019 года, зачетом в срок отбытия наказания периода содержания под стражей с 20 июня 2019 года по день вступления постановления в законную силу включительно, из расчета в соответствии с п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК Российской Федерации как один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Как указано ранее, преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК Российской Федерации, за которое Юсупов В.В. осужден приговором Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 23 октября 2018 года, согласно ч. 4 ст. 15 УК Российской Федерации, относится к тяжким преступлениям.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, поскольку Юсупов В.В. является совершеннолетним лицом, имеет непогашенную судимость по приговору Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 23 октября 2018 года за совершение тяжкого преступления, при наличии в его действиях опасного рецидива, суд первой инстанции на основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обоснованно установил административный надзор в отношении Юсупова В.В. на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно ч. 8 ст. 272 КАС Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Перечень административных ограничений, установленных в отношении Юсупова В.В., определен судом в строгом соответствии с положениями ст. 4 названного Федерального закона, принимая во внимание обстоятельства, характер и степень общественной опасности преступления, совершенного им при опасном рецидиве.
Установленные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», не являются произвольными, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, не ограничивают основные конституционные права поднадзорного лица.
Так, принимая решение об установлении административного надзора, суд, в том числе, установил в отношении административного ответчика административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Этот вид административного ограничения предусмотрен п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 данной статьи установление судом такого вида ограничения является обязательным.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (два раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц), с учетом обстоятельств дела является разумным.
В свою очередь, п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» допускает установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, имеет целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел.
Доказательств того, что данное ограничение воспрепятствует ему в осуществлении жизненных и социально необходимых прав Юсуповым В.В. не представлено.
С учетом изложенного, оснований для изменения установленных судом первой инстанции административных ограничений не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как не содержат оснований, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают.
Нарушения норм процессуального права, являющегося основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 194 КАС Российской Федерации, или оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, закрепленных ст. 196 названного Кодекса, также не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юсупова В.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Москаленко Ю.М.
Судья Богатых О.П.
Судья Последов А.Ю.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2021 года