Решение по делу № 33а-16202/2020 от 23.10.2020

Судья Лифанова Г.Е. Дело № 33а-16202/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 декабря 2020 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Захаровой О.А., Бачевской О.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анохиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1479/2020 по административному исковому заявлению Масленникова Сергея Юрьевича к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Администрации Каменска-Уральского городского округа, Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству о признании незаконным бездействия, возложении обязанности

по апелляционным жалобам административных ответчиков Администрации Каменска-Уральского городского округа, Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству

на решение Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 28 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Захаровой О.А., объяснения представителя административного ответчика Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству Коновницина А.М., объяснения представителя административного ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» Савельевой А.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Масленников С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» (далее по тексту – МКУ УГХ), Администрации Каменска-Уральского городского округа, Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги по улице Красногорская города Каменска-Уральского на участке от улицы Исетская через улицу Красногорская, 19а с задней части стороны РКЦ «Ключ», возложить обязанность на МКУ УГХ отремонтировать указанный участок дороги в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 28 августа 2020 года признано незаконным бездействие Администрации Каменска-Уральского городского округа, Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за содержанием автомобильной дороги по улице Красногорская города Каменска-Уральского на участке от улицы Исетская через улицу Красногорская, 19а с задней части стороны РКЦ «Ключ»; бездействие МКУ УГХ, выразившееся в ненадлежащем содержании указанной автомобильной дороги. На административных ответчиков возложена обязанность устранить допущенное нарушении прав административного истца.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, административные ответчики Администрация Каменска-Уральского городского округа, Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству подали апелляционные жалобы, в которых, повторяя доводы, изложенные в отзывах на административное исковое заявление, просят решение суда отменить, отказав в удовлетворении административного иска. Административный ответчик Администрация Каменска-Уральского городского округа полагает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, в рамках решения вопросов местного значения реализует свои полномочия через структурные подразделения, обладающие правами юридического лица, которым является Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, создавшим МКУ УГХ, одним из предметов деятельности которого является решение вышеназванных вопросов местного значения. Кроме того, МКУ УГХ является владельцем данных объектов недвижимости (дороги от города Каменск-Уральский, улица Красногорская, улица Исетская (от улицы Гагарина до улицы Октябрьская) на праве оперативного управления. Кроме того, никаких обращений от Масленникова С.Ю. в адрес Администрации Каменска-Уральского городского округа не поступало. Тем более, что ремонтные работы по предписаниям ГИБДД МО МВД России «Каменск-Уральский», вынесенные в адрес МКУ УГХ, выполнены АО «Горвнешблагоустройство» 20 июля и 18 августа 2020 года. Также полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для возложения солидарной ответственности по устранению нарушений прав административного истца по ремонту указанных участков автомобильных дорог, поскольку Администрация Каменска-Уральского городского округа не может заключить муниципальный контракт на ремонт спорных участков дорог, тем более, в решении суда не указано, какие конкретно действия необходимо совершить Администрации Каменска-Уральского городского округа во исполнение решения суда.

Административный ответчик Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств произведенных замеров дорожного покрытия в соответствии с утвержденными методиками, а также соответствующими измерительными приборами. Причем в решении суда указано на несоответствие дорожного покрытия ГОСТу Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методы контроля», в котором приведены дефекты дорожного покрытия, не являющиеся нарушениями. Также пролагает ошибочным вывод суда первой инстанции относительно осуществления отраслевым органом муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.

Административный истец Масленников С.Ю., представитель административного ответчика Администрации Каменска-Уральского городского округа, представитель заинтересованного лица АО «Горвнешблагоустройство», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела заказной почтовой корреспонденцией 10 ноября 2020 года, электронной почтой – 02 ноября 2020 года, а также путем размещения информации на официальном Интернет-сайте Свердловского областного суда, в заседание судебной коллегии не явились.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству Коновницына А.М., объяснения представителя административного ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» Савельевой А.В., изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, в частности, что задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (абзац 2 статьи 1).

Исходя из положений пункта 6, пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Положениями статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 5 части1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа.

Судом установлено, что в соответствии с выписками из реестра муниципальной собственности от 10 августа 2020 года, автодорога по улице Исетская, по улице Краногорская передана в оперативное управление МКУ УГХ.

Согласно акту ГИБДД МО МВД России «Каменск-Уральский» о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги № 3380 от 15 апреля 2020 года на участке дороги по улице Красногорская, 19а имеются дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин.

15 июля 2020 года, 16 августа 2020 года ГИБДД МО МВД России «Каменск-Уральский» в отношении МКУ УГХ вынесены предписания № 8/6518, № 8/бн, в соответствии с которыми МКУ УГХ предписано устранить дефекты покрытия проезжей части по улице Красногорская от улицы Исетская до улицы Котеджей, по улице Красногорская, 19а. Срок исполнения предписания до 25 июля 2020 года и 26 августа 2020 года соответственно.

Сведений об исполнении указанных предписаний в материалах дела не имеется. Представленные стороной заинтересованного лица АО «Горвнешблагоустройство» и административным ответчиком МКУ УГХ копии страниц из журнала производства работ по содержанию автомобильных дорог, дефектные ведомости, а также локальный сметный расчет № 021-20в не соответствуют требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку сведений о выполнении предписаний не содержат.

При этом из отзыва АО «Горвнешблагоустройство» следует заключение с МКУ УГХ муниципального контракта № 2 от 25 декабря 2019 года на содержание улично-дорожной сети города в 2020 году (сроком выполнения работ с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года). На основании предписания ГИБДД МО МВД России «Каменск-Уральский» № 8/6518 от 15 июля 2020 года с заказчиком согласованы работы по засыпке дороги по улице Красногорской асфальтогранулятором в объеме 8 куб.м., работы выполнены 20 июля 2020 года. На основании предписания ГИБДД МО МВД России «Каменск-Уральский» № 8/бн от 16 августа 2020 года с заказчиком согласованы работы по засыпке дороги по улице Красногорской асфальтогранулятором в объеме 10 куб.м., работы выполнены 18 августа 2020 года. В последующем произведены работы по засыпке асфальтогранулятором дороги по улице Красногорская от улице Исетская до улицы Коттеджей и улицы Жуковского. Между тем, из позиции АО «Горвнешблагоустройство» следует невозможность представления актов выполненных работ в связи с их подписанием в последних числах месяца выполнения работ (л.д. 132-133).

Из объяснений представителя МКУ УГХ в судебном заседании суда апелляционной инстанции также следует невозможность предоставления актов выполненных работ в связи с их отсутствием.

Кроме того, в ответе МКУ УГХ № 3062 от 28 августа 2020 года, направленным в адрес ГИБДД МО МВД России «Каменск-Уральский», содержится просьба о переносе срока исполнения предписания № 8/бн от 16 августа 2020 года на более позднюю дату со ссылкой на установление в настоящее время временных дорожных знаков «Неровная дорога».

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьями 3, 13, частью 3 статьи 15, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сделал правильные выводы о несоответствии муниципальной дороги обязательным требованиям ГОСТ, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении МКУ УГХ обязанностей по содержанию автомобильной дороги по вышеназванный адресам, переданной учреждению в оперативное управление.

Также суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Администрация Каменска-Уральского городского округа, Отраслевой орган по городскому хозяйству Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству наряду с МКУ УГХ являются надлежащими ответчиками, указав на допущенное с их стороны бездействие, выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за содержанием автомобильной дороги по улице Красногорская города Каменска-Уральского на участке от улицы Исетская через улицу Красногорская, 19а с задней части стороны РКЦ «Ключ».

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Устава муниципального образования Каменска-Уральского городского округа Свердловской области, утвержденного решением Каменск-Уральской городской Думы от 22 февраля 2006 года № 148, Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, определенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 Устава, утвержденного решением Каменска-Уральской городской Думы от 22 июня 2006 года № 148, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорого местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, подпункту 8.6 пункта 8, подпункту 17.3 пункта 17 положения об органе местного самоуправления «Администрация Каменска-Уральского городского округа» отраслевые органы Администрации городского округа, обладающие правами юридического лица, обеспечивают реализацию полномочий Администрации городского округа по решению вопросов местного значения.

Осуществление вышеназванных полномочий Администрации городского округа относится к компетенции отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству в соответствии в подпунктом 2.2. пункта 2.1 Положения об отраслевом органе, утвержденном решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 26 ноября 2008 года № 24 (в редакции решения городской Думы города Каменска-Уральского от 20 февраля 2019 года № 459), а именно: в области использования автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и осуществления дорожной деятельности, организация работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального образования, включая организацию деятельности по созданию и обеспечение функционирование парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.

Отраслевой орган местного самоуправления является структурным подразделением Администрации городского округа, наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, главным распорядителем бюджетных средств, в том числе по решению вышеуказанного вопроса местного значения.

Постановлением Администрация города Каменска-Уральского от 10 октября 2019 года № 837 утверждена муниципальная программа «Обеспечение функционирования городского хозяйства в муниципальном образовании город Каменск-Уральский на 2020-2026 годы», в составе которой имеется подпрограмма «Функционирование дорожного хозяйства». Являясь главным распорядителем бюджетных средств, отраслевой орган распределяет бюджетные средства в рамках указанной муниципальной программы, ответственным исполнителем за исполнение которой являются как отраслевой орган, так и МКУ УГХ.

Постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 19 марта 2015 года № 407 утвержден «Порядок организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Каменск-Уральский».

Таким образом, в силу вышеизложенного, на административных ответчиков возложены полномочия по решению вопросов осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения. Несоответствие муниципальных дорог обязательным требованиям свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиками данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе Масленникова С.Ю., на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.

Создание МКУ «Управление городского хозяйства» в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности, передача автомобильных дорог в оперативное управление данному учреждению, вопреки позиции административных ответчиков, не освобождает Администрацию Каменска-Уральского городского округа и Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, муниципальному контролю за сохранностью автодорог общего пользования местного значения на территории округа и не может служить основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности.

При рассмотрении дела представители Администрация Каменск-Уральского городского округа и Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству не заявляли о надлежащем выполнении МКУ УГХ возложенных полномочий в части дорожной деятельности.

Принимая во внимание обязанность Администрация Каменск-Уральского городского округа, Отраслевого органа по городскому хозяйству выполнять требования закона о содержании дорог в надлежащем и безопасном для населения города состоянии, масштабность проблемы, потребность в значительных денежных средствах для устранения нарушений, суд считает, что указанные ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.

Доводы апелляционных жалоб о несогласии с актом ГИБДД МО МВД России «Каменск-Уральский» выявленных недостатков № 3380 от 15 апреля 2020 года, с предписаниями ГИБДД МО МВД России «Каменск-Уральский» № 8/6581, № 8/бн от 15 июля 2020 года, 16 августа 2020 года при рассмотрении настоящего дела не имеют правового значения, поскольку в установленном законом порядке ни акт, ни указанные предписания оспорены не были.

В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Суд первой инстанции верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, постановил законное решение в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям. Доводы апелляционных жалоб не имеют правового значения, не содержат оснований к отмене правильного по существу решения.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

В связи с этим оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административных ответчиков Администрации Каменска-Уральского городского округа, Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение и решение суда могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Шабалдина Н.В.

Судьи Захарова О.А.

Бачевская О.Д.

33а-16202/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Масленников Сергей Юрьевич
Ответчики
Отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству
Администрация Каменск-Уральского ГО
МКУ "Управление городского хозяйства"
Другие
АО Горвнешблагоустройство
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Захарова Ольга Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
26.10.2020Передача дела судье
03.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2020Передано в экспедицию
03.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее