Судья Пивоварова Т.В. |
33-831/2022 76RS0022-01-2021-003748-31 Изготовлено 11 апреля 2022 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Басковой Г.Б.
судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.
при секретаре Тавровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
4 апреля 2022 года
дело иску заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля к ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница», Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о возложении обязанности по восстановлению сооружения гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Бачинской Н.Ю., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница», Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе: восстановить гидроизоляцию защитного сооружения и провести текущий ремонт строительных конструкций; произвести замену имеющихся фильтров-поглотителей на 4 фильтра ФПУ-300; произвести замену дизельной электростанции; устранить коррозию на воздуховодах, трубопроводах канализации и водопровода сооружения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по Ярославской области проведена проверка соблюдения ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны и защиты населения от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлено, что в собственности Ярославской области находится сооружение гражданской обороны (убежище) № по адресу: <адрес>, которое передано в оперативное управление ГБУЗ ЯО «ОКБ», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 12.09.2008. На убежище разработан паспорт, заверенный организацией, эксплуатирующей сооружение - ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница», и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Назначение убежища по проекту - стационар для нетранспортабельных больных, дата приемки в эксплуатацию - 30.05.1990 г.
При обследовании данного объекта выявлено отсутствие текущего ремонта строительных конструкций защитного сооружения: на стенах образовался грибок, отслоилась краска, имеют место протечки; инженерно-техническое оборудование находится в неудовлетворительном состоянии; воздуховоды и трубопроводы канализации и водопровода подверглись коррозии; аварийная ДЭС ДГ-50-М-8 находится в неудовлетворительном состоянии - коррозия всего оборудования; в помещениях защитного сооружения отмечена повышенная влажность воздуха, более 70 % (относительная влажность 76 %); фильтры ФП - 300 системы вентиляции требуют замены.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Заволжского района г. Ярославля руководителю учреждения 11.06.2021 г. внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены по причине отсутствия финансирования на реализацию вышеуказанных мероприятий и на нужды гражданской обороны со стороны учредителя. Учреждение неоднократно обращалось по указанному вопросу в Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, в том числе 09.10.2020 г., 06.05.2021 г., 29.06.2021 г., 16.08.2021г., но денежные средства не выделены. Вследствие не устранения выявленных в ходе проверки нарушений в настоящее время убежище не готово к приему укрываемых.
Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 26.11.2021 г. исковые требования прокурора были удовлетворены.
14.02.2022 г. по апелляционной жалобе ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, привлекала к участию в деле в качестве соответчика собственника спорного защитного сооружения - Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
В суд апелляционной инстанции поступил уточненный иск с аналогичными основаниями и требованиями, но с указанием дополнительно в качестве ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Прокурор Верещагина К.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске. Пояснила, что обязанность по приведению в надлежащее состояние сооружения должна быть возложена на всех ответчиков. Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области с Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области как учредитель и собственник соответственно, должны обеспечить финансирование мероприятий, а больница должна обеспечить их проведение.
Представитель ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» по доверенности Лумпова И.А. не оспаривала обязанность по содержанию в надлежащем состоянии защитного сооружения, указывала на отсутствие финансирования, которое должен осуществлять собственник. Просила определить срок для выполнения мероприятий 3 года с момента реального получения финансирования. Полагала, что иск заявлен заместителем прокурора Заволжского района г. Ярославля с нарушением компетенции, поскольку защитное сооружение предназначено не только для жителей Заволжского района. В ранее представленном письменном отзыве больницы содержится просьба о необходимости указания в решении на конкретные и определенные действия, которые обязаны выполнить (совершить) Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области и Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области просил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента. В представленных письменных позициях, по заявленным требованиям возражал, указал, что в соответствии с Положением о департаменте, утвержденном Постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 г. № 52 Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - департамент) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения (п.1.1). Содержание имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, является обязанностью учреждения. Кроме того, функция и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, который в соответствии по ст. 210 ГК РФ несет обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества. Также указал, что срок для исполнения судебного акта в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу является недостаточным для его исполнения, заведомо неисполним, поскольку выделение денежных средств находятся в ведении и компетенции Департамента финансов Ярославской области и потребует внесения соответствующих изменений в закон Ярославской области об областном бюджете на 2022 года и плановый период 2023 и 2024 годов.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в судебное заседание представителя не направил. Представил письменную позицию, в которой просил в удовлетворении исковых требований к департаменту отказать, поскольку департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, в силу положений ст.ст. 210, 296, 299 ГК РФ бремя содержания имущества несет учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления.
Третье лицо ГУ МЧС России по Ярославской области в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, уважительных причин не представило, об отложении дела не просило.
Судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела следует, что сооружение гражданской обороны (убежище) № по адресу: <адрес> находится в собственности Ярославской области и передано в оперативное управление ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница», что подтверждается выпиской и реестра от 12.12.2005 (л.д.58), свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 38), актом приема-передачи государственного имущества на праве оперативного управления от 21.04.1999 года и дополнительным соглашением к нему от 20.08.2008 г.
На убежище разработан паспорт, заверенный организацией, эксплуатирующей сооружение - ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница», и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Назначение убежища по проекту - стационар для нетранспортабельных больных, дата приемки в эксплуатацию - 30.05.1990.
Прокуратурой Заволжского района г. Ярославля с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по Ярославской области проведена проверка соблюдения ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» требований законодательства, регулирующего вопросы гражданской обороны и защиты населения от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой были выявлены следующие нарушения и недостатки: отсутствие текущего ремонта строительных конструкций защитного сооружения: на стенах образовался грибок, отслоилась краска, имеют место протечки (нарушен п. 3.2.1, 5.2.1, п. 5.2.2 Правил); инженерно-техническое оборудование находится в неудовлетворительном состоянии; воздуховоды и трубопроводы канализации и водопровода подверглись коррозии (нарушены п. 3.2.11. п. 3.2.12 Правил); аварийная ДЭС ДГ-50-М-8 находится в неудовлетворительном состоянии - коррозия всего оборудования ( нарушен п. 3.12.11 Правил); в помещениях защитного сооружения отмечена повышенная влажность воздуха, более 70 % (относительная влажность 76 %) (нарушены п. 3.2.19 Правил); фильтры ФП - 300 системы вентиляции требуют замены (нарушен п. 4.4.2 Правил).
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района руководителю ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» 11.06.2021 г. внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены по причине отсутствия финансирования на реализацию вышеуказанных мероприятий и на нужды гражданской обороны со стороны учредителя.
В материалы дела представлена переписка между ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» и Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области относительно необходимости выполнения работ, связанных с поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны и по проведению текущего ремонта, производстве изыскательских работ, составлении сметной документации, разработке и утверждения плана мероприятий, технических заданий и по вопросам финансирования, имевшая место с 2020 по 2021 г., которая осталась без ответа (л.д. 14-33).
Из переписки следует, что Ярославской клинической больницей организована работа по проведению изыскательных работ, по результатам которых подготовлена сметная документация на проведение работ, связанных с гидроизоляцией и герметизацией. Для выполнения работ потребуется значительные финансовые средства с целью привлечения специализированной организации, имеющей лицензию на выполнение данного вида работ. В Департаменте здравоохранения запрашивались финансовые средства на данные работы в размере 1 470 000 рублей. Также запрашивались денежные средства в размере 888 000 рублей для проведения работ, связанных с заменой вышедших из строя фильтров-поглотителей ФП- 300; 1 026 000 рублей для замены вышедшего из строя дизельного генератора ДЭС ДГ-50-М-8.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе, сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 1.2 требования названных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Пунктами 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, определено, что организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
В соответствии с уставом ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» следует, что больница является бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Ярославской области осуществляет Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (учредитель), функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения в установленном порядке осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (Департамент) (п.1.2, 1.3 Устава).
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области совместно с Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, если иное не установлено законодательством, осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления (п.4).
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 2 апреля 2007 г. N 116 департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Ярославской области.
В соответствии с п. 3.1.2.2.2 осуществляет функции и полномочия собственника имущества государственных учреждений Ярославской области в соответствии с законодательством Ярославской области, является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором доходов областного бюджета ( п.5.5.).
Факт того, что защитное сооружение гражданской обороны содержится не в надлежащем состоянии, требует проведения ремонтных работ указанных в исковом заявлении, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, подтвержден материалами проверки.
Как указано выше свидетельством о государственной регистрации от 12.09.2008 г. подтверждается, что сооружение гражданской обороны (убежище) № по адресу: <адрес>, передано в оперативное управление ГБУЗ ЯО «ОКБ» ( л.д. 38).
В качестве основания возникновения такого право в свидетельстве указан Акт приема – передачи государственного имущества на праве оперативного управления от 21.04.1999 г. Департаментом ГУ « Областная клиническая больница» и дополнительное соглашение к нему от той же даты.
В соответствии с п.1 Акта Департамент по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области ( в настоящее время это Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области) реализует права собственника на имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, в порядке, установленном настоящим актом, Уставом (положением) учреждения и действующим законодательством Российской Федерации).
Из содержания Акта приема-передачи от 21.04.1999 г. и дополнительного соглашения к нему не следует, что Департамент передавая имущество больнице в оперативное управление передал полномочия по надлежащему содержанию объекта гражданской обороны.
С учетом вышеприведенных норм материального права, фактических обстоятельств дела судебная коллегия приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» и Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» является эксплуатирующей организацией защитного сооружения, с момента передачи защитного сооружения гражданской обороны на праве оперативного управления у учреждения возникла обязанность по его техническому обслуживанию и ремонту, содержанию и эксплуатации.
Защитное сооружения является собственностью Ярославская область, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области выступает от имени собственника имущества, на котором лежит бремя содержания имущества. Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.).
Судебная коллегия считает, что производство работ необходимо возложить на эксплуатирующую организацию - ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница», а организацию финансирования работ следует возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, как собственника указанного имущества.
При этом судебная коллегия, возлагая обязанность на собственника имущества, по финансированию ремонтных исходит из того, что решение суда должно быть исполнимым. При отсутствие материальных ресурсов у некоммерческого бюджетного учреждения решение суда не будет отвечать принципу исполнимости судебного постановления.
Вопреки доводам представителя ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» право прокурора обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц предусмотрено положениями ст. 45 ГПК РФ.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести, в том числе с соблюдением требования Федерального закона № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», судебная коллегия полагает необходимым установить срок для выполнения требования в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьей 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда Ярославкой области от 26 ноября 2021 г. отменить.
Иск заместителя прокурора Заволжского района г. Ярославля удовлетворить частично.
Обязать ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница» в срок 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе: восстановить гидроизоляцию защитного сооружения и провести текущий ремонт строительных конструкций; произвести замену имеющихся фильтров-поглотителей на 4 фильтра ФПУ-300; произвести замену дизельной электростанции; устранить коррозию на воздуховодах, трубопроводах канализации и водопровода сооружения.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обеспечить финансирование на проведение ремонтных работ защитного сооружения ГБУЗ Ярославской области «Областная клиническая больница».
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи