Решение по делу № 3а-1767/2020 от 22.10.2020

Дело № 3а-1767/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 30 ноября 2020 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Исаковой Л.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Старкова Валерия Геннадьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

у с т а н о в и л:

Старков В.Г. обратился в суд с административным иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, заявив требование, ГБУ Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- земельного участка общей площадью 1352 кв.м., с кадастровым номером **34, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3907145 рублей;

- нежилого здания общей площадью 951,4 кв.м., с кадастровым номером **1252, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 марта 2018 года в размере 20559148 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных выше объектов недвижимости, и соответственно плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, которые исчисляются с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости. Несоответствие установленной по результатам государственной кадастровой оценки и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца, как налогоплательщика.

Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, представитель административного истца К1. на удовлетворении заявленных требований в судебном заседании настаивала.

Представитель административных ответчиков Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Л. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований, заявил об отсутствии намерения представлять доказательства иной рыночной стоимости объектов недвижимости и заявлять ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы по делу.

Заинтересованные лица Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю, администрация г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности, закреплено в статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.

Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» установлен и введен в действие с 01 января 2018 года налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Судом установлено, что административный истец является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: **** – земельного участка общей площадью 1352,0 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин, с кадастровым номером **34, и нежилого здания, общей площадью 951,4 кв.м., с кадастровым номером **1252.

Изложенные обстоятельства подтверждаются копиями выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках объектов недвижимости и зарегистрированных правах (том 1 л.д. 13-14, 15-19).

Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **34, установлена по состоянию на 01 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края" и составляет 11091673 рубля 70 копеек, сведения внесены в ЕГРН 14 января 2020 года (том 1 л.д. 12).

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером **1252 установлена по состоянию на 15 марта 2018 года актом ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» № 403 от 23 октября 2019 года в размере 35804549 рубля 96 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 01 января 2019 года, сведения в ЕГРН внесены 29 октября 2019 года (том 1 л.д. 11).

Приведенные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правовых акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований административного иска представлены в суд отчет об оценке № 421/О-19 от 22 апреля 2020 года, выполненный оценщиком К2. (ИП К2.) и отчет об оценке № 1186/О-20 от 10 сентября 2020 года, выполненный оценщиком Б. (ООО «Р-Консалтинг»).

Согласно отчету об оценке № 421/О-20 от 22 апреля 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **34 по состоянию на 01 января 2019 года составила 3907145 рублей.

Согласно отчету об оценке № 1186/О-20 от 10 сентября 2020 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером **1252 по состоянию на 15 марта 2018 года составила 20559148 рублей.

Анализируя отчеты об оценке, суд установил, что оценщик К2. является членом Саморегулируемой организации Ассоциация «Межрегиональный союз», включена в реестр 15 ноября 2012 года за регистрационным номером **. Оценщик имеет образование в области оценки: диплом ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет» № ** от 01 июля 2005 года по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью»; квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ** от 15 марта 2018 года по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости». Ответственность оценщика застрахована СПАО «РЕСО-Гарантия».

Оценщик Б. является членом Саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков», включена в реестр 03 апреля 2018 года за регистрационным номером **. Оценщик имеет образование в области оценки: диплом ФГБОУВПО «Пермский государственный научно-исследовательский университет» ** от 04 июля 2014 года по специальности «080105 Финансы и кредит»; квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ** от 10 августа 2018 года по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости». Ответственность оценщика застрахована по полису ** от 24 июля 2019 года СПАО «РЕСО-Гарантия», срок действия полиса с 28 августа сентября 2019 года по 27 августа 2020 года.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Представленные Отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

При определении стоимости объекта оценки (здания) оценщиком Б. использован сравнительный подход, в отчете оценщиком приведены обоснования невозможности использования затратного и доходного подходов. С целью определения рыночной стоимости объекта оценки здания сравнительным подходом оценщиком выбран метод сравнения продаж, при применении которого оценщиком полно собрана и всесторонне проанализирована информация о ценах предложений на торговые здания как наиболее близкие по виду функционального назначения с объектом оценки и сходные по основным ценообразующим факторам. Оценщиками проанализирована информация о ценах предложения сходных объектов недвижимости совпадающими по назначению с объектом оценки.

Применяя сравнительный подход при определении рыночной стоимости спорного земельного участка, с применением метода сравнения продаж, оценщиком К2. проанализирована информация о ценах предложения сходных земельных участков с видами разрешенного использования, совпадающими с видами разрешенного использования оцениваемого земельного участка. Выбор объектов-аналогов оценщиком в отчете об оценке надлежащим образом обоснован с учетом анализа объекта оценки.

Содержание отчетов об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчеты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.

Суд считает, что при подготовке отчетов об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщики К2., Б. при оценке спорных объектов недвижимости не допустили нарушение требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.

Данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, суду не представлены, ходатайство о проведении судебной экспертизы административными ответчиками не заявлено.

С учетом изложенного, заявленные Старковым В.Г. требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежат удовлетворению.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в суд 22 октября 2020 года, в связи с чем, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата обращения в суд - 22 октября 2020 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Старкова Валерия Геннадьевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1352 кв.м., с кадастровым номером **34, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3907145 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 951,4 кв.м., с кадастровым номером **1252, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 марта 2018 года в размере 20559148 рублей.

Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать 22 октября 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в четвертый Апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2020 года.

Судья: подпись

3а-1767/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Старков Валерий Геннадьевич
Ответчики
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Другие
Клименко Елена Владимировна
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Администрация г.Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Коротаева Ольга Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
22.10.2020Регистрация административного искового заявления
23.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2020Судебное заседание
14.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее