Судья Егорова Я.Н. № 33а-2745/2021
№ 2а-266/2021
67RS0019-01-2021-000577-34
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2021 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Ивановой О.А.,
судей: Холиковой Е.А., Туникене М.В.,
при помощнике судьи Смородиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по апелляционной жалобе П.Ф.И., К.А.С., О.Т.В., П.И.Н., Т.Г.Н., Ф.Е.А., П.И.М. на решение Починковского районного суда Смоленской области от 27 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения административных истцов П.И.М. и Т.Г.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения Главы администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области И.Н.П., судебная коллегия,
установила:
П.Ф.И., К.А.С., Ч.А.В.., О.Т.В., П.И.Н., Т.Г.Н., Ф.Е.А., П.И.М. обратились в суд с административным иском к администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области (далее – Администрация сельского поселения), администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (далее - Администрация) о признании действий по организации и проведению публичных слушаний, результатов публичных слушаний незаконными.
Требования мотивировали тем, что в нарушение положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» постановление Администрации сельского поселения от 01 февраля 2021 г. №3 «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области» не было опубликовано; объявление о проведении публичных слушаний в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации сельского поселения было опубликовано только 04 марта 2021 г., в то время как публичные слушания были назначены на 15.00 часов 09 марта 2021 г.; административные истцы не были заблаговременно ознакомлены с проектом муниципального правового акта, который не обнародован путем размещения на информационных стендах, здании Администрации, магазинах, домах культуры; на слушаниях вместо заявленных 8 членов комиссии присутствовали только четыре; перед началом публичных слушаний не были представлены члены комиссии; не избрана счетная комиссия для подсчета голосов; не оглашена повестка; не проведено голосование на утверждение повестки; вопросы жителей остались без внимания; предложение Поляковой И.Н. о внесении изменений в генеральный план не рассмотрено; в проведении голосования участвовали граждане, которым в силу закона не дано такого права, не объявлены результаты голосования.
В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы П.И.М., П.И.Н., О.Т.В., К.А.С.., Т.Г.Н., Ф.Е.А., Ч.А.В., П.Ф.И. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Административный ответчик Глава Администрации сельского поселения И.Н.П. исковые требования не признал.
Представитель заинтересованного лица Администрации С.В.В., в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административных истцов, не усмотрев нарушений при организации и проведении публичных слушаний.
Решением Починковского районного суда Смоленской области от 27 мая 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления П.Ф.И., К.А.С., Ч.А.В., О.Т.В., П.И.Н., Т.Г.Н., Ф.Е.А., П.И.М. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Указывают, что судом не принято во внимание нарушения Администрации сельского поселения п. 13.1 ст. 13 «Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в Прудковском сельском поселении Починковского района Смоленской области» (публичные слушания назначены на следующий день после нерабочего праздничного дня); регистрация участников проводилась во время начала слушаний, а не до начала; в голосовании участвовали 11 человек, которые на это не имели права, поскольку не являются ни жителями поселения, ни правообладателями строений, земельных участков на территории поселения; фактически голосование не было произведено – не были оглашены результаты.
В судебном заседании апелляционной инстанции административные истцы П.И.М. и Т.Г.Н. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области И.Н.П. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Административные истцы П.И.Н., О.Т.В., К.А.С., Ф.Е.А., Ч.А.В., П.Ф.И., представитель заинтересованного лица администрации МО «Починковский район» Смоленской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев на основании ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такой совокупности условий для удовлетворения административного иска по делу не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (часть 1); общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (часть 2).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Также, порядок проведения публичных слушаний на территории Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области регламентирован соответствующим Положением, утвержденным решением Совета депутатов Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области от 23 июля 2019 г. № 16.
Статьей 5.1 Градостроительного кодекса РФ регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведения собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовки и оформления протокола публичных слушаний; подготовки и опубликования заключения о результатах публичных слушаний (часть 5 указанной статьи).
В соответствий со ст.28 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования (п. 3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (п. 8).
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрацией Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области 1 февраля 2021 г. принято Постановление № 3, которым назначены дата, время и места проведения публичных слушаний по вопросу рассмотрения проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области 9 марта 2021 г. в 15:00 в здании администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области; определен период с 5 февраля 2021 г. по 5 марта 2021 г. для принятия администрацией Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской письменных предложений по вопросу, вынесенному на публичные слушания; создана временная комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний; дано поручение о размещении информации о проведении публичных слушаний на официальном сайте администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области, а также в газете «Сельская новь» (л.д. 99-100).
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в общественно-политической газете «Сельская новь» № 6 (10530) 5 февраля 2021 г., оповещение о проведении публичных слушаний размещено на официальном сайте администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области (http://prudkovskoe.admin-smolensk.ru) 19 февраля 2021 г. (л.д.103-104, 91).
Экспозиция проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки проходила все это время в здании администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области по адресу: ..., а также на официальном сайте администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области.
9 марта 2021 г. состоялось собрание участников публичных слушаний в здании администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области по адресу: ....
В собрании приняло участие 42 человека, в том числе и административные истцы, из них жители Прудковского сельского поселения, сотрудники администрации Прудковского сельского поселения и члены комиссии.
Предложения и замечания, касающиеся проектов, принимались в устной и письменной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний, в письменной форме в адрес организатора публичных слушаний с 5 февраля 2021 г. по 5 марта 2021 г. в здании администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области по адресу: ....
По результатам публичных слушаний составлен протокол № от 9 марта 2021 г., в котором администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области направлен проект Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области с учетом предложений и изменений после проведения повторных публичных слушаний.
Публичные слушания признаны состоявшимися, процедура проведения публичных слушаний по проектам признана соблюденной и соответствующей требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в Прудковском сельском поселении Починковского района Смоленской области, утвержденного решением Совета депутатов Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области от 23 июля 2019 г. № 16, Градостроительного кодекса в Российской Федерации, и установив, что процедура проведения публичных слушаний административным ответчиком нарушена не была, публичные слушания проведены в установленном порядке, возможность участвовать в обсуждении проекта была обеспечена, протокол оформлен в соответствии с законом, содержит все необходимые сведения и реквизиты, подготовлен с учетом поступивших предложений и замечаний участников публичных слушаний, фактов нарушения прав истцов на участие в публичных слушаниях не установлено, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нормы материального права судом применены правильно.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 июля 2010 г. № 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что жителями сельского поселения, в том числе истцами, было реализовано право на участие в публичных слушаниях и права их на высказывание мнения нарушены не были.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов.
Судебная коллегия соглашается с доводом административных истцов о том, что в нарушение п. 13.1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в Прудковском сельском поселении Починковского района Смоленской области публичные слушания были назначены на следующий день после нерабочего праздничного дня (на 9 марта 2021 г.), однако это не свидетельствует о нарушении прав административных истцов на участие в публичных слушаний и не может повлечь признаний действий по организации и проведению публичных слушаний незаконными.
Доводы, приведенные в жалобе, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене законного судебного решения.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Починковского районного суда Смоленской области от 27 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Ф.И., К.А.С., О.Т.В., П.И.Н., Т.Г.Н., Ф.Е.А., П.И.М. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: