Решение по делу № 2-445/2022 от 28.10.2022

Дело № 2-445/2021

21RS0007-01-2020-000561-41

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Козловка ЧР    06 декабря 2022 года

Козловский районный суд Чувашской Республики в составе

судьи Порфирьева В.Г.,

при секретаре Шошориной С.К., с участием

истца Петрова Ю.А.,

представителя ответчика Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республике - Илларионовой К.А., действующей на основании доверенности,

прокурора Козловского района ЧР Кабуркина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Петрова Ю.А. к Управлению образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республике о признании приказов Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республике незаконными, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, морального вреда,

установил:

Петров Ю.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику - Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района, мотивируя свои требования тем, что постановлением администрации Козловского района от 17.10.2008 <число>, он был назначен на должность директора АУ ДОД «ФОК «Атал», между ним и главой Козловского района заключен контракт от 17.10.2008.

На основании постановления администрации Козловского района от 29.01.2010 <число> АУ ДОД «ФОК «Атал» реорганизовано в форме слияния в АУ ДОД «ДЮСШ - ФОК «Атал» с 05.04.2010, он назначен директором АУ ДОД «ДЮСШ - ФОК «Атал».

В последующем в связи с внесенными изменениями в Устав автономного учреждения, <дата> был заключен трудовой договор между Управлением образования и молодежной политики администрации Козловского района, и истцом Петровым Ю.А.

Постановлением администрации Козловского района от 22.01.2021 <число> утвержден устав АУ ДО ДЮСШ-ФОК «Атал» в новой редакции.

В соответствии с новой редакцией Устава учредителем учреждения является муниципальное образование - Козловский район (п. 1.4), собственником имущества является муниципальное образование Козловский район (п. 4.1).

Функции и полномочия учредителя по вопросам назначения на должность и освобождения от должности руководителя учреждения осуществляется управление образования и молодежной политики администрации Козловского района (п. 1.4.1).

Функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом осуществляет орган по управлению муниципальной собственностью - сектор земельных и имущественных отношений администрации Козловского района (п. 1.4.2).

На основании приказа управления образования и молодежной политики администрации Козловского района от 28.09.2022 <число>-к с истцом прекращено действие трудового договора <число> от 27.05.2013, истец уволен 28.09.2022 с должности директора в соответствии с п. 2 части первой статьи 278 Трудового кодекса РФ в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора.

Основанием для принятия приказа <число>-к явился приказ управления образования и молодежной политики администрации Козловского района от 28.09.2022 <число>-к «О принятии решения о прекращении трудового договора».

Истец находит приказы от 28.09.2022 <число>-к, <число>-к незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Согласно пункта 1 приказа управления образования и молодежной политики администрации района от 28.09.2022 <число>-к следует, что расторгается трудовой договор от 27.05.2013 <число>.

Однако, трудовой договор от <число> свидетельствует о том, что управление образования и молодежной политики администрации района не является стороной данного трудового договора, поскольку работодателем выступает глава администрации Козловского района. И данный трудовой договор от 27.05.2013 <число> в связи с заключением трудового договора от 23.10.2015, утратил свою юридическую силу.

Из пункта 1 приказа управления образования и молодежной политики администрации района от 28.09.2022 <число>-к следует, что трудовой договор расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора. Такое решение облечено в приказ управления образования и молодежной политики администрации района от 28.09.2022 <число>-к. Однако, управление образования и молодежной политики администрации района в силу Устава автономного учреждения не является уполномоченным органов автономного учреждения.

Согласно п.п. 3.2, 3.6 Устава органами управления являются директор - единоличный исполнительный орган, а также коллегиальные органы управления - общее собрание работников, Педагогический совет и Наблюдательный совет, которые полномочиями по принятию решения о прекращении трудового договора не наделены.

Таким образом, приказ управления образования и молодежной политики администрации района от 28.09.2022 <число>-к «О принятии решения о прекращении трудового договора» является незаконным, т.к. принят неуполномоченным лицом.

Приказ управления образования и молодежной политики администрации района от 28.09.2022 <число>-к «О принятии решения о прекращении трудового договора» также не может считаться как решение принятое собственником имущества автономного учреждения, поскольку собственником имущества является муниципальное образование Козловский район, и полномочия собственника выполняет в силу п. 1.4.2 Устава - сектор имущественным и земельных отношений администрации Козловского района.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации", судам необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения.

По смыслу приведенной выше нормы Трудового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, расторжение трудового договора с руководителем организации без указания конкретных мотивов может быть принято исключительно по решению тех лиц, которые прямо указаны в законе, а именно: уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Полагает, что с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации", приказ управления образования и молодежной политики администрации района от 28.09.2022 <число>-к «О принятии решения о прекращении трудового договора» принят неуполномоченным лицом, следовательно, приказ от 28.09.2022 <число>-к является незаконным, поскольку расторжение трудового договора с руководителем организации без указания конкретных мотивов может быть принято исключительно по решению тех лиц, которые прямо указаны в законе, а именно: уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года <число> указано, что если судом будет установлено, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 ТК РФ принято работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 1, 2 и 3 ТК РФ), такое решение может быть признано незаконным.

Кроме того истец полагает, что наряду с вышеуказанными обстоятельствами со стороны Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района имеет место нарушение принципа недопустимости злоупотребления правом и запрещения дискриминации в сфере труда, исходя из следующего.

Приказом от 22.08.2022 <число>-к «О прекращении трудового договора» с Петровым Ю.А. был, расторгнут трудовой договор, однако вследствие нарушения работодателем п. 2 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на основании протеста прокурора Козловского района Чувашской Республики, истец был восстановлен в должности.

В последующем после выхода из очередного оплачиваемого отпуска вновь 28.09.2022 принято решение о прекращении с истцом трудового договора, в отсутствие каких-либо виновных действий с его стороны.

Полагает, что с учетом незаконности его увольнения подлежит взысканию заработной платы за время вынужденного прогула в размере 50525 рублей.

Расчет: Общий размер заработной платы за последние 12 месяцев до месяца увольнения составил 606300 рублей, что подтверждается справками 2- НДФЛ. 606300/12=50525 рублей (12 - количество месяцев).

Кроме того в связи с незаконным увольнением, лишением возможности трудиться в учреждении, которое возглавлял с 2008 года, истец испытал нравственные и физические страдания, которые оценивает в сумме - 5000 рублей.

На основании изложенного, ссылаясь на нормы законодательства, истец Петров Ю.А. просит суд:

признать приказ управления образования и молодежной политики администрации Козловского района от 28.09.2022 <число>-к «О принятии решения о прекращении трудового договора» незаконным.

признать приказ управления образования и молодежной политики администрации Козловского района от 28.09.2022 <число>-к «О прекращении трудового договора» незаконным.

восстановить истца в должности директора автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа - Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атал».

взыскать компенсацию за время вынужденного прогула в размере <число> рублей.

взыскать компенсацию морального вреда в размере <число> рублей.

В судебном заседании истец Петров Ю.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что считает свое увольнение незаконным, поскольку он исполнял свои профессиональные обязанности добросовестно, у работодателя к нему не было претензий, замечаний, никто ему не объяснил, за что его увольняют.

Под его руководством автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа - Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атал», добивалось высоких достижений.

На вопросы суда Петров Ю.А. подтвердил, что компенсацию, предусмотренную ст. 279 ТК РФ, ему выплатили в полном объеме. По размеру выплаченной компенсации, претензий он не имеет, расчет по заработной плате с ним произведен полностью.

Так же пояснил, что его требования о компенсации морального вреда обусловлены нарушением его трудовых прав, связанных с его незаконным увольнением 28.09.2022, других оснований не привел. Кроме того полагает, что в отношении него имело место быть дискриминация со стороны работодателя.

Представитель ответчика - Илларионовой К.А., исковые требования не признала, в письменном возражении на иск Петрова Ю.А., а так же в своих пояснениях в судебном заседании, указала, что ответчик - Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, не признает исковые требования Петрова Ю.А. по следующим основаниям.

27 мая 2013 года между администрацией Козловского района Чувашской Республики и Петровым Ю.А. был заключен трудовой договор № <число> с руководителем автономного учреждения. В последующем в указанный трудовой договор были внесены следующие изменения:

- 07 апреля 2014 г. дополнительное соглашение б/н к трудовому договору от 27.05.2013

<число>;

- 28 января 2015 г. дополнительное соглашение <число> к трудовому договору от <число>;

- 23 октября 2015 г. дополнительное соглашение <число> к трудовому договору от <число>, пунктом 1 которого установлено, что Работодателем по названному трудовому договору является Управление образования администрации Козловского района, в связи, с чем были внесены изменения в преамбулу, реквизиты работодателя;

- 30 декабря 2016 г. дополнительное соглашение <число> к трудовому договору от <число>, заключенному между «Работодателем» и «Руководителем»;

- 02 февраля 2018 г. дополнительное соглашение <число> к трудовому договору от <число>, заключенному между «Работодателем» и «Руководителем»;

- 22 февраля 2019 г. дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому трудовой договор с руководителем муниципального учреждения от <дата> <число> изложен в новой редакции, где работодателем указано Управление образования администрации Козловского района;

- 05 марта 2019 года дополнительное соглашение б/н к трудовому договору от <число>, заключенному между «Работодателем» и «Руководитель»;

- 11 января 2021 года дополнительное соглашение <число> к трудовому договору от <число>, заключенному между «Работодателем» и «Руководитель»;

- 13 января 2021 года дополнительное соглашение <число> к трудовому договору от <число>, заключенному между «Работодателем» и «Руководитель», где наименование Управление образования переименовано в Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики;

- 30 декабря 2021 года дополнительное соглашение <число> к трудовому договору от <число>, заключенному между «Работодателем» и «Руководитель».

Вышеуказанные дополнительные соглашения, как и сам трудовой договор, были подписаны сторонами и являются неотъемлемой частью трудового договора от 27 мая 2013 года <число>.

28 сентября 2022 г. приказом Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики <число>-К прекращено действие трудового договора от 27 мая 2013 <число> с Петровым Ю.А..

Приказом Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики <число>-К от 28.09.2022 главному бухгалтеру АУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа - Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атал», поручено произвести компенсационные выплаты в размере трехкратного среднего месячного заработка Петрову Ю.А. Приказом Управления образования и молодежной политики    администрации Козловского района Чувашской Республики <число>-К от 28.09.2022 главному бухгалтеру АУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа - Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атал» так же поручено произвести расчет за неиспользованный отпуск Петрову Ю.А.

Так же пояснила, что Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики на момент расторжения трудового договора с Петровым Ю.А., являлось уполномоченным органом, имеющим полномочия на принятие решения о прекращении трудового договора с руководителем образовательного учреждения - АУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа - Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атал», оно же произвело компенсационные выплаты в размере трехкратного среднего месячного заработка Петрову Ю.А. Какого либо злоупотребления права со стороны Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, либо фактов дискриминации в отношении Петрова Ю.А., не имеется. Ранее изданный Управлением образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики приказ «О прекращении трудового договора с Петровым Ю.А.» от 22.08.2022 года, <число>, был отменен, на основании приказа начальника управления образования и молодежной политики администрации Козловского района от 24.08.2022 <число>, Петров Ю.А. восстановлен на работе.

Представитель третьего лица – МО Козловского района Чувашской Республики, в лице администрации Козловского района Чувашской Республике, на судебное заседание своего представителя не направило, извещено о времени и месте рассмотрения, представило отзыв на исковое заявление, в котором указало следующее.

Собственником имущества АУ ДО «Детско - юношеская спортивная школа - Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атал» Козловского района Чувашской Республики является муниципальное образование Козловский район Чувашской Республики, что подтверждается Уставом автономного учреждения.

В статье 21 Устава Козловского района Чувашской Республики указана структура органов местного самоуправления Козловского района Чувашской Республики.

В статье 22 Устава Козловского района перечислены полномочия главы Козловского района Чувашской Республики, в которой отсутствуют полномочия по принятию решений, либо по расторжению трудового договора с руководителями образовательных учреждений.

В статье 25 Устава Козловского района указана компетенция Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республики, в которой также отсутствуют Полномочия по принятию решений, либо по расторжению трудового договора с руководителями образовательных учреждений.

Уставом Козловского района в статьях 40, 41 перечислены полномочия главы администрации Козловского района Чувашской, в которых отсутствуют полномочия главы по принятию     решений, либо по расторжению трудового договора с руководителями образовательных учреждений.

Собранием депутатов Козловского района Чувашской Республики решением от 16.12.2020 <число> утверждено Положение об Управлении образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, подпунктом 5 пункта 5.1 которого предусмотрено, что Управление образования и молодежной политики заключает трудовые договоры, назначает и освобождает от занимаемой должности работников Управления и руководителей подведомственных учреждений.

Согласно решения представительного органа Козловского района, - Управление образования и молодежной политики Козловского района является единственным органом, уполномоченным по расторжению трудового договора с руководителями образовательных учреждений. Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, входит в структуру учреждения, является уполномоченным органом по решению и расторжению трудового договора с руководителями образовательных учреждений. Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики на момент расторжения трудового договора с Петровым Ю.А. являлось уполномоченным органом, имеющим полномочия по принятию решения о прекращений трудового договора с руководителем образовательного учреждения, АУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа - Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атал», оно же произвело компенсационные выплаты в размере трехкратного среднего месячного заработка Петрову Ю.А.

Представитель третьего лица Государственная инспекция труда в Чувашской Республике, начальник отдела – главный государственный инспектор труда ( по правовым вопросам) Пикселькин Г.А., на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Заявлением в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие, ходатайств, отзывов на иск не представил.

Выслушав стороны, изучив заключение прокурора Кабуркина С.А., считающего доводы иска Петрова Ю.А. обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Особенности регулирования труда руководителя организации, связанные с применением дополнительных оснований прекращения заключенного с ним трудового договора, установлены статьей 278 ТК Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 278 ТК Российской Федерации помимо оснований, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

В силу статьи 279 ТК Российской Федерации в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 278 этого Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации", судам необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок, в том числе когда срочный трудовой договор на основании части 4 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации считается заключенным на неопределенный срок. Прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации. Если судом будет установлено, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации принято работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 1, 2 и 3 Трудового кодекса Российской Федерации), такое решение может быть признано незаконным.

По смыслу приведенных выше норм ТК Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, расторжение трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, то есть по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 278 ТК Российской Федерации, производится без указания конкретных мотивов, подтверждающих необходимость прекращения трудового договора, и не является мерой юридической ответственности.

На основании изложенного, суд находит, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора по иску о признании незаконным увольнения руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, является установление факта принятия соответствующего решения уполномоченным лицом или органом, а также того, не имело ли место нарушение работодателем принципов недопустимости злоупотребления правом и запрещения дискриминации в сфере труда. Увольнение руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом решения о прекращении трудового договора может быть признано незаконным, если такое решение принято работодателем с нарушением названных принципов.

Судом установлено, что 27 мая 2013 года между администрацией Козловского района Чувашской Республики, в лице главы администрации Колумб В.Н., именуемого в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны и Петровым Юрием Александровичем,- директором автономного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская школа - Физкультурно – оздоровительный комплекс «Атал», именуемый в дальнейшем «Руководитель», был заключен трудовой договор <число> с руководителем автономного учреждения, регулирующем отношения между «работодателем» и «руководителем», связанные с выполнением руководителем обязанностей по должности руководителя учреждения, работу по которой предоставляет работодатель, в который в последующем были внесены изменения, в виде дополнительных соглашений которые были подписаны сторонами и являются неотъемлемой частью данного трудового договора.

В договор сторонами, неоднократно вносились изменения, в том числе:

- дополнительное соглашение от 23 октября 2015 г., за номером <число>, согласно которого установлено, что Работодателем по трудовому договору <число> от 27.05.2013, является Управление образования администрации Козловского района, в связи, с чем были внесены изменения в преамбулу, а так же реквизиты работодателя;

- дополнительное соглашение от 22 февраля 2019 г., за номером <число>, согласно которого трудовой договор с руководителем муниципального учреждения от 27.05.2013 <число> изложен в новой редакции, где работодателем указано Управление администрации Козловского района; дополнительное соглашение от 13 января 2021 г., за номером <число>, к трудовому договору <число> от 27.05.2013, заключенному между «Работодателем» и «Руководителем», где наименование Управление образования переименовано в Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республике.

Согласно пункта 1.4 Устава автономного учреждения дополнительного образования ««Детско-юношеская школа - Физкультурно – оздоровительный комплекс «Атал» муниципального образования Козловского район Чувашской Республики, - учредителем учреждения является муниципальное образование - Козловский район Чувашской Республике.

Согласно Устава Козловского района Чувашской Республике, принятого решением Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республики от 04 марта 2015 года <число>, права собственника муниципального имущества Козловского района Чувашской Республики, осуществляет администрация Козловского района (п. 2 ст.51).

В соответствии с пунктом 1.4.1 Устава автономного учреждения дополнительного образования ««Детско-юношеская школа - Физкультурно – оздоровительный комплекс «Атал» муниципального образования Козловского район Чувашской Республики, функции и полномочия Учредителя по вопросам назначения на должность и освобождения от должности руководителя Учреждения осуществляет Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, согласно пункта 1.4.2 Устава, функции и полномочия Учредителя по вопросам управление и распоряжения имуществом осуществляет орган по управлению муниципальной собственностью - сектор земельных и имущественных отношений администрации Козловского района.

Согласно пункта 3.1 Устава автономного учреждения дополнительного образования ««Детско-юношеская школа - Физкультурно – оздоровительный комплекс «Атал» муниципального образования Козловского район Чувашской Республики, единоличным исполнительным органом данного учреждения является директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики.

Согласно пункта 5.1 Положения об Управлении образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республике от 16.12.2022 г. <число>, - начальник Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики заключает трудовые договора, назначает на должность и освобождает от занимаемой должности работников Управления и руководителей подведомственных учреждений.

Установлено что Управлением образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, являющимся уполномоченным органом лица, осуществляющего права собственника муниципального имущества Козловского района Чувашской Республики, 28 сентября 2022 года, приказом за номером <число>, принято решение о прекращении трудового договора от 27 мая 2013 <число>, с Петровым Ю.А., на основании п. 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Приказом Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики <число>-К от 28.09.2022, с истцом был расторгнут трудовой договор, и он уволен 28.09.2022 года с должности директора автономного учреждения дополнительного образования ««Детско-юношеская школа - Физкультурно – оздоровительный комплекс «Атал» муниципального образования Козловского район Чувашской Республики в соответствии с п. 2 части 1 статьи 278 ТК РФ, на основании ст.279 ТК РФ истцу назначены компенсационные выплаты в размере трехкратного среднего месячного заработка, в день его увольнения.

С приказом о принятии решения о прекращении трудового договора, и об увольнении, истец Петров Ю.А. ознакомлен своевременно, компенсация при увольнении предусмотренная ст.279 ТК РФ ему выплачена в полном объеме, что подтверждено самим истцом и изученными материалами дела.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Оценив представленные по делу доказательства, изучив требования искового заявления, суд приходит к выводу, что в данном случае работодатель - Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района имело основание для расторжения с истцом Петровым Ю.А. трудового договора, в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора (п.2 ч.1 ст.278 ТК РФ), что подтверждается решением Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики от 28 сентября 2022 года о прекращении действия трудового договора <число> от 27.05.2013 года, о наличии которого истец Петров Ю.А. был осведомлен надлежащим образом, и фактом выплаты истцу денежных сумм, установленных ст.279 ТК РФ, при увольнении по названному основанию.

Увольнение истца на основании п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ произведено в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, поскольку в силу приведенных выше документов, уполномоченный орган - Управлением образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, наделен конкретными правомочиями, назначать руководителя, которому доверяется управление учреждением, принадлежащим собственнику, так и прекратить трудовой договор с ним.

Рассматривая доводы искового заявления Петрова Ю.А., о том, что решение о прекращении с ним трудового договора и его увольнение с должности руководителя автономного учреждения, было принято лицом, не уполномоченным на совершение указанных действий, суд считает, что при рассмотрении данного спора не установлено фактов таких нарушений при принятии уполномоченным органом - Управлением образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики решения о прекращении трудового договора с Петровым Ю.А., а так же при увольнении его с должности руководителя автономного учреждения дополнительного образования ««Детско-юношеская школа - Физкультурно – оздоровительный комплекс «Атал» по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из следующего.

Управление образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, в соответствии с Уставом автономного учреждения дополнительного образования ««Детско-юношеская школа - Физкультурно – оздоровительный комплекс «Атал» муниципального образования Козловского район Чувашской Республики, Устава Козловского района Чувашской Республике, является лицом (органом), уполномоченным Учредителем на принятия решения о прекращении трудового договора с руководителем образовательного учреждения.

Начальник Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, в свою очередь вправе в связи с полномочиями, предоставленными ему действующим Положением об Управлении образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республике от 16.12.2022 г. <число>, трудовым договором, заключенным между «Работодателем» - Управлением и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республике и «Руководителем» - Петровым Ю.А., прекратить действие трудового договора от 27 мая 2013 <число>, с истцом на основании п. 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно вышеприведенных положений действующего Устава автономного учреждения дополнительного образования ««Детско-юношеская школа - Физкультурно - оздоровительный комплекс «Атал» муниципального образования Козловского район Чувашской Республики, единоличный исполнительный орган - директор назначается на должность и освобождается от должности начальником Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики.

С учетом изложенного, суд находит, что оспариваемый приказ о принятии решения о прекращении трудового договора с истцом, так и оспариваемый приказ об увольнении истца, являются законными и не подлежат отмене по указанным доводам истца.

Иные доводы истца о злоупотреблении ответчиком своим правом при его увольнения, т.к. к нему не было к нему никаких претензий по работе, никто ему не объяснил, за что его увольняют, суд так же признает несостоятельными, поскольку увольнение истца по указанному выше основанию не является мерой дисциплинарной ответственности, а работодатель, увольняя руководителя учреждения по такому основанию, не обязан был указывать мотивы принятого им решения, но при этом обязан соблюдать закреплённые за этим руководителем гарантии, в связи с таким увольнением.

Надлежащее выполнение истцом своих должностных обязанностей, достижение возглавляемым им учреждением успехов в организации и совершенствовании воспитательного и образовательного процессов не являются препятствием уполномоченному органу для расторжения с истцом трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ, и не свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны работодателя.

Обсуждая и проверяя иные доводы истца Петрова Ю.А. о том, что при его увольнении, в отношении него имело место быть дискриминация, суд приходит к следующему.

Их пояснений истца, а так же содержания иска следует, что истец полагает, что его увольнение по приказу от 28.09.2022 года, связано с его восстановлением на работе, после незаконного увольнения 22.08.2022 года, с нарушением его избирательных прав, как кандидата в депутата Собрания депутатов Козловского муниципального округа, которое было отменено с восстановлением его на работе.

Статья 3 ТК РФ провозглашает, что дискриминация в сфере труда запрещена. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (часть 1 ст. 3 ТК РФ). Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (часть 2 ст. 3, ч. 2 ст. 64 ТК РФ).

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).

При рассмотрении данного спора, судом не установлено, а истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о его дискриминации работодателем в том смысле, в котором понятие раскрывается в статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вышеприведенные доводы истца не свидетельствует о дискриминации допущенной работодателем. Из материалов дела, пояснений истца, видно, что ему в установленном порядке выплачивалась заработная плата, на него не возлагались какие-либо обязанности, которые не были предусмотренные трудовым договором.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказ начальника Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики «О прекращении трудового договора с Петровым Ю.А. от 22.08.2022 года <число>, изданный с нарушением избирательных прав истца, который на момент прекращения с ним трудового договора, был зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Козловского муниципального округа Чувашской Республики, работодателем был отменен, Петров Ю.А. был восстановлен на работе.

Для признания наличия дискриминации в деле должны быть доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что работодатель при увольнении руководствовался критериями, не связанными с деловыми качествами работника (пол, национальность, возраст и т.д.), однако таких доказательств истцом суду представлено не было.

При таких обстоятельствах, суд доводы истца о том, что при его увольнении 29.09.2022, в отношении него имело место быть дискриминация, признает так же не состоятельными, и несоответствующим фактическим обстоятельствам.

Учитывая, что решение об увольнении принято уполномоченным органом, не нарушена процедура увольнения истца, а именно, увольнение произведено не в период временной нетрудоспособности истца либо пребывания его в отпуске (часть 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), каких-либо доказательств свидетельствующих о дискриминации истца в сфере труда, злоупотребления правом со стороны работодателя суду не представлено, компенсация при увольнении, предусмотренная статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации выплачена Петрову Ю.А. в полном объеме, суд не находит оснований для признания приказов <число>-к от 28.09.2022 «О принятии решения о прекращении трудового договора» и <число>-к от 28.09.2022 «О прекращении трудового договора» незаконными, и восстановлении истца в должности директора автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа - Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атал».

Учитывая отказ суда в удовлетворении данных требований, не подлежат удовлетворению так же производные от них требования истца: о взыскании компенсации за время вынужденного прогула в размере <число> рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере <число> рублей.

Оснований для вынесения частного определения в адрес главы администрации Козловского района, о чем ходатайствовал прокурор участвующий в деле, суд в рассматриваемом конкретном случае не находит, учитывая при этом что в удовлетворении исковых требований отказано, а вынесение частного определения отнесено к исключительной компетенции суда и не зависит от наличия или отсутствия ходатайств лиц, участвующих в деле, кроме того вынесение частного определения является правом суда, а не его обязанностью

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Петрова Ю.А. к Управлению образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики:

- о признании приказа Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики от 28.09.2022 <число>-к «О принятии решения о прекращении трудового договора» незаконным;

- о признании приказа Управления образования и молодежной политики администрации Козловского района Чувашской Республики от 28.09.2022 <число>-к «О прекращении трудового договора» незаконным;

- восстановлении в должности директора автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа- Физкультурно- оздоровительный комплекс «Атал»;

- взыскании компенсации за время вынужденного прогула в размере <число> рублей;

- взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме в Верховный Суд Чувашской Республики, через Козловский районный суд ЧР.

Судья В.Г. Порфирьев

Мотивированное решение составлено 13 декабря 2022 года.

2-445/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петров Юрий Александрович
Ответчики
Управление образования администрации Козловского района Чувашской Республики
Другие
Муниципальное образование Козловский район Чувашской Республики
Государственная инспекция труда Чувашской Республики
Суд
Козловский районный суд Чувашии
Судья
Порфирьев Владимир Геннадьевич
Дело на странице суда
kozlovsky.chv.sudrf.ru
28.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2022Передача материалов судье
01.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее