Дело № 2а-148/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Грахово Удмуртской Республики 21 февраля 2018 года
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Колесниковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по УР к ДОЕ о взыскании пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по УР обратилась в суд с административным иском к ДОЕ о взыскании пени по страховым взносам в сумме 5 417 руб. 27 коп., мотивируя свои требования тем, что административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем и в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» являлся плательщиком страховых взносов. При этом на после снятия статуса ИП, ДД.ММ.ГГГГ, у ДЕО осталось не исполненной обязанность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов, а именно:
- по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: зачисляемую на страховую часть трудовой пенсии в размере 4 936 руб. 94 коп. (КБК 18210202140062100160), зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии в размере 97 руб. 38 коп. (КБК 18210202103082011160) и зачисляемые в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 382 руб. 95 коп. (КБК 18210202103082011160).
В адрес должника ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № 019S01160240972 об уплате вышеуказанных пени по страховым взносам, однако указанная задолженность административным ответчиком не уплачена. И поскольку установленный п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ срок для обращения с иском в суд пропущен, административный ответчик, руководствуясь ст. 95 КАС РФ, просит восстановить пропущенный процессуальный срок, обосновывая последнее уважительной причине ввиду большого объема документооборота в Инспекции.
Административный истец, Межрайонная ИФНС России № 7 по УР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в зал суда своего представителя не направил, согласно поданного заявления ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя налоговой инспекции.
Административный ответчик ДОЕ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в зал суда не явился, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрении дела ввиду его невозможности явиться в суд, не предоставил.
В силу требований ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившегося административного истца и административного ответчика.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 1 января 2017 года) к плательщикам страховых взносов относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 28 названного Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны, в том числе правильно исчислять и своевременно уплачивать /перечислять/ страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения /приостановления/ их деятельности включительно.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями ст. 25 Федерального Закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов должен выплатить пени в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (часть 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов (части 2,3). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от не уплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 5, 6 ).
В судебном заседании установлено, что период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик был зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве ИП (ОГРНИП 309183924300022) и в указанный период на него возлагалась обязанность по уплате страховых взносов в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
Также судом установлено, что ДОЕ не исполнил в установленные сроки обязанность по уплате страховых взносов, в связи с чем Управление Пенсионного фонда в г. Можге УР (межрайоное) направило в его адрес требование от ДД.ММ.ГГГГ №S01160240972 об уплате недоимки по страховым взносам и пени в размере 5 417 руб. 27 коп. со сроком уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок указанные требования исполнены не были, что явилось основанием для обращения в суд. С учетом изложенного срок подачи административного искового заявления в суд оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, но с заявлением о взыскании пени за просрочку уплаты страховых взносов административный истец обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп приемной суда.
Обращаясь в силу требований ст. 95 КАС РФ с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока, Межрайонная ИФНС России № 7 по УР пропуск срока объясняла большим объемом документооборота в Инспекции, объясняя это уважительной причиной. Суд приходит к выводу, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено.
Межрайонная ИФНС России № 7 по УР является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, то есть является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Большой объем документооборота в Инспекции не свидетельствует о наличии объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и пени.
Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года № 479-О-О принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Таким образом, несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по УР к ДОЕ о взыскании пени по страховым взносам, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.
Судья В.А.Медведева