Решение по делу № 2а-2480/2021 от 20.05.2021

В окончательной форме решение суда принято 09 августа 2021 года

                                           Дело № 2а-2480/2021

     РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                03 августа 2021 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца и заинтересованного лица – Аврамова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Товарищества собственников недвижимости «Западная 9А» к Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц – Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, Муниципального унитарного предприятия «Ремонтно – эксплуатационная организация «Алупка» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Аврамов Виталий Меркурьевич о признании незаконным постановления и возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

ТСН «Западная 9А» обратилось в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным постановления № 144-п от 19.05.2020 года и возложении на ответчика обязанности совершить действия по формированию границ земельного участка многоквартирного дома по адресу: <адрес>, необходимого для его эксплуатации.

Исковые требования мотивированы тем, что в августе 2019 года ТСН «Западная 9А» обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного дома. Вместе с тем, Администрация города Ялта уклонилась от выполнения обязанности по проведению межевания и образованию земельного участка, занятого многоквартирным домом, а также безосновательно отказала в утверждении подготовленной Товариществом схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании представитель истца, а также заинтересованное лицо – Аврамов В.М. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствие со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и не явившихся заинтересованных лиц.

Выслушав представителя истца и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно Уставу ТСН «Западная 9А», утвержденному Решением общего собрания членов Общества собственников многоквартирного дома, Товарищество является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным в целях: совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме; осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению общего имущества в многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.

Предметом деятельности товарищества, в том числе является защита и представление общих интересов собственников помещений в многоквартирном доме в государственных органов власти и управления, органах местного самоуправления, судах, а также во взаимоотношениях с иными юридическими лицами и гражданами (п. 3.2.11).

Судом установлено, что 05.08.2019 года ТСН «Западная 9А» в лице председателя правления Аврамова В.М. обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта с заявлением, в котором просило сформировать границы придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>, которое было перенаправлено 02.10.2019 года в Департамент имущественных и земельных отношений для рассмотрения согласно компетенции.

30 марта 2020 года Департаментом имущественных и земельных отношений был направлен ответ заявителю, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок входит в придомовую территорию дома №<номер> по <адрес>, в связи с чем утвердить схему расположения земельного участка не представляется возможным.

Постановлением Администрации города Ялта № 1445-п от 19 мая 2020 года было отказано Аврамову В.М. в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории площадью 1080 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка», на основании ч. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального Закона, со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Таким образом, приведенными положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен момент возникновения права общей долевой собственности у собственников жилых и нежилых помещений на общее имущество многоквартирного жилого дома, в том числе на сформированный под таким домом земельный участок, а также момент перехода доли в праве на общее имущество - с даты государственной регистрации права собственности на квартиру.

При этом как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).

В соответствии со ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ, рассмотрение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка является одним из этапов выделения и изъятия земельного участка находящегося в муниципальной или государственной собственности в целях его формирования как объекта земельных правоотношений.

На основании п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Как следует из оспариваемого постановления, истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании ч. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то есть в связи с ее несоответствием форме, формату или требованиям к ее подготовке.

В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка и формату схемы расположения земельного участка в форме электронного документа утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762, в форме документа на бумажном носителе – приказом Минэкономразвития России № 93 от 25.05.2018 года.

Вместе с тем, оспариваемое истцом постановление Администрации города Ялта не содержит указаний на то, какие именно требования вышеназванных нормативных актов были нарушены ТСН «Западная 9А» при подготовке схемы расположения земельного участка, что лишает суд возможности проверить оспариваемое решения ответчика на предмет его обоснованности.

В представленных ответчиком документах отсутствует какая-либо информация, свидетельствующая о том, что непосредственно самим органом местного самоуправления выполнялись какие-либо работы по формированию придомовой территории как дома №<номер>, так и дома №<номер> по <адрес>, выводы о включении части придомовой территории дома №<номер> в схему расположения земельного участка при формировании придомовой территории дома № №<номер> сделаны без осмотра указанных территорий, без геодезических измерений, без участия собственников указанных домов, без изучения документов.

Таким образом, вынесенное Администрацией города Ялта постановление № 1445-п от 19 мая 2020 года не соответствует требованиям жилищного и земельного законодательства, в связи с чем подлежит признанию судом незаконным, с возложением на ответчика обязанности произвести работы по формированию границ земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного дома в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку иск подлежит удовлетворению, с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию уплаченная при подаче иска госпошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Товарищества собственников недвижимости «Западная 9А» удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 1445-п от 19 мая 2020 года.

Обязать Администрацию города Ялта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по формированию границ земельного участка, являющегося придомовой территорией многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Товарищества собственников недвижимости «Западная, 9А» судебные расходы в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Ю.С. Кононова

2а-2480/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ТСН "Западная 9А"
Ответчики
Администрация г. Ялты
Другие
МУП "Ремонтно-эксплуатационная организация "Алупка" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
Абрамов Виталий Меркурьевич
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
20.05.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
20.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2021Судебное заседание
09.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее