Решение по делу № 3а-107/2021 от 18.12.2020

Дело № 3а-107/2021                                                          УИД 76OS 0000-01-2020-000644-42

                                Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Ярославль                                                                             08 апреля 2021 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при ведении протокола секретарем Масловой С.В.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

установил:

     ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:

    1. нежилого помещения (№,10-11), площадью 604 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 558 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

    2. нежилого помещения (), площадью 493,3 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 4 553 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

    3. нежилого помещения площадью 918,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 7 843 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

    4. нежилого здания площадью 856,2 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 8 174 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Административный иск обоснован следующим: ФИО1 является собственником указанных объектов недвижимости. Административным истцом произведена оценка рыночной стоимости объектов, которая показала, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, чем затрагиваются права заявителя как плательщика налога на имущество.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 административное исковое заявление поддержал в полном объеме. Также представила заявление о восстановлении срока на обращение с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

          ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» представлен отзыв на заявление, в котором учреждение оставляет определение достоверности рыночной стоимости объектов недвижимости на усмотрение суда.

От Управления Росреестра по Ярославской области представлен отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Подтвержден размер оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости объектов недвижимости.

От заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области представлены возражения против удовлетворения заявленных требований со ссылкой, что отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости не соответствует требованиям законодательству об оценочной деятельности.

Иные участники в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на административное исковое заявление не представили.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях – статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость этого объекта недвижимости устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который применяется к данным правоотношениям.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником спорных объектов недвижимости, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.

В пункте 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество являются публичными, вопрос определения налога на имущество урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащих объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявитель в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости нежилых объектов недвижимости, собственником которых он является.

           Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что сведения об оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости нежилых объектов внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из Росреестра, кадастровых справок. Административный истец обратился с заявлением в суд об оспаривании результатов кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами пяти лет с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (п.14 постановление Пленума).

Принимая во внимание, что налоговым законодательством возможен пересчет налога за последние три года, а также тот факт, что в 2020 году налоговым органом в отношении ФИО1 выставлены требования о выплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости, действовавшей до 2020 года, суд считает необходимым восстановить срок заявителю для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости нежилых объектов.

В соответствии с вышеприведенными положениями части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами определена по решению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в следующем размере:

    1. нежилого помещения (№,10-11), площадью 604 кв.м., с кадастровым номером – 20 300 500,4 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

    2. нежилого помещения (), площадью 493,3 кв.м., с кадастровым номером – 16 579862,33 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

    3. нежилого помещения площадью 918,9 кв.м., с кадастровым номером – 30 884 320,89 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

    Кадастровая стоимость нежилого здания площадью 856,2 кв.м., с кадастровым номером утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 802 286, 2 рублей.

Административным истцом представлен отчет ООО «Прооценщик» №О-12-20 от ДД.ММ.ГГГГ оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, согласно которому рыночная стоимость нежилых объектов составляет:

    1. нежилого помещения (№,10-11), площадью 604 кв.м., с кадастровым номером - 5 558 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

    2. нежилого помещения (), площадью 493,3 кв.м., с кадастровым номером 4 553 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

    3. нежилого помещения площадью 918,9 кв.м., с кадастровым номером - 7 843 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

    4. нежилого здания площадью 856,2 кв.м., с кадастровым номером - 8 174 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о недостоверности отчета опровергнуты представленными административным истцом доказательствами, в том числе пояснениями оценщика ФИО4

В возражениях на отчет Департаментом приведены сведения о предложениях, которые, по его мнению, являются аналогами оцениваемых объектов и подлежали включению оценщиком в расчеты.

Суд полагает данные возражения Департамента ничем необоснованными и подлежащими отклонению.

В соответствии с пунктом 19 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 297, информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.

Доказательств того, что использованной оценщиком в расчетах информации было недостаточно для производства расчета рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца, материалы дела не содержат.

Также не представлено доказательств того, что использование в расчетах тех объектов, на которые указывает Департамент, по итогам применения корректировок к цене их предложений оказало бы существенное влияние на результат расчета.

Кроме того, оценщиком проверены предложения Департамента и было установлено, что используемые им для расчетов объекты-аналоги соответствуют рыночным данным.

Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Анализируя содержание представленного отчета, а также принимая во внимание отсутствие обоснованных доводов со стороны заинтересованных лиц о необоснованности установленной в отчете рыночной стоимости объектов недвижимости, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете стоимости объектов оценки административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов в связи с установлением в отношении их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости нежилых объектов подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Суд отмечает, что оспариваемая заявителем кадастровая стоимость объектов на момент вынесения решения является архивной, поскольку Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 N 20-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", земельных участков категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных на территории Ярославской области" утверждена новая кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которая применяется с ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство не является препятствием для установления рыночной стоимости спорных объектов.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1438-О).

С учетом приведенных положений период применения установленной судом рыночной стоимости нежилых объектов должен быть определен с момента внесения оспариваемых сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до момента, когда начала действовать новая кадастровая стоимость.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является дата обращения заявителя в суд, то есть – ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    Восстановить срок ФИО1 на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами

    Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения (№,10-11), площадью 604 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 558 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения (), площадью 493,3 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 4 553 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения площадью 918,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 7 843 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания площадью 856,2 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 8 174 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    С.В. Нуждин

3а-107/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шахазизян Самвел Левонович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов»
Мэрия г. Ярославля
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Нуждин Сергей Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
18.12.2020Регистрация административного искового заявления
21.12.2020Передача материалов судье
21.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
15.02.2021Судебное заседание
09.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2021Дело оформлено
02.07.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.07.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.07.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее