К делу № 2-8075/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Таганрог 18 сентября 2015 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Качаевой Л.В.
При секретаре Гордиенко О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рябичев Д.В. о признании решения КУИ г. Таганрога об отказе в предоставлении доли земельного участка в собственность незаконным, заинтересованные лица: КУИ г. Таганрога, Администрация г. Таганрога, -
У С Т А Н О В И Л:
Рябичев Д.В. обратился в Таганрогский городской суд с заявлением о признании решения КУИ г. Таганрога об отказе в предоставлении доли земельного участка в собственность незаконным, заинтересованные лица: КУИ г. Таганрога, Администрация г. Таганрога.
В обоснование исковых требований указано, что заявитель является собственником жилого дома общей площадью 33,6 кв.м. литер: Л, находящегося по адресу: Россия, <адрес>, кадастровый номер №, а также собственником 6/8 доли земельного участка площадью 215 кв.м., находящегося по адресу: Россия, <адрес>, кадастровый номер №. На данном земельном участке имеется жилой дом, общей площадью 113,8 кв.м., кадастровый помер № что подтверждается кадастровым паспортом, документы на регистрацию права собственности поданы в ЕГРП.
<дата> заявитель обратился в КУИ г. Таганрога с заявлением о предоставлении в собственность 2/8 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № общей площадью 215 кв.м.
Решением КУИ г. Таганрога от <дата> № заявителю было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, поскольку в соответствии со сведениями об обременениях и ограничениях в использовании земельного участка, представленными комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога, письмом от <дата> года, данный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город 'Таганрог», утвержденным Решением Городской Думы города Таганрога от <дата> № 506, (в редакции решения Городской Думы г. Таганрога от <дата> № 18) расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2-й пояс).
Заявитель считает решение КУИ г. Таганрога незаконным, и ссылаясь на положения п. 2 ст. 15, п. 4 ст. 28 ЗК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от <дата> N 1197-0, п. 4 и 14 ст. 1, п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановление Главного государственного сани тарного врача РФ от <дата> № «О ВВРДВПИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ "ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДОПРОВОДОВ ПИТЬЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ. САНПИН 2.1.4.1110-02" были введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации <дата>, с <дата>, п. 4 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении», указывает, что по смыслу указанных правовых норм источником водоснабжения является непосредственно сам водный объект, а зона санитарной охраны устанавливается в отношении земельного участка, в границах которого расположен источник питьевого водоснабжения. Однако, в границах спорного земельного участка не имеется каких-либо водных объектов, либо иных источников централизованного водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в границах минимально допустимых расстояний, предусмотренных пунктом 2.4. вышеуказанных СанПиН.
Из оспариваемого отказа не следует, о каком конкретно источнике питьевого водоснабжения идет речь, каковые его границы и чем предусмотрено его расположение в границах испрашиваемого земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок площадью, 215 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, - сведения об обременениях, в том числе о нахождении его в зоне первого и второго поясов санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - отсутствуют.
Ссылаясь на положения ст. 254 ГПК РФ, Рябичев Д.В. просит признать решение КУИ г. Таганрога от <дата> № об отказе в предоставлении в собственность 2/8 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 215 кв.м., незаконным и обязать КУИ г. Таганрога устранить допущенные нарушения в месячный срок с момента вступления в силу решения суда, путем направления Рябичев Д.В. проекта договора купли-продажи 2/8 доли земельного участка, общей площадью 215 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец Рябичев Д.В. в судебном заседании не присутствует, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Рябичев Д.В. адвокат Слепченко Р.А., действующий на основании ордера, требования административного иска поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика КУИ г. Таганрога Барсуков С.В., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в отказе в предоставлении административному истцу доли на земельный участок, поддержал, просил иск оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Администрация г. Таганрога в судебном заседании не присутствует, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом.
Дело, в отсутствие не явившихся сторон, рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав присутствующие стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Из материалов дела следует, что Рябичев Д.В. является собственником жилого дома общей площадью 33,6 кв.м. литер: Л, 6/8 доли земельного участка площадью 215 кв.м., находящихся по адресу: Россия, <адрес>.
<дата> Рябичев Д.В. обратился в КУИ г. Таганрога с заявлением о предоставлении в собственность 2/8 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 215 кв.м.
Решением КУИ г. Таганрога от 19.08. 2015 года № заявителю было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, поскольку в соответствии со сведениями об обременениях и ограничениях в использовании земельного участка, представленными комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога, письмом от <дата> года, данный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город 'Таганрог», утвержденным Решением Городской Думы города Таганрога от <дата> № 506, (в редакции решения Городской Думы г. Таганрога от <дата> №) расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2-й пояс).
Суд не может согласиться с доводами, изложенными в ответе КУИ г. Таганрога в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Домовладение по <адрес> в <адрес> расположено на земельном участке, который сформирован и поставлен на кадастровый учет с площадью 215 кв.м. под номером №
В материалы дела стороной административного истца представлена кадастровая выписка о земельном участке от <дата> года, что говорит о существовании данного земельного участка как объекта правовых отношений, с уточненной площадью 215 кв.м.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально (статья 85 Земельного кодекса РФ).
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Так, согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется продажа (без торгов) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Федеральным законом от 19.06.2007 года № 102-ФЗ данный перечень дополнен пп. 14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 13 сентября 2012 года № 892, уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Ростовской области, определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - Министерство ЖКХ РО).
Утверждение проектов зон санитарной охраны осуществляется Министерством ЖКХ РО в течение 10 рабочих дней со дня получения санитарно-эпидемиологического заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области и оформляется приказом Министерства ЖКХ РО.
Министерство ЖКХ области в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа об утверждении проекта зон санитарной охраны направляет его копию заявителю и органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, применительно к территории, которых утверждается проект зон санитарной охраны.
Таким образом, необходимым условием отнесения территории к водоохранной зоне является установление точных границ санитарной охранной зоны.
Административным ответчиком не представлено доказательств, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденным Решением Городской Думы города Таганрога от <дата> № (в редакции решения Городской думы города Таганрога от <дата> № 18) проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в г. Таганроге, разработаны и утверждены и что спорный земельный участок находится в зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из ответа КУИ г. Таганрога от <дата> следует, что в соответствии со сведениями об обременениях и ограничениях в использовании земельного участка, предоставленным Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога, согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» (в ред. Решения Городской Думы г. Таганрога от 06.11.2014 года № 18), утвержденных Решением Городской Думы города Таганрога от <дата> №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2-й пояс).
В материалах дела имеется ответ на судебный запрос из МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога № от <дата> года, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не входит в зону санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Данный ответ обоснован приложенными к ответу: Постановлением Совета депутатов трудящихся Ростовской области от 1951 года «О зоне санитарной охраны Таганрогского городского водопровода» и Решением Исполнительного комитета Ростовского областного Совета народных депутатов трудящихся № от <дата> «Об утверждении границ зоны санитарной охраны Таганрогского Донводопровода и Грунтового водопровода». Из содержания указанных документов видно, что спорный земельный участок расположен вне зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
.
Таким образом, суду не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок находится во 2 поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Учитывая, что административный истец имеет в собственности жилой дом и 3/8 доли в праве собственности на земельный участок, который не входит в водоохранную зону, административный истец имеет право приобрести 2/8 доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок в собственность.
Оценив, представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска о признании решения КУИ г. Таганрога № от <дата> о предоставлении в собственность Рябичев Д.В. права общей долевой собственности на 2/8 доли на земельный участок, поскольку в рамках рассмотрения спора ответной стороной не представлено доказательств подтверждающих, что земельный участок по <адрес> в <адрес> находится во 2 поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являются ограниченными в обороте.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение КУИ г. Таганрога № от <дата> об отказе в предоставлении Рябичев Д.В. о предоставлении в собственность 2/8 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 215 кв.м., незаконным.
Обязать КУИ г. Таганрога в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, направить Рябичев Д.В. проект договора купли-продажи 2/8 доли земельного участка, общей площадью 215 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Качаева
Решение в окончательной форме изготовлено <дата> года.