Решение по делу № 33-1099/2024 от 28.06.2024

Дело № 2-2430/2023                                                                       Председательствующий – Калиматова З.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1099/2024

12 ноября 2024 г.                                                                                                   г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего     Кориговой М.А.,

судей                                  Арчакова А. М-Б. и Плиевой И.М.,

    при секретаре судебного заседания Дзаитове Н.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Озиевой Пятимат Алиевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании действий незаконными и возложении обязанности по возобновлению выплаты страховой пенсии в прежнем размере с момента прекращения

по апелляционной жалобе представителя ОСФР по Республике Ингушетия Хашиевой Л.Ш. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 16 ноября 2023 г., которым исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Кориговой М.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Озиева П.А. обратилась в суд с административным иском к ОСФР по Республике Ингушетия, в котором просит признать неправомерными действия ответчика, выразившиеся в прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность по возобновлению ей выплаты страховой пенсии по старости с 1 декабря 2022 г.

В обоснование иска указано, что с октября 2019 г. истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Решением ответчика с декабря 2022 г. выплата пенсии ей прекращена в связи с невозможностью подтверждения факта льготной работы, о чем ею получено уведомление от 30 декабря 2022 г. №109.

Истец указывает, что досрочная пенсия ей была назначена только после проведения ответчиком соответствующей работы на основании заключения пенсионного органа, в связи с чем действия ответчика она считает незаконными, нарушающими ее права и законные интересы, как пенсионера.

Определением суда от 22 мая 2023 г. по иску возбуждено гражданское дело, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОСФР по Волгоградской области.

               Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 16 ноября 2023 г. исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Республике Ингушетия Хашиева Л.Ш. ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с его незаконностью и необоснованностью.

            Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

            Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30).

Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 25 данного Федерального закона предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015) документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами либо могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.д.) не по вине работника.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что принимая решение о прекращении выплаты истцу досрочной страховой пенсии по старости пенсионный орган неправомерно ограничил ее в пенсионных правах, поскольку решение о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных     предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которым закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения и определения ее размера, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством, и будут реализованы.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку находит его основанным на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующим установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Центра по назначению, перерасчету и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Ингушетия от 16 декабря 2019 г. истцу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" была назначена досрочная страховая пенсия по старости с 10 октября 2019 г.

Из уведомления Управления установления пенсии и социальных выплат ОПФР по Республике Ингушетия от 30 декабря 2022 г. следует, что досрочная страховая пенсия по старости Озиевой П.А. прекращена с 1 декабря 2022 г. в связи с отсутствием подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.

Из имеющейся в материалах дела трудовой книжки истца серии (дата заполнения 15 июля 1985 г.) следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. она работала на машиностроительном заводе «Красный молот» в литейном цехе обработчицей пороков металла.

                                                                     В Списке №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и применяющимся с 1 января 1992 г., в разделе XI. Металлообработка, подразделе 1. Литейное производство, п. «а» рабочие, позиция 1110100а-15327 указана профессия - Обработчики поверхностных пороков металла.

Согласно заключению пенсионного органа №642 от 6 декабря 2019 г. льготный стаж истца составляет 6 лет.

Между тем ответчиками в материалы дела не представлены доказательства обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных истцом в подтверждение права на досрочную страховую пенсию по старости. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности представленных истцом сведений не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.

Рассматривая доводы апелляционной жалобы о том, что на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица (истца) отсутствуют сведения о стаже работы истца, следует отметить, что по общему правилу в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 8 и ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника обязан предоставлять работодатель – плательщик страховых взносов.

Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ, п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Истцом в обоснование подтверждения спорного периода представлена трудовая книжка.

Однако ответчиками не представлены доказательства выполнения ими положений п.8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. №519 п, путем направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные им организации, располагающие документами (сведениями), указанными в п.4 данного Порядка.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты досрочной страховой пенсии по старости, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы является несостоятельным, поскольку опровергается записями в трудовой книжке, подтверждающими работу истца за указанный период.

Между тем при приеме документов ответчик проверял правильность оформления заявления о назначении пенсии и соответствие изложенных в нем сведений и документов.

Таким образом, решение суда первой инстанции судебная коллегия находит законным и обоснованным, поскольку материалами, содержащимися деле, подтверждается право истца на назначение и получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с действующим пенсионным законодательством, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт предоставления ею недостоверных сведений и документов.

Добросовестность действий истца презюмируется в силу закона, следовательно, на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, подтверждающие предоставление именно истцом недостоверных сведений при назначении пенсии.

Однако такие доказательства ответчиками суду не представлены.

В связи с изложенным, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы пришел к обоснованному выводу о том, что сведения, указанные в трудовой книжке, подтверждает работу истца с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которой дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в связи с чем у нее имеется право для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, необходимого для ее назначения.

При таких обстоятельствах по делу отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

      о п р е д е л и л а:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 16 ноября 2023 г., которым удовлетворено исковое заявление Озиевой Пятимат Алиевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании действий незаконными и возложении обязанности по возобновлению выплаты страховой пенсии в прежнем размере с момента прекращения, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по Республике Ингушетия Хашиевой Л.Ш. - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 15 ноября 2024 г.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

копия верна:

Судья                               Коригова М.А.

33-1099/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Озиева Пятимат Алиевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Коригова Мовлатхан Алихановна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
01.07.2024Передача дела судье
08.08.2024Судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
22.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2024Передано в экспедицию
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее