Дело № 2-1088/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Булычевой С.Н.,
при помощнике судьи Хромовой С.Е., секретаре судебного заседания Савиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черногаевой <данные изъяты> к Шешуковой <данные изъяты> о прекращении долевой собственности на жилой дом и признании права собственности на часть жилого дома,
установил:
Истец Черногаева В.Р. обратилась в суд с иском к ответчику Шешуковой В.Д. о прекращении долевой собственности на жилой дом и признании права собственности на часть жилого дома.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу Черногаевой В.Р. на праве общей долевой собственности – 1/2 доля в праве принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Совладельцами жилого дома являлись Шешукова В.Д., ФИО1 В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Между совладельцами сложился следующий порядок пользования: - истец пользуется помещениями: в Литере А1 помещением 1 площадью 9,3 кв.м, помещением 2 площадью 5,3 кв.м, помещением 3 площадью 20,2 кв.м, в Литере А1 помещением 4 площадью 11,5 кв.м, помещением 5 площадью 5,0 кв.м, помещением 6 площадью 3,2 кв.м, помещением 7 площадью 1,7 кв.м.; - Шешукова В.Д. и ФИО1 пользуются следующими помещениями: в Литере А помещением 4 площадью 8,8 кв.м, помещением 2 площадью 9,8 кв.м, помещением 5 площадью 13,5 кв.м., в Литере а1 помещением 3 площадью 2,3 кв.м, помещением 1 площадью 8,6 кв.м, подвал площадью 13,0 кв.м. Согласно техническому паспорту БТИ спорный жилой дом фактически состоит из двух изолированных частей, которые имеют отдельные выходы на земельный участок. Каждая из изолированный частей имеет самостоятельную систему коммуникаций. В настоящий момент истцу стало известно о том, что право долевой собственности Шешуковой В.Д., ФИО1 на жилой дом прекращено и им на праве долевой собственности принадлежит часть жилого дома, общей площадью 56 кв.м. Принадлежащая им часть жилого дома, согласно сведениям ЕГРН, состоит из помещений, которые находились в их фактическом пользовании. Кроме того, принадлежащая Шешуковой В.Д., ФИО1 часть жилого дома располагается в границах земельного участка, принадлежащего им на праве долевой собственности. Выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе. Произведенный Шешуковой В.Д. и ФИО1 выдел своей доли прекратил долевую собственность сторон на жилой дом. Поскольку принадлежащая Черногаевой В.Р. доля в праве общей долевой собственности фактически представляет собой изолированную часть дома с отдельным входом, совладельцы дома выдел своей доли произвели, то истец считает, что имеет право на выдел доли в судебном порядке.
На основании изложенного, истец просит суд прекратить ее долевою собственность на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; выделить Черногаевой В.Р. и признать за ней право собственности на часть жилого дома, расположенную по адресу: <адрес>, состоящую из следующих помещений: в Литере А1 помещения 1 площадью 9,3 кв.м, помещения 2 площадью 5,3 кв.м, помещения 3 площадью 20,2 кв.м, в Литере А1 помещения 4 площадью 11,5 кв.м, помещения 5 площадью 5,0 кв.м, помещения 6 площадью 3,2 кв.м., помещения 7 площадью 1,7 кв.м.
Истец Черногаева В.Р. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Ответчик Шешукова В.Д. в судебное заседание не явилась. Судебная повестка с извещением о времени и месте слушания дела, направленная по месту жительства ответчика, возвращена в адрес суда с отметкой почтовой связи «истек срок хранения» (л.д. 36-39). В силу положений ст. 118 ГПК РФ судебные извещения посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится. Факт неполучения извещений, своевременно направленных по месту жительства ответчика заказной корреспонденцией, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении его судом о дате судебного заседания, а расценивается как отказ от получения судебного извещения (ч. 2 ст. 117 ГПК РФ). Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделение связи.
При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из технического паспорта на индивидуальный жилой дом по <адрес>, выполненного Каширским БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также выписки из ЕГРН следует, что жилой дом, общей площадью 112,2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, состоял из 2 квартир (л.д. 8-10, 12).
Черногаева В.Р. на основании договора купли-продажи доли домовладения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <данные изъяты> доли вышеуказанного жилого дома, общей площадью 112,2 кв.м., с кадастровым номером №. Право общей долевой собственности истца зарегистрировано в Каширском бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 14, 49-56).
Из выписки из ЕГРН и копии дела правоустанавливающих документов следует, что Шешукова <данные изъяты> и ФИО1 на основании договора мены части жилого дома с земельным участком на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО2, являются собственниками (общая совместная собственность) части жилого дома общей площадью 56 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 11, 98-100).
Также Шешуковой В.Д. и ФИО1 принадлежит на праве общей совместной собственности земельный участок площадью 870 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 13, 41-48).
Ответ нотариуса Каширского нотариального округа Московской области ФИО3 на запрос суда удостоверяет, что в ее производстве находится наследственное дело №, открытое к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследником, принявшим наследство является жена - Шешукова В.Д. (ответчик) (л.д. 158).
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Таким образом, в доме, расположенном по адресу: <адрес>, истцу принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности, ответчику Шешуковой В.Д. – часть указанного жилого дома.
Из технического паспорта на жилой дом и выписки из ЕГРН следует, что спорный жилой дом фактически состоит из двух изолированных частей, которые имеют отдельные выходы на земельный участок.
Между сторонами сложился порядок пользования, в пользовании истцов находятся следующие помещения: в Литере А помещение 1 площадью 9,3 кв.м, помещение 2 площадью 5,3 кв.м, помещение 3 площадью 20,2 кв.м, в Литере А1 помещение 4 площадью 11,5 кв.м, помещение 5 площадью 5,0 кв.м, помещение 6 площадью 3,2 кв.м, помещение 7 площадью 1,7 кв.м.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии со ст. 252 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Согласно разъяснениям, данным в п.п. «а» п. 6 и п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 4 от 10.06.1980 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом", выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (ст. 252 ГК РФ). В тех случаях, когда в результате выдела сособственнику передается часть помещения, превышающая по размеру его долю, суд взыскивает с него соответствующую денежную компенсацию и указывает в решении об изменении долей в праве собственности на дом.
Пункт 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ относит к жилым помещениям часть жилого дома.
Жилищный кодекс РФ не раскрывает содержания такого понятия, как «часть жилого дома».
Из разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума ВС СССР от 31.07.1981 "О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом", следует, что «часть жилого дома» представляет собой ее изолированную часть, имеющую отдельный вход.
Оценив представленные доказательства, учитывая, что принадлежащая Черногаевой В.Р. доля в праве общей долевой собственности фактически представляет собой изолированную часть дома с отдельным входом, правопредшественник ответчика произвел выдел своей доли на жилой дом, вследствие чего суд приходит к выводу о том, что право общей долевой собственности Черногаевой В.Р. на дом подлежит прекращению и за ней надлежит признать право собственности на часть жилого дома, расположенную по адресу: <адрес>, состоящую из следующих помещений: в Литере А помещения 1 площадью 9,3 кв.м., помещения 2 площадью 5,3 кв.м, помещения 3 площадью 20,2 кв.м., в Литере А1 помещения 4 площадью 11,5 кв.м., помещения 5 площадью 5,0 кв.м., помещения 6 площадью 3,2 кв.м., помещения 7 площадью 1,7 кв.м.
Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 ч. 2 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона установлено, что вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Черногаевой <данные изъяты> к Шешуковой <данные изъяты> о прекращении долевой собственности на жилой дом и признании права собственности на часть жилого дома, удовлетворить.
Прекратить долевою собственность Черногаевой <данные изъяты> на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Выделить Черногаевой <данные изъяты> и признать за ней право собственности на часть жилого дома, расположенную по адресу: <адрес>, состоящую из следующих помещений: в Литере А помещения 1 площадью 9,3 кв.м., помещения 2 площадью 5,3 кв.м., помещения 3 площадью 20,2 кв.м., в Литере А1 помещения 4 площадью 11,5 кв.м., помещения 5 площадью 5,0 кв.м., помещения 6 площадью 3,2 кв.м., помещения 7 площадью 1,7 кв.м.
Решение суда является основанием для Управления Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Черногаевой <данные изъяты> на вышеуказанную часть жилого дома, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья С.Н. Булычева