РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 февраля 2016 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Абдулхалимова И.А., при секретаре судебного заседания Фоменко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело № 2-36/2016 по исковому заявлению командира войсковой части 000 о взыскании с военнослужащего войсковой части № Лавринчука денежных средств,
установил:
Командир войсковой части 000 (далее - истец) обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, в котором просил взыскать с Лавринчука (далее - ответчик) в пользу войсковой части 000 с зачислением на счёт этой воинской части, открытый в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (далее - Управление), денежные средства в размере <...> рублей.
Обосновывая свои требования, истец в исковом заявлении сослался на предоставление ответчику основного отпуска за 2013 год в первом квартале 2014 года, указав на использование Лавринчуком воинских перевозочных документов (далее - ВПД) за пределами этого квартала, что, по его мнению, противоречит п. 45 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, в суд не прибыли, при этом в представленных в суд заявления истец просил рассмотреть дело без его участия, а ответчик не признал заявленные требования.
Исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с копией выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику на основании его рапорта от № с 31 марта по 2 июня этого же года предоставлен основной отпуск за 2013 год с выездом в город <...>. При этом в приказе имеется указание на выдачу ответчику ВПД. Указанные обстоятельства также подтверждаются копией отпускного билета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно копиям ВПД, электронных билетов и посадочных талонов ответчик со своей супругой правом безвозмездного проезда к месту проведения основного отпуска и обратно воспользовался лишь во втором квартале 2014 года.
Из ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируется, в том числе, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Механизм реализации конституционного права на отдых применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, закреплен в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) и в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение).
Согласно ч. 5 ст. 11 Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Положения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.
Как следует из ч. 14 той же статьи (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 88), в случае, когда основной и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учётом времени проезда к месту использования отпуска и обратно.
Кроме того, в соответствии ч. 1.1 ст. 20 Закона военнослужащие, в том числе проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно.
Согласно ч. 2 той же статьи один член семьи военнослужащего - гражданина, проходящего военную службу по контракту, имеет право на основаниях, установленных для военнослужащих, на проезд на безвозмездной основе один раз в год - к месту использования отпуска и обратно.
При этом согласно ч. 9 этой же статьи расходы, связанные с перевозкой военнослужащих и членов их семей, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (далее - Постановление Правительства РФ) Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Законом, возмещают расходы, связанные с проездом указанной выше категории военнослужащих к месту использования основного отпуска по территории Российской Федерации и обратно (один раз в год).
Из п. 45 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года № 200 (далее - Руководство), усматривается, что военнослужащим ВПД выдаются на проезд от места военной службы до одного из пунктов проведения основного или дополнительного отпуска и обратно от одного из пунктов проведения основного или дополнительного отпуска до места военной службы один раз в календарном году на основании приказа командира воинской части. Военнослужащий имеет право на получение ВПД для проезда в отпуск за истекший год в первом квартале следующего года, если в соответствии с Положением основной или дополнительный отпуск за истекший год предоставлен военнослужащему в первом квартале следующего года.
При этом тем же пунктом установлено, что военнослужащие имеют право на использование ВПД в пределах сроков, указанных в отпускном билете.
Несмотря на то, что правомерность предоставления ответчику основного отпуска за 2013 год не является предметом рассматриваемого гражданского дела, исходя из изложенных выше норм законодательства, следует отметить, что Лавринчуку указанный отпуск был предоставлен в последний день первого квартала следующего года, то есть без учёта положений ч. 14 ст. 29 Положения.
Вместе с тем приказ о предоставлении ответчику основного отпуска за 2013 год реализован, сведений о признании его незаконным и отмене суду, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.
То обстоятельство, что Положением не было предусмотрено предоставление основного отпуска за истекший год после первого квартала следующего года, в настоящем случае не может служить основанием для нарушения конституционного права ответчика на отдых, так как Лавринчук по независящим от него обстоятельствам не имел возможности воспользоваться предоставленным ему законодательством правом на отдых без соответствующего приказа командира воинской части, в которой он проходит военную службу.
При этом суд принимает во внимание, что ненадлежащая работа должностных лиц и органов военного управления не является законным основанием для нарушения прав военнослужащего, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Поскольку ответчик воспользовался своим субъективным правом на отдых, реализованным на основании соответствующего приказа воинского должностного лица, он также воспользовался и предоставленным ему правом на безвозмездный проезд к месту проведения отпуска и обратно, в связи с чем действующего законодательства не нарушил.
Более того, такие действия ответчика соответствуют требованиям п. 45 Руководства, в котором сказано, что военнослужащие имеют право на использование ВПД в пределах сроков, указанных в отпускном билете.
Следует также отметить, что из буквального толкования п. 45 Руководства усматривается, что военнослужащий имеет право на получение ВПД для проезда в отпуск за истекший год в первом квартале следующего года, что ответчиком и было сделано, тогда как положениями этого пункта или Руководства в целом не установлены временные рамки использования ВПД при предоставлении основного отпуска за истекший год в первом квартале следующего года. Исходя из этого довод истца об обратном основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Принимая такое решение, военный суд также учитывает, что действия ответчика, связанные с использованием предоставленного ему отпуска с правом безвозмездного проезда к месту его проведения и обратно, не могут быть основанием для привлечения его к материальной ответственности, так как ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» установлено, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
При этом согласно ст. 2 этого же закона реальный ущерб - это утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Поскольку ответчик имел право на безвозмездный проезд к месту проведения отпуска и обратно, в рассматриваемом случае наличия реального ущерба не усматривается.
Таким образом, использование ответчиком ВПД при изложенных выше обстоятельствах, в связи с непричинением реального ущерба не может служить основанием для привлечения его и к материальной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении искового заявления командира войсковой части 000 о взыскании с военнослужащего войсковой части № Лавринчука денежных средств - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
<...>
Судья 35 гарнизонного военного суда И.А. Абдулхалимов
Секретарь судебного заседания С.В. Фоменко