Решение по делу № 2-242/2024 от 11.03.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Оричи 08 апреля 2024 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Земцова Н.В.

при секретаре Королёвой Н.А.,

с участием заместителя прокурора Оричевского района – Воробьевой Н.В.,

представителя ответчика – муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района Кировской области – Комиссарова Павла Анатольевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-242/2024 ( УИД 43RS0028-01-2024-000265-74 ) по иску прокурора Оричевского района Кировской области к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оричевского района Кировской области обратился в суд с иском к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области дорожного движения.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдением на территории Оричевского района законодательства о безопасности дорожного движения, выявлены нарушения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым названного пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Автомобильная дорога Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные )
включена в реестр муниципальной собственности Оричевского района.

Указанная дорога в соответствии с решением Оричевской районной
Думы от ДД.ММ.ГГГГ 9/13 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования    местного значения и местного значения межмуниципального характера Оричевского района Кировской области» отнесена к IV категории дорог.

В то же время, оценки технического состояния автомобильной дороги не проводилась.

По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес главы администрации Оричевского района было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое не было исполнено в установленный срок.

В соответствии со статьёй 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту, прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований.

Просит суд обязать муниципальное образование Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района организовать проведение оценки технического состояния автомобильной дороги Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ) Оричевского района Кировской области.

В суде заместитель прокурора Оричевского района – Воробьева Н.В., поддерживая заявленные требования, в их обоснование привела аналогичные доводы.

Представитель ответчика – муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района Кировской области по доверенности ( л.д. 47 ) – Комиссаров П.А., суду пояснил, что в удовлетворении исковых требовании прокурора необходимо отказать, поскольку понуждение администрации муниципального образования «Оричевский район» к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа. Суду дал пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве на исковое заявление ( л.д. 48-49 ).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отделение ГИБДД МО МВД России «Оричевский», будучи уведомлен надлежащим образом ( л.д. 43 ), в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела, либо его рассмотрении без их участия, не ходатайствовали.

Третье лицо ФИО5, надлежащим образом уведомлявшийся о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела, либо рассмотрения дела без его участия, не ходатайствовал, возражений по иску не представил.

Направлявшаяся в адрес ФИО5 почтовая корреспонденция о рассмотрении дела возвратилась в суд без вручения адресату ( л.д. 46 ).

Заслушав прокурора Воробьеву Н.В., представителя ответчика – МО Оричевский муниципальный район Кировской области – Комиссарова П.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ( далее по тексту – Федеральный закон № 196-ФЗ ), к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.    

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 24 Федерального закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее по тексту – Федеральный закон № 257-ФЗ ), владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация ( исполнительно-распорядительный орган муниципального образования ), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании частей 1, 2, 3, 9 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешённого использования подразделяются на автодороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений, являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы ( дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы ) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления должной деятельности относятся, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесённых настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:    принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное ( до 1 июля года, следующего за отчётным ) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым названного пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно части 18 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ, классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог ( первой, второй, третьей, четвёртой, пятой категориям ), осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу требований подпункта «г» пункта 6 Правил классификации автомобильных дорог в РФ и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утверждённых постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767, классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта РФ: в отношении автомобильной дороги местного значения – органом местного самоуправления.

Судом установлено, что автомобильная дорога межмуниципального характера Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ), 1978 года постройки, включена в реестр муниципальной собственности Оричевского района Кировской области ( л.д. 16, 17, 18-19, 20, 21 ).

Автомобильная дорога межмуниципального характера Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ), 1978 года постройки, имеет протяженность 4 633 м., кадастровый номер ( л.д. 22-26 ).

Автомобильная дорога межмуниципального характера Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ), в соответствии с решением Оричевской районной Думы Оричевского района Кировской области от 17 февраля 2017 года 9/13 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и местного значения межмуниципального характера Оричевского района Кировской области» и перечнем к нему отнесена к IV категории дорог ( л.д. 27, 28-31 ).

Как следует из акта осмотра автомобильной дороги Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ) от 13 апреля 2022 года, утверждённого главой Оричевского района 13 апреля 2022 года, в ходе осмотра выявлен износ верхнего слоя щебёночного покрытия на площади 3220 кв.м., проявляющийся в многочисленных выбоинах глубиной до 8 см.. Профиль не соответствует нормам эксплуатации. На всём протяжении автомобильной дороги необходимо провести вырубку древесно-кустарниковой растительности. Комиссией установлено, что состояние дорожного покрытия не соответствует нормативным требованиям ( л.д. 50 ).

Согласно акту осмотра автомобильной дороги Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ) от 18 апреля 2023 года, утверждённого главой Оричевского района 20 мая 2023 года, на поверхности проезжей части имеются поперечные волнистые неровности. Необходимо провести работы по грейдированию всей протяжённости автодороги. В канавах по всей протяжённости имеется древесно-кустарниковая растительность. Комиссией установлено, что состояние дорожного покрытия не соответствует нормативным требованиям ( л.д. 51 ).

29 февраля 2024 года главой Оричевского района утверждена Дорожная карта реализации мероприятий по техническому обследованию автомобильной дороги Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ) в Оричевском районе, согласно которой заключение по результатам технического обследования должно быть получено 31 декабря 2024 года ( л.д. 53 ).

Таким образом, судом установлено, и доказательств обратного ответчиком суду не представлено, что оценка технического состояния автомобильной дороги межмуниципального характера Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ), с кадастровым номером , не проводилась.

Прокуратурой района в адрес главы администрации Оричевского района Кировской области 23 января 2024 года было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое не было исполнено в установленный срок ( л.д. 32-35, 36-37 ).

Отсутствие оценки технического состояния автомобильной дороги межмуниципального характера Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ), с кадастровым номером , нарушает права неопределённого круга лиц, на безопасность дорожного движения на данном участке дороги.

При указанных обстоятельствах, суд возлагает на муниципальное образование Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района Кировской области организовать проведение оценки технического состояния автомобильной дороги межмуниципального характера Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ), с кадастровым номером , в срок до 31 декабря 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Исковые требования прокурора Оричевского района Кировской области удовлетворить.

Обязать муниципальное образование Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района Кировской области, <данные изъяты>, организовать проведение оценки технического состояния автомобильной дороги межмуниципального характера Стрижи-Боровицкий карьер ( Озерные ), с кадастровым номером , в срок до 31 декабря 2024 года.

На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия через Оричевский районный суд.

Председательствующий                Земцов Н.В.

2-242/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Оричевского района
Ответчики
МО Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района Кировской области
Другие
МО МВД России "Оричевский"
Попов Сергей Владимирович
Суд
Оричевский районный суд Кировской области
Дело на странице суда
orichevsky.kir.sudrf.ru
11.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Дело оформлено
08.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее